Формирование математических способностей детей посредством дидактических игр и упражнений
проект по математике

Шипицына Ирина Викторовна

Дидактические игры и упражнения для детей младшего и среднего возраста. Работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

i1339WZ6C.jpg

100220162121.png

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Дидактические игры и упражнения в обучении детей основам математики».

Основание для разработки  проекта

1.Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2.Общеобразовательная программа Дошкольного образовательного образования.

Участники проекта

дети 3-6 лет, педагоги, родители

Цель проекта

Способствовать  формированию элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Вид проекта

Монопроект, практико – ориентированный, индивидуальный, долгосрочный.

Сроки  реализации проекта

Проект реализуется в течение 4 лет: сентябрь 2019г. - май 2023г.

Принципы и подходы к созданию проекта

1.От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми математических заданий к более сложный по содержанию.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

4. Принцип взаимодействия и сотрудничеств выражается во взаимодействии педагога с семьей.

 5. Принцип системности- работа с детьми по математическому развитию ведется по определенной системе.

Содержание проекта

  1. Актуальность проекта.
  2. Идея проекта
  3. Цель проекта
  4. Задачи проекта
  5. Этапы работы над проектом

Организационно - подготовительный

            Практический

            Презентационный

            Контрольный

  1. Формы работы с детьми
  2. Формы работы с родителями
  3. Перспективный план работы  с 2019 – 2023гг.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат (дети):

1.Расширятся математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах.

2. Сформируется умение использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

 3.Повысится уровень математического развития детей.

4.Повысится мотивация к исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат (родители)

1.Повышение педагогической компетенции  математического развития детей.

2. Сформируется понимание необходимости использования дидактических игр и упражнений в развитии математических способностей  детей.

Сопровождение при внедрении проекта

1.Изготовление дидактических игр и применение их на практике.

2.Разработчики оставляют за собой право осуществлять методическую поддержку  педагогическим работникам  в форме проведения  семинаров-практикумов, мастер-классов и др.

Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов.

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности, качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.Ее изучение -это длительный и трудоёмкий процесс для дошкольников. Важно не перегрузить ребёнка информацией, не отбить интереса к занятиям математикой. И здесь на помощь педагогу приходят дидактические игры. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Какое же значение имеют игры? Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи: развивать мыслительную активность, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, фантазию, память, речь. Способствуют усвоению новых знаний, умений и навыков подчас обучаемый  не догадывается об этом, углублять математические представления. Играя, ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, одновременно впитывает неоценимый опыт общения и незаметно для себя  легко обучается всем азам математической науки.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.

Идея проекта: Использование различных видов дидактических игр в обучении детей основам математики приведет к формированию и развитию математических способностей дошкольников.

Цель проекта: Способствовать  формированию элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Задачи проекта:

1.Развивающие:

-расширять кругозор на базе ближайшего окружения;

-развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод;

-развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

 -развитие инициативности и активности детей

2.Образовательные:

-обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);

-учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;

-формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе  соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения;

-учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым;

-учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;

-учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;

-обучать счёту в пределах пяти

3.Воспитательные:

-формировать интерес к точным наукам.

Вид проекта: монопроект, практико – ориентированный, индивидуальный, долгосрочный.

Руководитель проекта: Шипицына И.В.

Участники проекта: дети 3-6 лет, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. - май 2023г.

Принципы реализации проекта:

1.От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми математических заданий к более сложный по содержанию.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

4. Принцип взаимодействия и сотрудничеств выражается во взаимодействии педагога с семьей.

 5. Принцип системности- работа с детьми по математическому развитию ведется по определенной системе.

Этапы работы над проектом

1.Организационно - подготовительный

1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации на сайтеmaam.ruпо теме проекта, посещение других сайтов.

2. Проанализировать многообразие форм и методов по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

3. Выяснить уровень развития математических представлений детей;

4. Разработать перспективный план.

5. Подбор наглядно-дидактического материала и оборудования для совместной деятельности с детьми.

Практический

1.Создание предметно- пространственной среды;

2. Создание картотеки дидактических игр по математическому развитию детей.

3.Изготовление, внедрение в деятельность детей математические игры и упражнения разной направленности.

4.Проведение  индивидуальных занятий и упражнений.

5. Разработка бесед, консультаций, памяток, буклетов для родителей с использованием занимательного материала по математике.

Презентационный

1.Презентация опыта перед педагогами ДОУ, оформление методических рекомендации по формированию математических представлений у детей в соответствии с возрастом на текущий учебный год.

2.Оформить выставку  математических настольно печатных игр, сделанных руками педагога и родителей.

3.Оценка результатов работы всех участников проекта.

