План-конспект проведения игр – головоломок («Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Лупенко Алена Александровна

План-конспект проведения игр – головоломок («Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг»

Тема: Моделирование и конструирование на плоскости. Мозаика из элементов квадрата.

Цель: познакомить с техникой мозаики из частей квадрата; научить составлять фигурки из этой мозаики.

Задачи:

Образовательные : учить детей выкладывать контурную картинку. Продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги ; Закрепить знание геометрических фигур;

Развивающие: развивать воображение и логическое мышление; Развивать у детей логическое мышление; Развивать мелкую моторику рук и глазомер

Воспитательные: воспитывать внимание, память, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца; Воспитывать аккуратность в работе; Воспитывать фантазию и терпение

Оборудование: мозаика, образцы, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

Ход

1.Вводная часть.

- Здравствуйте ребята. Проверим готовность к занятию. Кто тише сидят: мальчики или девочки?

    По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

 

Основная часть.

Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении.

Педагог задает вопросы:

- Из чего мы вырежем части для этой игры?
- Из квадрата.
- Сколько сторон, вершин, углов у квадрата?
- По четыре.
 -Какие геометрические фигуры вы видите, назовите их?

- Получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм.
- Вспомните загадку-стишок про квадрат.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг,
 Прямоугольнику я брат,
А зовут меня … (квадрат).

Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

Педагог предлагает детям разрезать квадрат по намеченным линиям.

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.

 

   --Педагог показывает детям образец фигуры-силуэта зайца и говорит: "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?" Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров; предлагает нескольким детям ответить.

---Туловище надо составить из 2 больших треугольников, лапу (вот эту) из среднего треугольника и маленького, а другую - из маленького треугольника.

--Педагог:  Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составляйте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил.

Педагог составляет вместе с ребятами зайца на доске. Просит помочь одного из ребят.

После того как фигура составлена, педагог просит детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку.

Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?"

 

Дети пробуют собрать бегущего гуся. Педагог вместе с ребенком собирает на доске.

 Физкультминутка «хомячок»

Хома, хома, хомячок

Поласательный бочок

Хома рано встает

Щечки моет,

Шейку трет,

Подметает Хома хатку

И выходит на зарядку

1, 2, 3, 4, 5 –

Хома сильным хочет стать.

 Изготовление мозаики из «Танграма»

Дети собирают изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.

В играх по самостоятельному придумыванию и составлению фигур-силуэтов дети, задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем составляют. Дети придумывают и составляют интересные фигуры-силуэты, которыми можно дополнить запас образцов к игре "Танграм". У кого не получается придумать фигуру, выполняет мозаику по образцу предложенную педагогом.

«Монгольская игра»

Ребята, я приготовила для вас очень похожую игру на «Тангарам» но когда я вышла на минутку из группы игра пропала, а на своем столе я обнаружила записку со словами «Вы только тогда сможете вернуть свою игру, когда правильно назовете все геометрические фигуры, которые я вам покажу, и ответите на мои вопросы» и подпись Незнайка.

Что же делать ребята, будем выполнять задание Незнайки? (ответы детей.)

(Тут входит незнайка и проводит с детьми игру).

Незнайка называет фигуру, дети отвечают.

Когда дети справились с заданием Незнайка похвалив детей за их правильные ответы возвращает игру и уходит будто бы учиться в школу. Вот видите ребята как хорошо все знать, потому что в жизни все знания могут пригодиться, а теперь давайте сядем за стол и поиграем в новую игру, которая называется «Монгольская игра».

Ребята возьмите в руки каждый свой набор и разложите фигуры перед собой. Сосчитайте сколько фигур в этой игре. Назовите сколько треугольников, квадратов, прямоугольников. Сколько маленьких и сколько больших?

Сейчас мы с вами будем строить дом.

 Давай вспомним, какие фигуры мы используем в строительстве и для какой части дома? (ответы детей).

Маша, из каких фигур можно сделать стены?

Сережа, из какой фигуры состоит крыша?

Витя, на какую фигуру похожа дверь?

 Правильно ребята. Стены дома – это квадрат или прямоугольник, крыша – треугольник, окна – круг, квадрат, прямоугольник, дверь – прямоугольник.

Заключительная часть.

Какие молодцы! Мы с вами сегодна по трудились.

Я с удовольствием поместила ваши работы на выставку. Педагог указывает на то, что не удалось и что удалось.

- Чем мы занимались на занятии?

- Что было труднее всего?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_provedeniya_igr_-_golovolomok_tangram.docx115.37 КБ

Предварительный просмотр:

 План-конспект проведения игр – головоломок («Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг»

Тема: Моделирование и конструирование на плоскости. Мозаика из элементов квадрата.

Цель: познакомить с техникой мозаики из частей квадрата; научить составлять фигурки из этой мозаики.

Задачи:

Образовательные : учить детей выкладывать контурную картинку. Продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги ; Закрепить знание геометрических фигур;

Развивающие: развивать воображение и логическое мышление; Развивать у детей логическое мышление; Развивать мелкую моторику рук и глазомер

Воспитательные: воспитывать внимание, память, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца; Воспитывать аккуратность в работе; Воспитывать фантазию и терпение

Оборудование: мозаика, образцы, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

Ход

1.Вводная часть.

