Картотека игр по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
картотека по математике (старшая группа)

Мария- дефектолог

В документе предствлены дидактические игры с помощью которых у детей формируются элементарные математические представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по Формированию элементарных математических представлений.

1 игра.

«Геометрическая мозаика»

Цель: развивать наглядно- образное мышление, творческие способности, память, закрепления геометрических фигур.

Материал: разноцветные геометрические фигуры разных размеров и цветов, карточки с рисунками из геометрических фигур.

Инструкция:  педагог предлагает ребёнку внимательно рассмотреть карточку с рисункам из геометрических фигур, затем убирает карточку и ребёнок по памяти должен выложить такой же рисунок, и затем назвать геометрические фигуры которые он использовал для этого рисунка.

2 игра.

«Почини коврик»

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Материал: коврики из геометрических фигур.

Инструкция:  С помощью фигур закрыть  «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа: «Жил-был котенок Мурик, который любил спать на мягком коврике. Однажды Мурик пошел на улицу играть, а мыши в это время прогрызли на коврике дыры. Сосчитай, сколько дыр стало на коврике. Теперь возьми свои фигуры и помоги Мурику починить коврик.»

3 игра.

«катиться не катится »

Цель:  познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.

Материал: кубики и шарики разного размера и цвета.

Инструкция: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».

Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.

4 игра

«Найди пару по форме»

Цель:   учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

Материал: пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, коробка или шляпа.

Инструкция: перед началом игры подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары – ребенка с такой же фигуркой.

Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.

5 игра

«найди лишнею фигуру»

Цель: учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения, развивать мышления.

Материал: плоские геометрические фигуры, разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5 – 10 штук каждой формы).

Инструкция: это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.

Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которой отличается по формеПредложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигурку, которая отличается от других по форме».

Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.

6 игра.

«что где находится?»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве.

Материал: разные игрушки.

Инструкция: перед ребенком разложить разные игрушки , и спросить: кто находится справа от медвежонка, кто находиться  слева от зайца, кто стоит перед лисой, а кто сзади и.т.д.

7 игра.

«где лежит игрушка?»

Цель:  учить ребёнка ориентироваться на плоскости.

Материал: листок квадратной формы и 5 маленьких игрушек.

Инструкция:  Перед ребёнка положить листок в форме квадрата и сказать, положи медвежонка  в правый верхний угол, а лису по середине и.т.д., затем спросить у ребенка, где лежит лиса, где мишка и.т.д.

8 игра.

«части суток»

Цель: упражнять детей в умении различать части суток, пополнять знания о различных частях суток, развивать воображение, создавать образ на основе зрительного восприятия.

Материал: карточки с изображением части суток.

Инструкция: Попросить ребёнка назвать части суток которые он знает, затем перед ребенком в разброс положить карточки с временем суток и попросить его разложить их по порядку.

9 игра.

«вчера, сегодня, завтра»

Цель: закрепить у детей понятия "Вчера", "Сегодня", "Завтра"; соотношение числа с днём недели. Закрепить последовательность дней недели. Уметь планировать и анализировать свою деятельность в трёхдневный отрезок времени.

Инструкция: "Когда это бывает". Детям предлагаются варианты событий или любые режимные моменты в трёхдневный отрезок недели, они должны ответить, когда происходило это событие "Вчера. Сегодня. Завтра."

Игру можно использовать в начале занятия или дня, как организационный момент.

10 игра.

«назови скорей»

Цель:  закреплять название дней недели.

Инструкция: игра поводится в кругу. Воспитатель бросает мяч кому либо из детей и спрашивает:" Какой день недели перед четвергом? ". Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: "Среда".

- Какой день недели был вчера?

- Назови день недели после вторника.

- Назови день недели между средой и пятницей.

11 игра.

«покажи столько же»

Цель:  закрепления счёта и цифр.

Материал: карточки с цифрами, и счётные палочки на каждого ребенка.

Инструкция: Педагог показывает детям карточку с цифрами , а дети должны выложить с только палочек какую цифру показывает педагог.

12 игра.