Контрольный

Выяснить, повысился ли уровень развития  детей по ФЭМП за время проведения проекта.

Формы работы с детьми

  • Использование дидактических игр и упражнений  математической направленности во всех видах деятельности детей.
  • Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения знаний, умений и навыков в области математики.

Формы работы с родителями на 2019 – 2020учебный год

  • Оформление информационного стенда «Забавная математика».
  • Привлечение родителей к созданию математических игр своими руками.
  • Семинар - практикум для родителей: «Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего  дошкольного возраста».
  • Подбор и ознакомление родителей с дидактическим материалом и литературой для использования в домашних условиях.
  • Консультации для родителей на темы: «Математические игры в домашних условиях», «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников».
  • Наглядная агитация «Какие математические умения можно формировать у детей во время прогулок?»
  • Анкетирование родителей.

Формы работы с родителями на 2020 – 2021учебный год

  • Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».
  • Подбор и ознакомление родителей с дидактическим материалом и литературой для использования в домашних условиях. Выставка популярных книг и пособий по математическому развитию «Книги ждут вас».
  • Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических фигур).

  • Консультация «Развиваем у детей умение классифицировать».
  • Консультация «Знакомим ребенка с формой предметов».
  • Консультация «Как помочь ребенку запомнить цифры».
  • Консультация «Информационные  технологии в математическом развитии ребенка».
  • Семинар – практикум для родителей с использованием палочек Кьюзенера «Играя, учимся».
  • Наглядная агитация «Учим детей ориентироваться в пространстве».

Формы работы с родителями на 2021 – 2022учебный год

  • Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6  лет».
  • Консультация «Формирование временных представлений у детей старшего возраста».
  • Выставка творческих работ (книга своими руками) «Сказки о геометрических фигурах».
  • Семинар – практикум для родителей с использованием блоков Дьенеша «Играя, учимся».
  • Консультация «Обучение количественному и порядковому счету».
  • Оказание помощи педагогу в обогащении предметно развивающей среды группы (мелкие игрушки, камушки, карточки для игр).
  • Круглый стол «Книга в формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
  • Буклет «Как сделать летбук своими руками?»
  • Выставка творческих работ «Лепбук по математике» (книга своими руками).
  • Участие родителей в развлечении «Математический КВН».

Формы работы с родителями на 2021 – 2023учебный год

  • Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет».
  • Практические советы «Как научить ребенка понимать время».
  • Выставка творческих работ «Часы и часики».
  • Консультация «Измерительная деятельность как эффективное средство умственного и математического развития ребенка».
  • Консультация «Значение графических диктантов для подготовки к школьному обучению».
  • Оказание помощи педагогу в создании дидактических игр с цифрами и числами.
  • Консультация «Как объяснить дошкольнику состав чисел?»
  • Деловая игра «Арифметические задачи в жизни старшего дошкольника».
  • Практикум «Формирование математических представлений детей через сказку».
  • Выставка творческих работ «Математические сказки».
  • Участие родителей в развлечении «Математику на 5!»

Ожидаемый результат (дети):

1.Расширятся математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах.

2. Сформируется умение использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

 3.Повысится уровень математического развития детей.

4.Повысится мотивация к исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат (родители)

1.Повышение педагогической компетенции  математического развития детей.

2. Сформируется понимание необходимости использования дидактических игр и упражнений в развитии математических способностей  детей.

Перспективный план работы на 2019 – 2020 учебный год

(группа детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 года)

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

Выявить уровень развития математических представлений.

Оформление информационного стенда «Забавная математика».

Анкетирование «Математика в жизни вашего ребенка».

Октябрь

Дидактические игры на классификацию предметов.

Оказание помощи педагогу в оформлении математического центра группы, дидактических игр.

Ноябрь

Дидактические игры на формирование формы предметов.

Консультация «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников».

Декабрь

Дидактические игры на развитие логического мышления.

Консультация «Математические игры в домашних условиях»

Оказание помощи педагогу в создании картотеки математических загадок, считалок.

Январь

Дидактические игры с цифрами и числами.

Семинар - практикум  «Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего  дошкольного возраста».

Оказание помощи педагогу в создании картотеки математических сказок о цифрах и числах.

Февраль

Дидактические игры на ориентировку в пространстве.

Наглядная агитация «Какие математические уменияможносформировать у ребенка во время прогулок?»

Март

Дидактические игры на развитие памяти, внимания.

Апрель

Открытый показ нод по математике «Дружная семейка».

Участие родителей в открытом показе нод «Дружная семейка».

Май

Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс.

Оценка результатов работы участников проекта.

Перспективный план работы на 2020 – 2021 учебный год

(группа детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет)

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

Выявить уровень развития математических представлений.

Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».

