Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
методическая разработка по математике (младшая группа)

Афанасьева Светлана Сергеевна
В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах раннего развития традиционно предложены разные приёмы, необходимые для становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирование элементарных знаний о форме, размере, расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений , наглядно-практических методов и приёмов ; помогают детям овладеть способами и приёмами познания , применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности. При составлении программы формирования элементарных математических представлений необходимо руководствоваться основными педагогическими принципами: -последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала; -использование игровых приёмов, художественного слова, наглядности в процессе проведения занятий; -учёт уровня развития детей и их интересов, их эмоционального состояния, предоставление возможности проявления активности при выборе деятельности. Обучение математике детей раннего возраста немыслимо без использования дидактических и пальчиковых игр, стихов и сказок. Особая роль в создании предметно-пространственной развивающей среды отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать. В свободном доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный, бытовой, бросовый материалы, это: пуговицы, ленты ( разного цвета и размера), шнурки, шишки, желуди, различные палочки, камешки и т.д., которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации предметов; демонстрационный материал ( наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета) и т.д. Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику. По ходу игры детям необходимо предоставить возможность свободно перемещаться по всему пространству групповой комнаты или зала и планирования всех игр и заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на коврике, за столом, в разных зонах группы. Положение малышей может быть самым разнообразным: они могут сидеть, лежать на коврике, стоять на коленочках и т.д. Но самым важным моментом формирования Э.М.П. у детей раннего возраста является обеспечение эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями. Я разработала перспективное планирование образовательной деятельности по ФЭМП в группе детей раннего возраста. (см.таблица). Задача воспитания и обучения состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание решать поставленную игровую задачу. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по ФЭМП создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста Работу выполнила: воспитатель 1 младшей группы Афанасьева С.С . СП ГБОУ СОШ №1 д /с «Теремок» с.Приволжье 2018 год

Слайд 2

.

Слайд 3

Развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей Формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окр.мира (форме, цвете, размере, кол-ве) Основными целями развития математических представлений у детей раннего возраста являются

Слайд 4

Реализуя содержание программы развития математических представлений у детей раннего возраста осуществляется решение следующих задач:

Слайд 5

При составлении программы ФЭМП необходимо руководствоваться основными педагогическими принципами: - Последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала; - Использование игровых приемов, художественного слова, наглядности в процессе проведения занятий; - Учет уровня развития детей и их интересов, их эмоционального состояния, предоставление возможности проявления активности при выборе деятельности.

Слайд 6

Структура программы по ФЭМП. Количество (развитие умения формировать группы однородных предметов по заданному признаку; различать кол-во предметов (много-один) Форма (формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар) Величина (привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик) Цвет (формирование цветовосприятия , умения различать и называть основные цвета, группировать предметы по цветовому признаку. Ориентировка в пространстве (накопление детьми опыта практического освоения окр.пространства : помещений группы и участка д /с.Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова. лицо, руки, спина). Форма (формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар)

Слайд 7

. Игра «Разноцветные гномы» Цель: учить различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Слайд 8

Д/и «Подбери по цвету» Цель игры: учить соотносить геометрическую форму (круг) и цвет изображения с цветным эталоном раздаточного материала.

Слайд 9

«Подбери фигуру.» Цель игры: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Закрепить название геометрических фигур, умение подбирать необходимые геометрические фигуры использовать способ наложения. Развивать внимание, терпение и аккуратность.

Слайд 10

Динамические паузы П/и «Большой - маленький»

Слайд 11

Д/И «Разложи кубики по коробкам» Цель игры: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большая коробка - маленькая коробка; большие кубики - маленькие кубики).

Слайд 12

Организация образовательной деятельности в формировании элементарных математических представлений в группах раннего возраста. Образовательная деятельность. НОД Дидактические игры Пальчиковые игры Динамические паузы Стихи, сказки

Слайд 13

Перспективное планирование образовательной деятельности по ФЭМП в группе раннего возраста . «Матрёшки» Цель: развивать умение различать количество предметов, используя слова «один-много». «Хоровод матрёшек» Цель: развивать умение различать предметы контрастной величины, используя слова « большой-маленький ». «В лес пойдём -земляничку найдём» Цель: развивать умение группировать предметы по одному из сенсорных признаков (цвет). «Что катится - что не катится?» Цель: формировать умение различать предметы по форме, называть их, производить с ними действия. Сентябрь . 1 неделя Количество 2 неделя Величина 3 неделя Разноцветная страна 4 неделя В стране фигурок-человечков

