Программа "Ментальная арифметика"
рабочая программа по математике (средняя группа)

Митрюкова Ирина Владимировна

      Дополнительная общеобразовательная программа – познавательной направленности относится к программам естественнонаучной направленности и ориентирована на развитие универсальных и предметных навыков обучающихся детей для освоения быстрого счета в уме по необычной методике.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika._programma_mitryukova.docx50.71 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Календарно – тематическое планирование по ментальной арифметике на 2020-2021уч.г  для детей 4-5лет.
  3. Содержание изучаемого курса
  4. Организационно-методическое обеспечение программы
  5. Список группы
  6. Формы взаимодействия с семьей
  7. Таблица  индивидуального мониторинга  освоения  программы
  8. Организация развивающей предметно-пространственной среды
  9.  Целевые ориентиры  на этапе завершения  реализации  программы.

Пояснительная записка

      Дополнительная общеобразовательная программа – познавательной направленности относится к программам естественнонаучной направленности и ориентирована на развитие универсальных и предметных навыков обучающихся детей для освоения быстрого счета в уме по необычной методике.  

       Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно «пропускать» огромные ее объемы через себя.

Ментальная арифметика уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Задача ментальной арифметики – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. Это достигается посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

     Актуальность программы по ментальной арифметике – представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.  Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. 

      Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, помогает справляться с трудностями в учебе. А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

      Преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга. Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера, играми. Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности.

       Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление.   С другой стороны, изучение основных принципов быстрого счета, послужит хорошей почвой для последующего освоения более сложного материала на занятиях.

Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие курс, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности   человека.

       

Цель: Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Задачи:

  • дать представление о ментальной арифметике и основах     системы счета на соробане;
  • развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
  • Развивать умение применять навыки арифметического счета при решении практических задач;
  • развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
  • развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
  • развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;
  • обогащать словарный запас;
  • формирование коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества.

Календарно – тематическое планирование

по ментальной арифметике на 2020-2021уч.г

для детей 4-5лет.

Содержание

Сроки

1

Знакомство обучающихся с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей.

1 неделя

1-5  октября

2

 Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)

1 неделя

8-12 октября

3

Знакомство с абакусом.

Набор чисел на абакусе

1 неделя

15-19 октября

4

Набор чисел первого разряда на абакусе

1 неделя

22-26 октября

5

Учимся считать на абакусе. Набор чисел, использование пальцев, пятерка.

2 недели

29 октября

2-9 ноября

6

Набор чисел, использование пальцев, пятерка.

2,5 недели

12-26 ноября

7

 Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах

1 занятие

30 ноября

8

Знакомство с флеш-картами

1 занятие

3 декабря

9

Знакомство с ментальными  картами

1 занятие

7 декабря

10

Простое сложение на счётах и ментальной карте

1 неделя

10-14 декабря

11

Простое вычитание на счётах и ментальной карте

1 неделя

17-21 декабря

12

Сложение  «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».

1 неделя

24-28

декабря

13

Итоговое занятие

1неделя

31 декабря

14

Вычитание «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата».

1,5недели

11-18 января

15

Сравнение групп предметов по количеству

2 недели

21-28 января               1 февраля

17

Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.

1неделя

4-8 февраля

18

Смешанные операции на прямое сложение и вычитание без перехода через разряд

1 неделя

11-15 февраля

19

Решение примеров на сложение и вычитание с 5- методом «Помощь брата»

2 недели

18-25 февраля          

1 марта

20

Знакомство с двухзначными числами

2 неделя

4-18 марта

20

Числа от 10 до 20

2неделя

22-29 марта  1 апреля

21

Сложение с двухзначных чисел

1,5 недели

5-12 апреля

22

Вычитание с двухзначных чисел

1,5 недели

15-22 апреля

23

Сложение с двухзначных чисел

2 недели

26-29 апреля  

 3 мая

24

Вычитание с двухзначных чисел

2  недели

6-13 мая

25

Набор десятков на абакусе

2 неделя

 17-20 мая

26

Набор десятков на абакусе.  Числа от 20 до 99.

1 неделя

24-27 мая

27

Итоговое занятие. (Открытое)

1 неделя

31 мая

Содержание изучаемого курса

1.Тема: Вводное занятие. Знакомство обучающихся с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика.

2.Тема: «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)»

Теория: Понятие «ментальная арифметика». История возникновения ментальной арифметики в Японии и Китае.  Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание абакуса. Игры со счётами.

3. Тема  «Знакомство с абакусом»

Теория: Строение абакуса.  

Практика. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Перекладывание косточек.

4. Тема: Учимся считать на абакусе. Набор чисел, использование пальцев, пятерка.

Теория: Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.

5. Тема: Повторение отображения чисел. 

Теория: Строение абакуса.  Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Чтение загадки про числа. Набор чисел на абакусе.

6. Тема: Знакомство с флеш-картами.

Теория: Что такое флеш-карта и ими пользоваться. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт.

7. Тема: Ментальная карта и как с ней работать.

Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме. Выполнение заданий в рабочей тетради.

8. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила)

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика:  Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.

9. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила)

Теория:  Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

10. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не требуются правила)

Теория:  Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.

11. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не требуются правила)

Теория:  Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании. Обнуление.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.

12.Тема:  Сложение с 5 методом «Помощь брата».

Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.  Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.

13.Тема: Вычитание с 5 методом «Помощь брата».

Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.  Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.

14. Тема: Повторение: отображение  чисел, набор чисел на счетах.

Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз.  Отображение  чисел, набор чисел на счетах. Выполнение заданий в рабочей тетради.

15. Тема: Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил.

Теория: Строение абакуса. Отображение и набор чисел.  

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в рабочей тетради.

17. Открытое занятие.

18.  Тема: Знакомство с двухзначными числами.  Состав числа 10.

