Математическая экскурсия
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Дементьева Екатерина Николаевна

План - конспект " Математическая экскурсия" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematichechkaya_ekskursiya.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Путешествие в музей математики»

Цель: закрепление знания детей  математических представлений

Задачи:

  1.  Формировать понятие « больше», « меньше», «равно»;
  2. Закреплять свойства предметов;
  3. Воспитывать у детей внимательно слушать задание до конца.

Группа: старшая

Оборудование: карточки с заданиями, картинка "Найди 10 отличий"; иллюстрация к русской народной сказке "Репка"; картинка с изображением вагончиков разной геометрической формы; маркеры; столы и таблички с названиями залов музея математики: "Геометрические фигуры", "Математические знаки", "Картинная галерея", "Веселая геометрия"; входные билеты.

Ход деятельности:

1 часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами целый год занимались математикой. А сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в музей математики. Для того что бы попасть в него, надо ответить на вопросы. Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Какое число называют первым при счете?

Дети: Число один.

Воспитатель: У какой фигуры всего три угла?

Дети: У треугольника.

Воспитатель: Какое число стоит между двумя и четырьмя?

Дети: Число три.

Воспитатель: У какой фигуры нет углов?

Дети: У круга.

Воспитатель: Какая линия может продолжаться бесконечно?

Дети: Прямая линия.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадки.

                         На песке два льва сидели,

                         Ананас и киви ели.

                         К ним еще подсели два.

                         Сколько здесь...?

Дети: Четыре льва.

Воспитатель: По глубокой речке плыл

                          Одинокий крокодил.

                         Два еще плывут, смотри!

                         И теперь их стало...?

Дети:  Три.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы ответили на все вопросы правильно.

(Дети закрывают глаза. Звучит музыка (на выбор педагога).

2 часть.

Воспитатель: Вот мы с вами и в музее математики. Посмотрите, как много здесь экспонатов. Мы познакомимся с каждым из них. Начинается наша экскурсия с "Зала геометрических фигур". Какие геометрические фигуры вы знаете?

Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

(Воспитатель демонстрирует детям карточку с изображением разных геометрических фигур).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на карточку. Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?

Дети: Большой синий квадрат, маленькие зеленый, синий и красный круги, маленький зеленый квадрат.

Воспитатель: На какие группы можно разбить эти фигуры?

Дети: По цвету, форме и размеру.

(Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображением рядов геометрических фигур).

Воспитатель: Посмотрите внимательно, в каждом ряду фигур есть одна лишняя. Нужно понять, какая из них лишняя, и объяснить почему.

Дети: (дают разные варианты ответов)

           В первом ряду лишний синий треугольник, потому что остальные фигуры - квадраты.

          Во втором ряду - большой синий квадрат, потому что остальные фигуры маленькие. (Или:маленький красный квадрат, потому что остальные фигуры - синие. Или: круг, потому что остальные фигуры - квадраты).

         В третьем ряду лишний зеленый маленький круг, потому что остальные фигуры большие. (Или: треугольник, потому что остальные фигуры - круги).

(Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображением нескольких пар геометрических фигур.

Воспитатель: Скажите, чем похожи и чем отличаются эти две фигуры?

Дети: Фигуры  в первом ряду одинаковые по цвету, но разные по форме.

          Фигуры во втором ряду одной формы, но разные по цвету.

          В третьем ряду фигуры различаются по цвету и по форме.

Воспитатель: Молодцы! Продолжим нашу экскурсию.

3 часть.

Воспитатель: Я приглашаю вас в следующий зал - "Зал математических знаков".

(Воспитатель демонстрирует детям таблицу, раздает маркеры).

Воспитатель: Заполните, пожалуйста, пустые клеточки таблицы, используя математические  знаки: "больше", "меньше" или "равно".

(Дети выполняют задание, рисуя маркером нужный знак в пустой клетке таблицы)

Воспитатель: Замечательно! Вы справились с заданием! Теперь предлагаю вам решить веселые задачи.

              Три веселых медвежонка

              Ели сладкий мед в сторонке,

              Два пришли им помогать.

              Сколько стало мишек..?

Дети: Пять.

Воспитатель: Сколько медвежат ели мед сначала?

Дети: Трое медвежат.

Воспитатель: Сколько медвежат пришли на помощь?

Дети: Двое медвежат.

Воспитатель: Сколько всего стало медвежат?

Дети: Пятеро медвежат.

Воспитатель:  Как вы получили число пять?

Дети: К трем прибавили два.

Воспитатель: Как называется это действие?

Дети: Сложение.

Воспитатель: Какой мы используем знак при сложении?

Дети: Знак "+".

(Дети выбирают карточку со знаком "+"  среди других карточек, лежащих перед ними).

Воспитатель: Три медвежонка - это какая часть?

Дети: Первая.

Воспитатель: Два медвежонка - это какая часть?

Дети: Вторая.

Воспитатель: А пять медвежат?

Дети: Целое.

Воспитатель: Если поменять части местами, изменится ли целое?

Дети: Нет.

Воспитатель: Следующая веселая задача.

            На блюдце у Андрюши

            Четыре желтых груши.

             Есть мальчик захотел,

            Одну из груш он съел.

            Теперь считайте груши

            На блюдце у Андрюши.

Дети: Три.

Воспитатель: Сколько груш было сначала?

Дети: Четыре груши.

Воспитатель: Сколько груш мальчик съел?

Дети: Одну грушу.

Воспитатель: Сколько груш осталось?

Дети: Три груши.

Воспитатель: Какое действие вы выполнили?

Дети: Вычитание.

Воспитатель: При вычитании какой знак мы используем?

