Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные круги"
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Протасевич Ирина Анатольевна

Интеллектуальное развитие человека - одно из основных условий его саморазвития, успешности в течение всей жизни. Поэтому, развитие познавательных способностей у детей 3 - 7 лет - одно из приоритетных направлений дошкольного образования. Многофункциональное пособие «Волшебные круги» построено на основе колец Луллия. В 18 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Модель колец (кругов) Луллия прочно заняли свое место в педагогике и в наше время. Они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Такой методический прием, как модель кругов Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения, логического мышления, произвольного внимания и совершенствования грамматической стороны речи. Кольца Луллия - это средство многофункционального характера, для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно предполагает самостоятельный выбор ребенком темы, учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Эта способность является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnoe_posobie_volshebnye_krugi.docx785.62 КБ

Предварительный просмотр:

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ КРУГИ»

Пояснительная записка.

            Пособие состоит из основы – это деревянная доска, покрашенная  в синий свет, длина которой равна 38, 5 сантиметрам, ширина  равна 23,5 сантиметрам.  На ней закреплены два  шурупа, куда вставляются два круга диаметром 19 сантиметров. Круги свободно поворачиваются,  не соприкасаясь друг с другом. Они разбиты на 8 секторов, где изображены разные картинки.  

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3081.JPG

В пособии 24 круга, в них  задания и упражнения из трех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».  Все круги ламинированы. В дальнейшей работе пособие может пополняться кругами.  

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3084.JPG

Сверху на круги устанавливается  картонная крышка   с прорезью в виде ромба, длиной 39 сантиметров и шириной 24 сантиметра.

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3080.JPG

 В получившемся окне дети будут подбирать пары картинок изображенных на секторах, вращая круги с боковых неприкрытых сторон. 

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3082.JPG

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3098.JPG

   Хранятся круги в  коробочке, они  вложены в конверты соответственно образовательным областям.   На обратной стороне для удобства в пользовании,  пара кругов обозначена  маленькими кружочками одного цвета.

 F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3100.JPG

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3101.JPG

                        Инструкция по работе с пособием.

Данное пособие может использоваться  одновременно двумя детьми. В этом случае один ребенок крутит круг находящийся слева, устанавливает свою картинку, второй ребенок вращает круг справа и устанавливает  подходящую картинку в окошке в виде ромбика,  рассуждая,   и  договариваясь  друг с другом. После выполнения упражнения или задания дети могут  продолжить использовать  круги с другими вариантами. Также оно может использоваться  двумя подгруппами детей, по два ребёнка. Дети выполняют аналогичные действия или упражнения, но договариваясь в паре. Пособие может использоваться одним ребенком, тогда он вращает  левый и правый круги, соотнося картинки по определенной теме. Пособие может использоваться воспитателем  для индивидуальной работы  с ребенком.

Задачи.

Расширять общий кругозор детей.

Совершенствовать навыки сравнения и анализа.  

Развивать  восприятие, память, внимание,  мышление,  речь.

Воспитывать умение работать в паре.             

Варианты использования волшебных кругов.

Образовательная область «Познавательное развитие»,

направление ФЭМП.

Вариант  1.

Цель.     Совершенствовать навыки количественного счета, закреплять умение  соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Развивать   внимание, мышление, память.

Инструкция.  Предложить ребенку (детям) соотнести соответствующее количество звезд с цифрой, поворачивая круги.

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3087.JPG

     Вариант  2.

     Цель.  Совершенствовать умение выполнять действия  на сложение и      

     вычитание, обосновывать итог.  Развивать   внимание, логическое    

     мышление.

     Инструкция.  Предложить ребенку (детям) подобрать число,      

     соответствующее  сумме или разности  чисел,  поворачивая круги и

     проговаривая действия решения упражнения.

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3088.JPG

     

  Вариант  3.   (2 пары кругов)

   Цель.  Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах,      

   умение видеть силуэты геометрических фигур в окружающих предметах.    

   Развивать образное мышление.

   Инструкция.  Предложить ребенку (детям) поворачивая круги

   соотнести предмет с соответствующей   фигурой, проговаривая, например:

   арбуз круглой формы

       

          F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3085.JPG

         F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3086.JPG

Образовательная область ««Познавательное развитие»,   направление

«Ознакомление с природой»

    Вариант  4 .  (2 пары кругов)

Цель.  Закреплять умение использовать в речи точные названия мест обитания животных и их жилище.  Воспитывать   познавательный   интерес   к   животному миру.  Устанавливать  причинно-следственные связи, определяя среду обитания живых существ. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные выводы.  Воспитывать любовь к  животным.

