Конспект образовательной ситуации в старшей группе "Знакомство с качествами и свойствами песка и глины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Татьяна Витальевна

:    создать условия  для формирования у детей интереса к  исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_pesok_glina.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым

Знакомство с качествами и свойствами песка и глины

Конспект образовательной ситуации в старшей группе

Подготовила воспитатель Кузнецова Т.В.

 

Надым 2019


Тема:  Знакомство с качествами и свойствами песка и глины

Возрастная группа: старшая

Направления развития: познавательное, художественно - эстетическое

Приоритетная образовательная область:    познавательно – исследовательская  деятельность

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель:    создать условия  для формирования у детей интереса к  исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной

Задачи:

Образовательные: 1)   познакомить со свойствами песка и глины; 2) формировать умение исследовать свойства природных материалов; 3) учить детей делать выводы, умозаключения;  

Развивающие: 1)  развивать  познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) развивать творческое воображение при  лепке посуды; 4) развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:    воспитывать доброжелательность и взаимовыручку, трудолюбие и аккуратность

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:    глиняная посуда, посуда из различных материалов, в том числе пластиковая, атрибуты для чаепития, высушенные шарики из глины, чайник или термос с горячей водой

Раздаточный материал:    глина сухая и песок сухой в стаканчиках, вода в стаканчиках, ложечки одноразовые, листочки белой бумаги, клеенки, доски для лепки, палочки деревянные, салфетки, глина пластичная, лупы

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

 

Мотивировать детей на включение  в деятельность

 В.:   Воспитатель собирает детей около себя.

 Ребята, вы были в отпуске? Где вы были? Что вы там делали? Вам понравилось? А что понравилось больше всего?

В: ребята, я тоже была в отпуске, ездила в город НННН. Там я посетила мастерскую, в которой делают посуду и привезла оттуда подарки.

Показываю коробку с песком и сухой глиной

В:   фотографии сделали на память? Посмотрим?

В: ребята, я вас приглашаю на чай, который мы будем пить из красивых чашек

 Проходят к накрытому столу. На столе нет чашек

В:   Из чего же нам  чай  пить? Чашек нет! Как быть?

Дети: сделать самим!!!

В: хотите попробовать? Сможете?

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний  

Актуализировать знания детей о посуде, о материалах, из которых она изготавливается

В: ребята, как вы думаете, из чего можно делать посуду?

Дети: из стекла! Из пластика! И т.д.

В: Еще из чего? А почему делают посуду из стекла? А из пластика, как вы думаете, хорошая посуда? А в чем ее опасность? Удобно из пластиковых стаканчиков пить горячий чай? (если возникает затруднение или дети говорят, что из пластикового стаканчика удобно пить чай, налить горячую воду из чайника в стаканчик и дать потрогать. Каким стал стакан? Удобно из него пить? Безопасно?)

Выслушиваются все предположения и ответы детей

В: ребята, но у нас нет ни стекла, ни пластика. Зато у нас есть песок и глина.  Как думаете, можно из этого всего вылепить посуду?

Дети: да! Нет!

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в игровой ситуации

Сформировать мотивационную ситуацию для формирования представлений о песке и глине

 

 В: ребята, смогли мы договориться?

Дети: нет!

В: мы не пришли к общему мнению. Может нам стоит проверить наши предположения?

Дети: да!

В: напомните мне, ребята, что же мы хотели проверить?

Дети: можно или нельзя вылепить посуду из песка и глины!

В: тогда давайте пройдем в наш экспериментальный центр и попробуем разобраться в этом вопросе

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания

 Организация познавательно – исследовательской деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

 Дети рассаживаются за столы, на которых расставлено все для опытов

В: ребята, давайте разбираться,   какими свойствами обладают песок и глина. Для этого предлагаю вам провести опыты

Опыт 1

Возьмем стаканчик с песком, аккуратно высыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать? Поэтому и говорят, что песок сыпучий, рыхлый.   Можно так сказать про глину? Вывод: песок сыпучий, в отличие от глины. 

Опыт 2

В: Ребята, давайте теперь рассмотрим, из чего состоит песок (из очень маленьких песчинок). На что похожи песчинки? Похожа ли одна песчинка на другую?

В: а теперь рассмотрим глину. Видны ли такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине -  слипшиеся, очень мелкие частички.  Чем - то глина похожа на пластилин.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3

Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она равномерно распределилась между песчинками.  Затем наливаем воду  в стакан с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (медленно, часть воды остается на поверхности).

Для наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и наблюдать, куда быстрее впитывается вода

 Вывод: вода впиталась в песок, а в глину нет, осталась на поверхности.

Опыт 4

Слепим из мокрой глины шарики и колбаски. Затем попробуем слепить шарики из мокрого песка. Какие шарики получились из глины? (прочные). А какие шарики из песка? (их лепить трудно, они ломаются, рассыпаются). Если слепить шарики и высушить их, что с ними произойдет? (песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими). 

Вывод: из глины можно лепить разные предметы

В: ребята, какие вы молодцы! Столько опытов провели! А как вы думаете, теперь вы сможете вылепить чашки из песка и глины?

Дети: отвечают

В: ну что же, ребята,  давайте пробовать. А для начала немного отдохнем и подвигаемся.

Подвижная игра «Песчинки и глина»

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

Закрепить умение определять свойства  глины, активизировать словарь детей

 В: Так из какого материала мы слепим чашки для нашего чаепития?

Дети: из глины!

В: почему?

Дети: потому что глина липкая, прочная, не пропускает воду, из нее можно лепить разные предметы

В: все верно, ребята! Из глины можно лепить много разных предметов. Но их не сразу можно использовать. После лепки надо обязательно изделия высушить и обжечь в печи. Только тогда глиняное изделие получится по настоящему прочным и прослужит много  лет.

В: ребята, я вам предлагаю приступить к работе

Дети лепят из глины чашки для чаепития

В: А теперь, ребята, давайте попробуем налить воду в наши чашки. Что происходит с водой?

Д: она не просачивается, остается в чашке

В: все верно, молодцы, ребята!

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

В: ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились? Что мы хотели узнать? Что мы делали с глиной и песком? Смогли   мы справиться с задачей? Почему вы смогли это сделать?  Вам понравилось? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения?

 

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В поисках динозавров»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе по формированию у детей  элементарных представлений об эволюции Землию....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через игровые задания....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Зимние проделки Дюдюки»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе  «Зимние проделки Дюдюки»...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Знакомство со свойствами стекла"

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Знакомство со свойствами стекла"...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе "Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Цветной граттаж»

Тема: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Цветной граттаж»Возрастная группа: подготовительнаяНаправления развития: познавательное, художественно - эстетическоеПриоритетная обра...