Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Спирина Анастасия Владимировна

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации в старшей группе

Воспитатель: Спирина А.В.

Тема: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие (рисование)

Цель: Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции, формировать детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности,

Задачи:

- Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

- Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки

- Закреплять представления детей о характерных признаках осени. Познакомить детей с нетрадиционным видом изобразительной техники «печать листиками», передавать в рисунке строение дерева – ствол (кистью), крону – отпечатком листа.

Материал: музыкальное сопровождение П. Чайковского «Времена года», репродукция - картина И. И. Левитана «Золотая осень», корзина с листиками. Мольберт, листья разных видов деревьев (3-4 вида); альбомные листы для детей, формат (А- 4), акварельные краски, кисти, клеёнка, салфетки, вода.

Методические приёмы: - показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, загадка, техника рисования «печать листиками», наблюдение за работой детей, слушание музыки П. Чайковского, рассматривание картин, иллюстраций, анализ работ детьми и воспитателем.

Предварительная работа:

Наблюдения за осенней природой во время прогулок, сбор листьев, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением осенних деревьев, осенней природы, повторение, заучивание стихотворений об осени, отгадывание загадок.

Ход занятия:

I. Вступительная часть.

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года»,

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все радостные и красивые. Покажем всем, какие вы радостные?

Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.

Воспитатель: Ребята, понравилась Вам музыка, которая сейчас звучит?

Это фрагмент музыки П. Чайковского «Времена года».

-Какое время года прозвучало в музыке?

-Какая осень здесь поздняя или ранняя?

-Какая музыка?

-Какой цвет у осени?

Воспитатель: - Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

Ответы детей:

Воспитатель: -Правильно. А что изменяется в лесу с приходом осени? По каким признакам мы узнаём осень? Ответы детей:

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете стихи об осени? (4 ребенка рассказывают стихи)

- Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать природу осенью. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень».

Дети описывают увиденную картину, отвечают на вопросы воспитателя:

- какое время года изображено на картине?

- как мы поняли, что это осень?

- какими красками написана картина?

- какое настроение у картины?

- чем она понравилась?

Физкультминутка «Осень в гости к нам пришла и с собою принесла...»

II. Основная часть

Воспитатель:

Среди кленов и осин

Корзина стоит одна

Разукрашена листьями

И рябины кистями,

Не велика он и не мала…

Кто же нам её прислала?

Отгадать вас просит-

Кто же это?

Воспитатель: -Что же в сундучке лежит? Ответы детей

-В нашей осенней коллекции много разных листьев, рассмотрим их.

Воспитатель берёт в руки листочек.

Воспитатель: - Ребята, от какого дерева этот листик? Ответы детей

Воспитатель: -Молодцы,  листики узнали. Все листики разные. Они отличаются друг от друга формой, окраской, размером. Летом все листики, какого цвета?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, летом все листики зелёные. Но пришла волшебница осень и разукрасила их в разные цвета. Какие?

Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.

- Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.

Воспитатель: - Осенью листики становятся жёлтыми, красными, оранжевыми и даже коричневыми. А что же произойдёт с ними зимой? Ответы детей.

Воспитатель: - Да, ребята, зимой все листики замёрзнут и исчезнут, а нам с вами останется только вспоминать какие они были. Но у меня есть идея. Предлагаю вам сделаем необычное фото листочков на память. Согласны?

Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и нарисовать свою картину. Рисовать осенние деревья мы будем необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмем к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

Когда отпечатаем листики, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

Во время объяснения воспитатель наглядно демонстрирует детям, как выполнять задание.

Воспитатель: - А перед работой разомнём наши пальчики.

Пальчиковая игра «Листики»

Воспитатель: - Приступайте к работе и сделайте свои фото – отпечатки листочков. Будьте аккуратны и внимательны.

Дети выполняют творческое задание.

Воспитатель: - Какие Вы молодцы, какие яркие фото – отпечатки у Вас получились! Теперь зимой, когда нам станет грустно, мы всегда можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени. Ребята, Вы, наверное, устали? Ответы детей.

Дети печатают и рисуют деревья, затем воспитатель спрашивает:

- Что еще можно дорисовать на вашем рисунке, чтобы он был завершен? (дети дорисовывают)

III. Заключительная часть.

-  Посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья!

- Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья. Какое время года изобразили в своих рисунках?

- Какие краски использовали?

- Какими способами рисовали? 

Выставка работ воспитанников.

Самоанализ образовательной ситуации  в старшей группе  «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

Воспитатель: Спирина А.В.

Интеграция образовательных областей.

При планировании ОС были учтены возрастные особенности детей.

Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции, формировать  детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности,

Задачи:

- Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

- Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки

- Закреплять представления детей о характерных признаках осени. Познакомить детей с нетрадиционным видом изобразительной техники «печать листиками»,  передавать в рисунке строение дерева – ствол (кистью), крону – отпечатком листа.

Методы:

- Словесные-беседа, обьяснение, художественное слово.

- Наглядные- показ иллюстраций ,приемов рисования

- Игровые-сюрпризный момент.

- Практичный-нетрадиционное рисование.

- Метод похвалы.

Образовательная ситуация была проведена в форме совместной деятельности взрослого и детей и включила в себя различные виды деятельности, игровую, познавательно – исследовательскую, двигательную, художественно – эстетическую.

Добиться решения поставленных задач мне помогла предварительная работа с детьми: наблюдения за осенней природой во время прогулок, сбор листьев, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением осенних деревьев, осенней природы, повторение, заучивание стихотворений об осени, отгадывание загадок, чтение произведений об осени, слушание музыкальных произведений.

Образовательная ситуация соответствовала интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Формирование знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребенка в активный процесс.

Первая часть ОС  построена в форме беседы с детьми и рассматривание картинок, художественное слово.

В основной части ОС, учитывая все возможности детей, структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, что бы постоянно активизировать внимание: это наглядность (картинки). Выстраивая структуру деятельности использовала вопросы, направленные на активизацию имеющих знаний, сообщала новый материал, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить творческое задание. Детям было предложено нарисовать картину нетрадиционным способом рисования – отпечатком листа, при этом соблюдая последовательность выполнения работы и культурно-гигиенические навыки. В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомление не наблюдалось. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанникам давала позитивную оценку детской деятельности ,ответам детей Речевая активность, умение слушать и понимать собеседника - эти умения дети получили в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях детей повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четками, понятными, доступными.

В заключительной части ОС проводилась выставка детских работ .

Таким образом, цели и задачи, поставленные в рамках образовательной ситуации, были реализованы. Образовательная ситуация способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития ,познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне. Все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всего занятия. Этому способствовало использование разнообразных методов и приемов, демократический стиль общения с детьми, создание положительного эмоционального фона. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В поисках динозавров»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе по формированию у детей  элементарных представлений об эволюции Землию....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через игровые задания....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Зимние проделки Дюдюки»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе  «Зимние проделки Дюдюки»...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»...

Конспект образовательной интегрированной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования с детьми старшей группы «Лес, точно терем расписной – лиловый, золотой, багряный…» (в рамках проекта «Красавица осень»)

Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игруш...