Инструкция.  Предложить ребенку (детям) поворачивая круги  соотнести картинку животного с картинкой со средой обитания или с жилищем  , проговаривая, например:    кит обитает в океане,  лошадь живет в конюшне.

       
 F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3095.JPG

Вариант  5.

Цель. Закреплять знания о способах питания животных в природе и при помощи человека. Развивать познавательный интерес, активизировать словарь.

Инструкция.  Предложить ребенку (детям) поворачивая круги  соотнести картинку животного с картинкой продукта его питания  проговаривая, например:    снегирь питается ягодами рябины.

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3097.JPG

                       Образовательная область  « Речевое развитие»      

Вариант  6.

Цель.  Упражнять  детей  в подборе  слов  в рифму. Развивать фонематический слух, внимание, четкость  произношения.

 Инструкция.  Предложить ребенку (детям) поворачивая круги  соотнести картинки , подходящие  по рифме,  проговаривая, например: кефир – зефир.

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3096.JPG

Вариант  7.

Цель. Упражнять в  согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. Закреплять  умение ориентироваться   на окончание слов при согласовании их друг с другом. Совершенствовать навыки образования слова при помощи суффиксов.  Активизировать словарь прилагательными.

Инструкция.  Предложить ребенку (детям) поворачивая круги  соотнести картинки , подходящие  по смыслу все варианты  согласовывая окончания,  проговаривая, например: малиновая карамель, малиновый сок, малиновое мороженное, малиновое варенье,  пирог из малины.

 F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3094.JPG

        Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вариант 8.

Цель:  Закреплять представления детей о русских народных промыслах.
Совершенствовать умение  соотносить      элементы узора народных росписей  с предметами промыслов.   Активизировать   словарь названиями   народных   росписей   (хохломская ,  городецкая  ,  гжельская роспись,  филимоновская  игрушка ,   дымковская игрушка,  мезенская роспись, палехские подносы). Воспитывать эстетические чувства.

Инструкция.  Предложить ребенку (детям) поворачивая круги  соотнести картинки с узорами с предметами народно-прикладного искусства,  называя соответствующую роспись.

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3081.JPG

 

Вариант 9.

Цель. Узнавать художников  на портрете и соотносить его с произведением искусства, которое он создал. Закреплять  знания о жанрах живописи. Воспитывать эстетические чувства.

Инструкция.  Предложить ребенку (детям) поворачивая круги  соотнести портрет художника с его картиной, называть художника и название его картины.

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3092.JPG

Вариант 10.

 Цель.  Узнавать художников - иллюстраторов на портрете и соотносить его с иллюстрацией, которое он создал. Упражнять в назывании отличительных особенностей оформления  книги каждого из них. Развивать внимание.
Инструкция.  Предложить ребенку (детям) поворачивая круги  соотнести портрет художника – иллюстратора с иллюстрацией с  его книги. Называть художника иллюстратора.


F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3091.JPG

   

 Вариант 11.

Цель: закреплять знания о цветах и их смешивании. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Инструкция.  Предложить ребенку (детям) поворачивая круги  соотнести  смешиваемые краски  с получающимся светом. Называть краски, которые смешивались и что получилось.

F:\DCIM\103_FUJI\DSCF3089.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Круги Луллия» «Многофункциональная дидактическая игра для развития речевой деятельности дошкольников»

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это ...

Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный круг знаний» для детей дошкольного возраста

Дидактическое  многофункциональное пособие  «Волшебный круг знаний»  для детей дошкольного возраста...

Многофункциональное дидактическое пособие «Речевые круги»

Одним из пяти направлений развития и образования детей Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие. Согласно целевым ориентирам на...

МК Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные круги Луллия»

Ход МК1Слайд: В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные педагогические технологии. Сегодня я бы хотела рассказать вам о Кругах Луллия, как об одном из с...

«Опыт работы по использованию многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия».

Уважаемые коллеги! Есть много методик, помогающих развить логические, мыслительные и творческие способности ребёнка. Я решила познакомить Вас с опытом использования мной одной из них. Вернее,  од...

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные круги"

Эффективность использования дидактических игр с помощью пособия «Волшебные круги» заключается в том, что дети решают задачи, предложенные им в занимательной игровой форме: сами находят реш...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Загадочные круги»

В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отм...