Дети: Знак "-".

(Дети выбирают карточку со знаком"-")

Воспитатель:  Молодцы! Наша экскурсия продолжается.

4 часть.

Физкультминутка

Воспитатель: Но прежде чем мы пройдем в следующий зал, я предлагаю вам остановиться в комнате отдыха.

(Воспитатель проговаривает текст и показывает соответствующие движения.Дети повторяют за ним).

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять,

                         Все умеем мы считать

                       Отдыхать умеем тоже,

                       Руки за спину положим,

                       Голову поднимем выше

                       И легко-легко подышим.

                       Раз, два, три, четыре, пять,

                      Топаем ногами.

                      Раз, два, три, четыре, пять,

                      Хлопаем руками.

                      Потянитесь на носочках столько раз,

                      Сколько пальцев на руках у вас.

(Игру можно повторить несколько раз).

5 часть.

Воспитатель: Мы отдохнули, и пора двигаться дальше. Перед вами - "Картинная галерея". В этом зале находятся картины.

(Воспитатель демонстрирует иллюстрацию к русской народной сказке "Репка").

Воспитатель: Как вы думаете, к какой сказке нарисована эта картина?

Дети: К сказке "Репка".

Воспитатель: Правильно. Давайте внимательно рассмотрим картину и вспомним сказку. Что посадил дед?

Дети: Репку.

Воспитатель: Какая выросла репка?

Дети: Большая-пребольшая.

Воспитатель: Кого первого позвал дед на помощь, чтобы вытащить репку?

Дети: Бабку.

Воспитатель: Кто стоит между внучкой и кошкой?

Дети: Жучка.

Воспитатель: Кто стоит за бабкой?

Дети: Внучка.

Воспитатель: Кто последним пришел тянуть репку?

Дети: Мышка.

Воспитатель: Кто стоит перед мышкой?

Дети: Кошка.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем нашу экскурсию. Вы очень наблюдательные. Это поможет вам при выполнении следующего задания.

(Воспитатель демонстрирует картинку "Найди 10 отличий).

Воспитатель: Посмотрите на эти две картинки. На первый взгляд, они одинаковые, но это не так.  Изображения отличаются друг от друга. Если вы будете внимательными, то найдете все отличия.

(Дети рассматривают картинки и находят отличия).

6 часть.

Воспитатель: Вы отлично справляетесь с задачами! Молодцы! А теперь мы входим в зал, который называется "Веселая геометрия". Посмотрите внимательно на картинки? Что на них изображено?

(Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображениями разных домиков).

Дети: Домики.

Воспитатель: Какой домик  здесь лишний? Почему?

Дети: (предполагают разные варианты ответов):

                Лишний здесь домик 1: в нем три окна, а в остальных - по два. (Или: лишний домик 2, у него труба, а у других домов ее нет. Или: лишний домик 3, так как он  меньше остальных. Или: лишний домик 4, у него крыша не треугольная,  как в других домиках).

Воспитатель: (делает вывод из рассуждений детей) То есть каждый домик может быть лишним, потому что все они отличаются друг от друга.

Посмотрите теперь на другое изображение.

(Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением вагончиков разной геометрической формы).

Воспитатель: Что нарисовал художник?

Дети: Вагончики, поезд.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры напоминают вам вагоны?

Дети: Трапеция, прямоугольник, треугольник.

Воспитатель: Что общего у этих фигур?

Дети: У них есть углы.

Воспитатель: Какие углы вы знаете?

Дети: Угол может быть тупой, острый, прямой.

(Дети показывают углы на картинке).

Воспитатель: Поезд едет по рельсам. Какую линию напоминают вам рельсы?

Дети: Прямую.

Воспитатель: Что напоминают шпалы?

Дети: Отрезки.

Воспитатель: Отрезок - это часть какой линии?

Дети: Прямой.

Воспитатель: Есть ли точки ограничения у прямой линии?

Дети: Нет. Она может продолжаться бесконечно.

Воспитатель: А у отрезка есть точки ограничения?

Дети: Да, есть две точки ограничения.

Воспитатель: Что еще изображено на картинке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Что есть у солнышка?

Дети: Лучи.

Воспитатель: Сколько точек ограничения у луча?

Дети: Одна точка ограничения. Луч можно продолжить только в одну сторону.

Воспитатель: Молодцы! Вы быстро справились с заданиями, верно решили все задачки и показали, что много знаете из математики. А сколько интересного мы сегодня увидели! Понравились вам экспонаты нашего музея? Что больше всего запомнилось? Какие задания вы выполняли?

(Дети отвечают)

Воспитатель: На этом наша экскурсия заканчивается. Надеюсь, мы еще не раз побываем с вами в музее математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ".

Конспект содержит игровой материал занимательного характера, который может быть использован для проверки  уровня усвоения детьми программного материала по математическому развитию....

Конспект НОД в старшей группе по математике тема: «Математическая экскурсия»

конспект занятия   для детей старшей группы (5-6 лет.) по теме:« Математическая экскурсия » Этот конспект развивает внимание, мышление, память. Расширяет пространственное пред...

Математическая экскурсия

Конспект" Математическая экскурсия" развивает внимание, мышление, память. Расширяет пространственное представление,совершенствуются двигательные навыки....

НОД по ФЭМП "Математическая экскурсия по городу"

учимся счету в прямом и обратном порядке, ориентация на листе бумаги...

Конспект НОД по ФЭМП с элементами ПДД в подготовительной группе "Математическая экскурсия по городу ПДД"

Конспект НОД разработан для систематизирования и закрепления математических представлений и знаний правил ПДД....