«какой цифры не стала»

Цель: закрепления цифр, развития памяти, внимания.

Материал: карточки с цифрами.

Инструкция: педагог перед детьми выкладывает цифры, затем просит детей закрыть глаза и прячет цифру, дети должны по памяти назвать какой цифры не стала.

13 игра.

«Соедини цифру с нужным количеством»»

Цель: учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Материал: карточки .

Инструкция: педагог выдаёт на каждого ребёнка карточки, где отдельно нарисована цифра и предмет, дети должны соединить нужную цифру с количеством.

14 игра.

«Какие цифры поменялись местами»

Цель: закрепить знания о цифрах, развивать зрительную память.

Материал: карточки с цифрами.

Инструкция:  педагог перед детьми выкладывает цифры и просит детей запомнить в каком порядке стоят цифры , затем педагог просит детей закрыть глаза и меняет местами цифры , дети должны поставить цифры в том порядке в каком они были.

15 игра.

«назови соседей»

Цель: формировать у детей представление о порядковом счете, закрепления слов: между, справа, слева, перед, после, за.

Материал: карточки с цифрами и цифры.

Инструкция:  Ребенок выбирает карточку , называет цифры, находит пропущенное число на маленькой карточке и закрывает пустое окошко. Использует слова: между, справа, слева, перед, после, за.

16 игра.

«откуда позвали»

Цель: Формирование представлений об ориентировке в пространстве с помощью слуха.

Инструкция:  ребёнку закрываем глаза , и просим другого ребёнка позвать  его по имени, у того ребёнка у которого закрыты глаза должен отгадать с какой стороны его позвали .

17 игра.

«расскажи где, что стоит?»

Цель: формировать умение ориентироваться на  листе бумаги.

Инструкция: на квадратном листе расположены разные предметы по углам и по середине листа, взрослый спрашивает у ребёнка где стоит кружка, где тарелка и.т.д. ребёнок должен ответить в правом нижнем углу, по середине и.т.д. , предметы можно ставить разные в зависимости от темы недели.

18 игра.

«Дай предмет в правую руку, дай предмет в левую руку человеку, стоящему к тебе передом, задом. боком.»

Цель: закрепления сторон права лева, закрепление цифр.

Инструкция: Взрослый перед ребёнком выкладывает ряд цифр , и говори в правую руку положи цифру два , в левую семь.

19 игра.

«Дни недели»

Цель: выучить названия дней недели и порядок их следования, а также закрепить такие понятия как "вчера", "сегодня", "завтра".

Инструкция: Взрослый показывает детям цифру два и спрашивает как называется второй день недели, дети отвечаю вторник, а если сегодня вторник, то вчера какой был день недели дети отвечают понедельник и.т.д.

20 игра

«времена года»

Цель: закрепления времени года развития логического мышления.

Инструкция: Взрослый показывает карточки с предметами , ребёнок должен показать к какому времени года относится этот предмет.

21 игра.

«когда это бывает?»

Цель: закрепления времени года развития логического мышления.

Инструкция: Перед ребёнком выложены картинки 4х времени года, взрослый загадывает ребёнку загадку , ребёнок должен показать какому времени года она относится, и объяснить свой ответ.

22игра.

«дорисуй сколько не хватает»

Цель: развития математических навыков.

Инструкция: В тетради ребёнка нарисовано два кружочка, взрослый просит ребёнка дорисовать кружочки так , чтобы их стало пять, затем спрашивает ребёнка сколько кружочков было и сколько он дорисовал,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Математическое королевство»

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Математическое королевство"

С данным конспектом, мною было пройдено Соответствие занимаемой должности воспитателя....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «математический теремок"

ОО «Познавательное развитие»1.Учить решать математические задачи и задачи шутки.2.Закреплять  знания детей в счете в пределах 10 и цифрах от 1-10, ориентировки на листе бумаги, геометрических фиг...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (картотека)

Данный материал предназначен для детей старшей группы. В него входят все компоненты образовательной области по формированию элементарных математических представлений....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевство».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе  Тема: «Путешествие в математическое кор...

Картотека игр по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников

упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек...