Дидактическая игра «Волшебные круги»
учебно-методическое пособие

Босых Оксана Васильевна

познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._posobie_volshebnye_krugi.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                        1.  Пояснительная записка.

1.1. Вводная часть.

Вопрос полноценного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Работая в детском саду, я твердо убеждена что основу воспитательной работы, в первую очередь должно составлять именно развитие познавательных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознание ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поэтому дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условияхактивизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку познавательные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Поэтому проблема познавательного развития через дидактическую игру на сегодняшний день имеет особую актуальность.

Цель:

Развитие познавательных способностей детей.

Задачи:  

- Расширять общий кругозор детей.

- Совершенствовать навыки сравнения и анализа.

-  Развивать восприятие, память, внимание, мышление, речь.

- Развивать эстетический вкус.

-  Воспитывать умение работать в паре.

Прогноз: В результате длительного использования игры, у детей формируется кругозор, совершенствуются навыки сравнения и анализа, развиваются восприятие, память, внимание, мышление, речь, эстетический вкус.

Пособие состоит из основы – это деревянная доска, покрашенная в синий свет, длина которой равна 38, 5 сантиметрам, ширина равна 23,5 сантиметрам. На ней закреплены два шурупа, куда вставляются два круга диаметром 19 сантиметров.
Круги свободно поворачиваются, не соприкасаясь друг с другом. Они разбиты на 8 секторов, где изображены разные картинки.
В пособии 24 круга, в них задания и упражнения из трех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Все круги ламинированы.
Сверху на круги устанавливается картонная крышка с прорезью в виде ромба, длиной 39 сантиметров и шириной 24 сантиметра.
В получившемся окне дети будут подбирать пары картинок изображенных на секторах, вращая круги с боковых неприкрытых сторон.
Хранятся круги в коробочке, они вложены в конверты соответственно образовательным областям. На обратной стороне для удобства в пользовании, пара кругов обозначена маленькими кружочками одного цвета
                                                         

1.2. Методические рекомендации.

Данное пособие может использоваться одновременно двумя детьми. В этом случае один ребенок крутит круг находящийся слева, устанавливает свою картинку, второй ребенок вращает круг справа и устанавливает подходящую картинку в окошке в виде ромбика, рассуждая, и договариваясь друг с другом. После выполнения упражнения или задания дети могут продолжить использовать круги с другими вариантами.

Также оно может использоваться двумя подгруппами детей, по два ребёнка. Дети выполняют аналогичные действия или упражнения, но договариваясь в паре.

 Пособие может использоваться одним ребенком, тогда он вращает левый и правый круги, соотнося картинки по определенной теме.

Пособие может использоваться воспитателем для индивидуальной работы с ребенком.
                     

                             

Рекомендации по применению.

Образовательная область «Познавательное развитие»,

направление ФЭМП

Вариант 1.

Цель. Совершенствовать навыки количественного счета, закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Развивать внимание, мышление, память.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) соотнести соответствующее количество звезд с цифрой, поворачивая круги.

Вариант 2.

Цель. Совершенствовать умение выполнять действия на сложение и
вычитание, обосновывать итог. Развивать внимание, логическое
мышление.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) подобрать число,
соответствующее сумме или разности чисел, поворачивая круги и
проговаривая действия решения упражнения.

Вариант 3. (2 пары кругов)

Цель. Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах,
умение видеть силуэты геометрических фигур в окружающих предметах.
Развивать образное мышление.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги
соотнести предмет с соответствующей фигурой, проговаривая, например:
арбуз круглой формы

Образовательная область ««Познавательное развитие»,

направление «Ознакомление с природой»

Вариант 4 . (2 пары кругов)

Цель. Закреплять умение использовать в речи точные названия мест обитания животных и их жилище. Воспитывать познавательный интерес к животному миру. Устанавливать причинно-следственные связи, определяя среду обитания живых существ. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные выводы. Воспитывать любовь к животным.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинку животного с картинкой со средой обитания или с жилищем, проговаривая, например: кит обитает в океане, лошадь живет в конюшне.


Вариант 5.

Цель. Закреплять знания о способах питания животных в природе и при помощи человека. Развивать познавательный интерес, активизировать словарь.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинку животного с картинкой продукта его питания проговаривая, например: снегирь питается ягодами рябины.

