«Круги Луллия» «Многофункциональная дидактическая игра для развития речевой деятельности дошкольников»
методическая разработка по развитию речи на тему

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным. А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую их для решения следующих задач: 1. Закрепление произношения поставленных звуков в речи; 2. Развитие фонематических процессов; 3. Уточнение и активизация словарного запаса; 4. Совершенствование звуко-буквенной и слоговой структуры слова; 5. Формирование структуры предложений; 6. Совершенствование развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya_-_kopiya.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Круги Луллия » « Многофункциональная дидактическая игра для развития речевой деятельности дошкольников » Выполнила учитель-логопед МБДОУ № 6 «Колосок» Мотаева О.Г . 2017 г.

Слайд 2

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия » - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным. А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Слайд 3

Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую их для решения следующих задач : 1. Закрепление произношения поставленных звуков в речи; 2. Развитие фонематических процессов; 3. Уточнение и активизация словарного запаса; 4. Совершенствование звуко -буквенной и слоговой структуры слова; 5. Формирование структуры предложений ; 6. Совершенствование развития связной речи. Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей . Методические рекомендации • Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. • Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. • В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом. • Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 3 круга с 8 секторами на каждом.

Слайд 4

Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия . Игровые задания: Закрепление произношения поставленных звуков в речи и звуковой анализ и синтез: Например: На верхнем круге расположены звуковые символы, на втором- схема местоположение закрепляемого звука в слове, на третьем-предметные картинки. Задание: « Назови картинку, подбери к ней правильную схему положения звука в слове и подбери правильный звуковой символ».

Слайд 6

Совершенствование навыков слоговой структуры слова: Задание: Объедини слоги так, чтобы получилось слово»

Слайд 7

Соотношение образа буквы и слова: Например: На верхнем круге расположены печатные буквы, на втором- прописные, на третьем-предметные картинки . Задание: « Назови картинку, подбери к ней печатную букву, затем прописную».

Слайд 9

Формирование лексико грамматических категорий: Например : На верхнем круге расположены схемы предлогов, на втором- предметные картинки . Задание: « Подбери к картинке правильную схему предлогов, придумай предложение ».

Слайд 10

Формирование лексико грамматических категорий: Например: На первом круге и втором расположены предметные картинки, на третьем-схемы предложений . Задание: « Придумай предложение с получившейся парой слов и подбери подходящую схему к нему».

Слайд 11

Совершенствование связной речи и познавательных процессов: Например: На первом круге расположены фигурки диких животных, на втором и третьем их пища. Задание : « Соедини и назови, кто чем питается. Придумай предложения с этими словами.» (Белка питается орехами, грибами и ягодами).

Слайд 12

Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять и обрести веру в свой успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию с презентацией для педагогов, учителей-логопедов на тему: "Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."...

Презентация опыта работы «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Обобщен опыт работы с дошкольниками  в театрализованной деятельности....

"Игра как средство развития речевой деятельности дошкольников "

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллект...

Многофункциональная дидактическая игра для развития речевой деятельности детей « Круг Луллия»

Проблема   речи   во   всем   ее   видовом   разнообразии   является   актуальной   в дошкольном возрасте для ...