Выставка популярных книг и пособий по математическому развитию «Книги ждут вас».

Октябрь

Дидактические игры на классификацию предметов.

Консультация «Развиваем у детей умение классифицировать».

Ноябрь

Дидактические игры на формирование формы предметов.

Консультация «Знакомим ребенка с формой предметов».

Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических фигур).

Декабрь

Дидактические игры на развитие логического мышления.

Семинар – практикум для родителей с использованием палочек Кьюзенера «Играя, учимся».

Январь

Дидактические игры с цифрами и числами направленные на запоминание внешнего вида цифр.

Консультация «Как помочь ребенку запомнить цифры».

Февраль

Дидактические игры на ориентировку в пространстве.

Наглядная агитация «Учим детей ориентироваться в пространстве».

Март

Дидактические игры на развитие памяти, внимания.

Консультация «Информационные  технологии в математическом развитии ребенка».

Апрель

Открытый показ непрерывной образовательной деятельности по математике «Путешествие в королевство математики».

Участие родителей в открытом показе непрерывной образовательной деятельности по математике «Путешествие в королевство математики».

Май

Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс.

Оценка результатов работы участников проекта.

Перспективный план работы на 2021 – 2022 учебный год

(группа детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет)

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

Выявить уровень развития математических представлений.

Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6  лет».

Октябрь

Дидактические игры на формирование временных представлений (календарь)

Консультация «Формирование временных представлений у детей старшего возраста».

Ноябрь

Дидактические игры на формирование формы предметов (головоломки с геометрическими фигурами)

Выставка творческих работ (книга своими руками) «Сказки о геометрических фигурах».

Декабрь

Дидактические игры на развитие логического мышления.

Семинар – практикум для родителей с использованием блоков Дьенеша «Играя, учимся».

Январь

Дидактические игры с цифрами и числами на формирование количественного и порядкового счета.

Консультация «Обучение количественному и порядковому счету».

Февраль

Песочная терапия для формирования пространственных представлений.

Оказание помощи педагогу в обогащении предметно развивающей среды группы (мелкие игрушки, камушки, карточки для игр).

Март

Математическая библиотека.

Круглый стол «Книга в формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Буклет «Как сделать летбук своими руками?»

Выставка творческих работ «Летбук по математике» (книга своими руками).

Апрель

Развлечение «Математический КВН».

Участие родителей в развлечении «Математический КВН».

Май

Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс.

Оценка результатов работы участников проекта.

Перспективный план работы на 2022 – 2023 учебный год

(группа детей предшкольного возраста от 6 до 7лет)

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

Выявить уровень развития математических представлений.

Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет».

Октябрь

Дидактические игры на формирование временных представлений (часы).

Практические советы «Как научить ребенка понимать время».

Выставка творческих работ «Часы и часики».

Ноябрь

Дидактические игры на формирование представлений о величине и ее измерении.

Консультация «Измерительная деятельность как эффективное средство умственного и математического развития ребенка».

Декабрь

Дидактические игры на ориентировку в пространстве:Графические диктанты.

Консультация «Значение графических диктантов для подготовки к школьному обучению».

Январь

 Дидактические игры с цифрами и числами: Состав числа.

Оказание помощи педагогу в создании дидактических игр с цифрами и числами.

Консультация «Как объяснить дошкольнику состав чисел?»

Февраль

Дидактические игры на развитие логического мышления: Обучение детей решению задач.

Деловая игра «Арифметические задачи в жизни старшего дошкольника».

Март

Математика в сказках.

Практикум «Формирование математических представлений детей через сказку».

Выставка творческих работ «Математические сказки».

Апрель

Развлечение «Математику на 5!»

Участие родителей в развлечении «Математику на 5!»

Май

Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс.

Оценка результатов работы участников проекта.

Заключение:

1. Выставки дидактических игр на итоговом педсовете.

2. Участие в конкурсах

3. Обобщение опыта работы перед педагогами ДОУ.

4. Презентация на сайте  и перед родителями на итоговой родительской встрече в конце учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений.

В данной работе представлены теоретически обоснованные и экспериментальным путем доказанные влияния  правильно подобранных дидактических игр и упражнений, на развитие сенсорных представлений, у д...

Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...

Развитие математических способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений.

В данной статье рассмотрены возможности развития интеллектуальных способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект мастер - классаОбразовательная область: Познавательное развитие  Формирование элементарных математических способностей...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Мастер-класс "Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей среднего дошкольного возраста"

Цель мастер класса :познакомить педагогов с дидактическими играми на развитие математических способностей .Игра "Математический куб".Использование в работе Геоборда. Игра "Умная пчелка...

Презентация для родителей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – палочки Кюизенера»

Презентация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – пал...