Слайд 14

1 неделя Количество 2 неделя Величина 3 неделя Разноцветная страна 4 неделя В стране фигурок-человечков Ноябрь «Курочка и цыплята» Цель: учить детей выделять отдельные предметы из группы, устанавливать отношения между понятиями «один-много». «Мишка и шишки» Цель: формировать представления о размере двух предметов « большой-маленький ». «Осенние листья» Цель: упражнять детей в раскладывании предметов по подобию на полосках разного цвета. «Спрячь кубик -спрячь шарик» Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их; кубик, шарик.

Слайд 15

Декабрь 1 неделя Количество 2 неделя Величина 3 неделя Разноцветная страна 4 неделя В стране фигурок – человечков. «На лесной опушке» Цель: развивать понятия «один – много», сравнивать, обобщать «Большой дом – маленький щенок» Цель: обучать соотносить предметы по величине. «Разноцветные шары» Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет (жёлтый – красный). «Строители» Цель: познакомить детей с геометрической формой «треугольник».

Слайд 16

Январь 1 неделя Количество 2 неделя Величина 3 неделя Разноцветная страна 4 неделя В стране фигурок – человечков. «Сколько мячиков?» Цель: развивать умение различать количество предметов: много –один – ни одного. «Большие и маленькие мячи» Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним. «Нарисую море» Цель: учить выделять предметы по одному сенсорному признаку (цвету), акцентировать внимание на синий цвет. «Кубики и кирпичики» Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик), тактильно обследовать предметы.

Слайд 17

Февраль 1 неделя Количество 2 неделя Величина 3 неделя Разноцветная страна 4 неделя В стране фигурок – человечков. «Жила у Маши собачка» Цель: дать представление о том, что количество предметов не изменяется от их иного расположения. «Собери снеговика» Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой круг – маленький круг) еговика » «Найди пару» Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, устанавливать сходство и различия между предметами, имеющими одинаковое название. «Чудесный мешочек» Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их форму, обогащать непосредственный чувственный опыт, включая все виды восприятия.

Слайд 18

Март 1 неделя Количество 2 неделя Величина и положение в пространстве 3 неделя Разноцветная страна 4 неделя В стране фигурок – человечков. «Собираем игрушки для матрёшки» Цель: учить выделять количество предметов (один, много), отвечать на вопрос «сколько» (один, много). «Цветы для мамы» Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров (большие и маленькие цветы и бабочки), их месторасположению «Подарки для мамочки» Цель: формировать умение обследовать предмет, выделяя их цвет, развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков. «Разные треугольники, ориентировка в пространстве» Цель: закреплять представление о геометрической фигуре (треугольник); пространственных отношениях (выше – ниже).

Слайд 19

Апрель 1 неделя Пространственные представления 2 неделя Величина 3 неделя Разноцветная страна 4 неделя В стране фигурок – человечков «Ёжики и белочки» Цель: дать представления о пространственных отношениях; вверху, внизу, посередине. «У кого уши длинные, а хвост короткий» Цель: познакомить с понятиями «длинный», «короткий», обучить сравнивать предметы по длине методом приложения. «Разноцветная одежда» Цель: формировать умение выделять и называть цвет предмета, подбирать предметы по тождеству (найди такой же). «Что везём в грузовике?» Цель: учить соотносить форму предмета с её названием, группировать предметы по одному сенсорному признаку (форма).

Слайд 20

Май 1 неделя Пространственные представления 2 неделя Величина 3 неделя Разноцветная страна 4 неделя В стране – фигурок человечков. «Поезд» Цель: накапливать опыт по практическому освоению окружающего пространства (помещение группы) «Широкая дорожка – узкая тропинка» Цель: учить сравнивать предметы по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения. «Одуванчики» Цель: развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет) «Где спрятались фигурки?» Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях (на, под, около).

Слайд 21

Целевые ориентиры формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста. ребенок раннего возраста может образовывать группы из однородных предметов; различает большие и маленькие предметы, называет их размер; различает форму предметов, называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; умеет по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада, ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги), называет их.

Слайд 22

Список литературы: 1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2008 г. 2. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Предлагаемый материал представляет методическую разработку по развитию математических представлений у детей раннего возраста....

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных  и временных отношениях -  неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира,...