- Здравствуйте ребята. Проверим готовность к занятию. Кто тише сидят: мальчики или девочки?

    По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Рис. 60

Основная часть.

Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении.

Педагог задает вопросы:

- Из чего мы вырежем части для этой игры?
- Из квадрата.
- Сколько сторон, вершин, углов у квадрата?
- По четыре.
-Какие геометрические фигуры вы видите, назовите их?

- Получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм.
- Вспомните 
загадку-стишок про квадрат.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня … (квадрат).

Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

Педагог предлагает детям разрезать квадрат по намеченным линиям.

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.

Рис. 62

   --Педагог показывает детям образец фигуры-силуэта зайца и говорит: "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?" Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров; предлагает нескольким детям ответить.

---Туловище надо составить из 2 больших треугольников, лапу (вот эту) из среднего треугольника и маленького, а другую - из маленького треугольника.

--Педагог:  Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составляйте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил.

Педагог составляет вместе с ребятами зайца на доске. Просит помочь одного из ребят.

После того как фигура составлена, педагог просит детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку.

Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?"

Рис. 64

Дети пробуют собрать бегущего гуся. Педагог вместе с ребенком собирает на доске.

 Физкультминутка «хомячок»

Хома, хома, хомячок

Поласательный бочок

Хома рано встает

Щечки моет,

Шейку трет,

Подметает Хома хатку

И выходит на зарядку

1, 2, 3, 4, 5 –

Хома сильным хочет стать.

 Изготовление мозаики из «Танграма»

Дети собирают изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.

В играх по самостоятельному придумыванию и составлению фигур-силуэтов дети, задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем составляют. Дети придумывают и составляют интересные фигуры-силуэты, которыми можно дополнить запас образцов к игре "Танграм". У кого не получается придумать фигуру, выполняет мозаику по образцу предложенную педагогом.

«Монгольская игра»

Ребята, я приготовила для вас очень похожую игру на «Тангарам» но когда я вышла на минутку из группы игра пропала, а на своем столе я обнаружила записку со словами «Вы только тогда сможете вернуть свою игру, когда правильно назовете все геометрические фигуры, которые я вам покажу, и ответите на мои вопросы» и подпись Незнайка.

Что же делать ребята, будем выполнять задание Незнайки? (ответы детей.) 

(Тут входит незнайка и проводит с детьми игру).

Незнайка называет фигуру, дети отвечают.

Когда дети справились с заданием Незнайка похвалив детей за их правильные ответы возвращает игру и уходит будто бы учиться в школу. Вот видите ребята как хорошо все знать, потому что в жизни все знания могут пригодиться, а теперь давайте сядем за стол и поиграем в новую игру, которая называется «Монгольская игра».

Ребята возьмите в руки каждый свой набор и разложите фигуры перед собой. Сосчитайте сколько фигур в этой игре. Назовите сколько треугольников, квадратов, прямоугольников. Сколько маленьких и сколько больших?

Сейчас мы с вами будем строить дом.

 Давай вспомним, какие фигуры мы используем в строительстве и для какой части дома? (ответы детей).

Маша, из каких фигур можно сделать стены?

Сережа, из какой фигуры состоит крыша?

Витя, на какую фигуру похожа дверь?

 Правильно ребята. Стены дома – это квадрат или прямоугольник, крыша – треугольник, окна – круг, квадрат, прямоугольник, дверь – прямоугольник.

Заключительная часть.

Какие молодцы! Мы с вами сегодна по трудились.

Я с удовольствием поместила ваши работы на выставку. Педагог указывает на то, что не удалось и что удалось.

- Чем мы занимались на занятии?

- Что было труднее всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия по математике во второй младшей группе: «Волшебные ниточки»

Программное содержание:·        Совершенствовать умения сравнивать предметы по ширине (широкий-узкий), цвету(одинаковые-разные), количеству (много-мало),  разме...

План-конспект о проведении мастер класса "Гирлянда из фольги"

2.Знакомство с целями и задачами.3.Лесная гостья (фрагмент театрализации).Стук в дверь, вбегает девочка в костюмчике  белочки с игрушкой в руках.А меня вы не ждали?Я лесная белочкаЗовут меня ...

План-конспект о проведении мастер класса "Гирлянда из фольги"

2.Знакомство с целями и задачами.3.Лесная гостья (фрагмент театрализации).Стук в дверь, вбегает девочка в костюмчике  белочки с игрушкой в руках.А меня вы не ждали?Я лесная белочкаЗовут меня ...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Волшебные круги» - «Тылсылмы тугэрэклэр»

Многофункциональная дидактическая игра по обучению детей татарскому языку (УМК) «Волшебные круги» - «Тылсылмы тугэрэклэр» для детей 5-7 лет предназначена для закрепления пройденного на татарском языке...

Мировые головоломки "Архимедова игра", "Волшебный круг"

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 10 ЛЕТОбразовательная область "Познавательное развитие"Игры найдены на просторах интернета и предназначены для полезного общения родителей с детьми, групповой и индивидуаль...

Дидактическая игра «Волшебные круги»

познавательное развитие...

Дидактическая игра "Волшебный круг"

Авторская дидактическая игра "Волшебный круг"...