 

                         

Образовательная область « Речевое развитие»

Вариант 6.
Цель. Упражнять детей в подборе слов в рифму. Развивать фонематический слух, внимание, четкость произношения.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки , подходящие по рифме, проговаривая, например: кефир – зефир.

Вариант7.
Цель. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. Закреплять умение ориентироваться на окончание слов при согласовании их друг с другом. Совершенствовать навыки образования слова при помощи суффиксов. Активизировать словарь прилагательными.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки , подходящие по смыслу все варианты согласовывая окончания, проговаривая, например: малиновая карамель, малиновый сок, малиновое мороженное, малиновое варенье, пирог из малины.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вариант8.

Цель: Закреплять представления детей о русских народных промыслах.

Совершенствовать умение соотносить элементы узора народных росписей с предметами промыслов. Активизировать словарь названиями народных росписей (хохломская, городецкая ,  гжельская роспись, филимоновская игрушка , дымковская игрушка, мезенская роспись, палехские подносы).Воспитывать эстетические чувства.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки с узорами с предметами народно-прикладного искусства, называя соответствующую роспись.

Вариант 9.

Цель. Узнавать художников на портрете и соотносить его с произведением искусства, которое он создал. Закреплять знания о жанрах живописи. Воспитывать эстетические чувства.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести портрет художника с его картиной, называть художника и название его картины.

Вариант 10.

Цель. Узнавать художников — иллюстраторов на портрете и соотносить его с иллюстрацией, которое он создал. Упражнять в назывании отличительных особенностей оформления книги каждого из них. Развивать внимание.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести портрет художника – иллюстратора с иллюстрацией с его книги. Называть художника иллюстратора.

Вариант 11.

Цель: закреплять знания о цветах и их смешивании. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести смешиваемые краски с получающимся светом. Называть краски, которые смешивались и что получилось.

Заключение.

Эффективность использования дидактического пособия «Волшебные круги».

Пособие используется в старшей разновозрастной группе с сентября 2018 года. В результате проведенной работы, мы заметили, что использование «Волшебных кругов», позволяет расширить общий кругозор и познавательную активность детей. Дети обогатили словарный запас, приобрели навык использования новых словоформ.

В утреннее и вечернее время дети с удовольствием самостоятельно используют данное пособие.

В непосредственной образовательной деятельности пособие используется для повышения познавательной активности детей, развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.

Почти все дети без труда научились соотносить количество предметов с соответствующей цифрой, у них совершенствовалось умение выполнять действия на сложение и
вычитание, обосновывать итог.  

В перспективе планирую дополнить пособие другими кругами из разных образовательных областей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 11 «Родничок»  

Дидактическая игра

«Волшебные круги»

                                                                           Разработала:

                                                                          воспитатель

                                                                                МБДОУ ЦРР –

                                                                                        д/с № 11 «Родничок»  

                                                                            Босых О. В.

ст. Тбилисская

2018 год.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Волшебные круги» - «Тылсылмы тугэрэклэр»

Многофункциональная дидактическая игра по обучению детей татарскому языку (УМК) «Волшебные круги» - «Тылсылмы тугэрэклэр» для детей 5-7 лет предназначена для закрепления пройденного на татарском языке...

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные круги"

Интеллектуальное развитие человека - одно из основных условий его саморазвития, успешности в течение всей жизни. Поэтому, развитие познавательных способностей у детей 3 - 7 лет - одно из приоритетных ...

План-конспект проведения игр – головоломок («Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг»

План-конспект проведения игр – головоломок («Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг»Тема: Моделирование и конструирование на плоскости. Мозаика из элем...

МК Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные круги Луллия»

Ход МК1Слайд: В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные педагогические технологии. Сегодня я бы хотела рассказать вам о Кругах Луллия, как об одном из с...

«Опыт работы по использованию многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия».

Уважаемые коллеги! Есть много методик, помогающих развить логические, мыслительные и творческие способности ребёнка. Я решила познакомить Вас с опытом использования мной одной из них. Вернее,  од...

Дидактическая игра "Волшебный круг"

Авторская дидактическая игра "Волшебный круг"...

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные круги"

Эффективность использования дидактических игр с помощью пособия «Волшебные круги» заключается в том, что дети решают задачи, предложенные им в занимательной игровой форме: сами находят реш...