Теория:  Состав числа 10.  

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением известных правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

19. Тема Числа от 10 до 20.

Теория: Двузначные числа на абакусе, на флеш-картах.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз.  Отображение  чисел, набор чисел на счетах. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

20. Тема Сложение с двухзначных чисел.

Теория:  Отображение и набор чисел на абакусе.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.  Дыхательные упражнения. Сложение на абакусе и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

21. Тема: Вычитание с двухзначных чисел.

Теория: Отображение и набор чисел на абакусе.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз. Математические загадки. Вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

22. Тема: Набор десятков на абакусе.  

Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами.  

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правила на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

23. Тема:  Набор десятков на абакусе.  Числа от 20 до 99.

Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами.  

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание при помощи правил на абакусе и ментальной карте.

Ментальный счёт.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

24. Итоговое занятие. (Открытое занятие)

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 25 минут с перерывом 5-10 минут между подгруппами.

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Наполняемость группы: 7 человек.         Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Процесс обучения является воспитывающим, учащийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает учащийся, должны быть обоснованы. Нужно учить критически осмысливать и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Непрочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.

Программа предназначена для развития логики, формирования структурированного мышления, применения математических знаний на практике. Каждое занятие составляется в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности, и состоит из теоретической и практической части.

СПИСОК ГРУППЫ

1 ПОДГРУППА:

  1. С. Михаил;
  2. И. Мария;
  3. М. Виктория;
  4. М. Елизавета;
  5. Т. Максим;
  6. Б. Михаил;
  7. М. Степан.

2 ПОДГРУППА:

  1. В. Варвара;
  2. С. Варвара;
  3. Л. Софья;
  4. М. Илья;
  5. К. Святослав;
  6. Ф. Матвей;
  7. С. Виктория.

Формы взаимодействия с семьей

В ходе дополнительного образования по программе особое значение уделяется работе с родителями. Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются неотъемлемой частью реализации данной программой.

Задача педагога:

- Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку (дать рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).

- Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения арифметике.

- Познакомить с приемами развития у детей навыков контроля и самоконтроля.

Задача родителей:

- поддержать своего ребенка в обучении;

- создать психологически комфортную атмосферу в семье.

Планирование взаимодействия с семьей

Месяц

Формы взаимодействия

Сентябрь

Анкетирование «Что такое ментальная арифметика»

Октябрь

Выступление на родительском собрании о целях и задачах дополнительного образования «Ментальная арифметика»

Ноябрь

Консультация «Занимательная математика»

Декабрь

Папка-передвижка «Учим детей считать на абакусе»

Январь

Консультация «Игры по математике»

Февраль

Памятка «Как правильно заниматься в прописях»

Март

Буклет «Развиваем память»

Апрель

Показ открытого занятия

Май

Выступление на родительском собрании об итогах работы

Таблица индивидуального мониторинга освоение программы

Система отслеживания, контроля и оценки результатов процесса обучения по данной программе имеет три основных элемента:

- Определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся.

- Текущий контроль в течение учебного года.

- Итоговый контроль.

Входной контроль осуществляется в начале обучения, имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся.

Текущий контроль проводится в течение курса. Цель текущего контроля – определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется. Критерий текущего контроля – степень усвоения обучающимися содержания конкретного занятия. На каждом занятии преподаватель наблюдает и фиксирует:

- детей, легко справившихся с содержанием занятия;

- детей, отстающих в темпе или выполняющих задания с ошибками, недочетами;

- детей, совсем не справившихся с содержанием занятия.

Итоговый контроль проводится в конце каждого блока обучения. Во время итогового контроля определяется фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе объединения.

Методическое обеспечение программы

  1. Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
  2. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-
  3. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как 7..Учебник по ментальной арифметике
  4. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
  5. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.                     Д. Вендланд  (часть1)
  6. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.                     Д. Вендланд  (часть 2)
  7. Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
  8. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
  9. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
  10.  YouTube «Ментальная арифметика для каждого
  11.  Онлайн-тренажер «Абакус»

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Рабочие тетради;

Методическая литература;

Индивидуальное рабочее место;

Ментальные карты

Флеш- карты

Индивидуальные счёты Абакус

Демонстрационные (большие счеты) Абакус

Канцелярские принадлежности;

Ноутбук;

Проектор;

Игры на развитие внимания, памяти, мышления:

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Дидактическая игра «Найди отличия и сходство»

Дидактическая игра «Назови картинки и повтори»

Дидактическая игра «Да и нет не говорить»…

Игры для одновременной  работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности, скорости принятия решений.

Игра «Фрукты-овощи»

Игра «Сено-солома»

Игра «2 города и имя»…

Пальчиковая гимнастика:

«Замок»

«Помощники»

«Удивительно»

«Белка»…

Целевые ориентиры  на этапе завершения  реализации программы

Планируемые результаты:                                                                              

   Дошкольники получат возможность знать:

  • Правила работы на инструменте абакус;
  • Правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
  • Правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
  • Правила техники безопасности при работе в группе.

Овладение:

  • Ребенок  умеет работать на Абакусе, считая двумя руками одновременно.
  • Освоил прием ментального счета.
  • Знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  • Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.
  • Умеет работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
  • Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
  • Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)
  • Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально.

Развитие:

  • Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.
  • Развитие скорости мышления и скорость обработки информации;
  • Развитие концентрации зрительного и слухового внимания;
  • Развитие наблюдательности, самостоятельности, находчивости, сообразительности.

 В конечном итоге повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Арифметик мәсьәләләр, мисаллар чишү, зурлык, логик мисал, кәгазь битендә ориентлашу, шакмаклы дәфтәрдә эшләү”

Максатлар:- арифметик мәсьәләләр чишүне дәвам итү;- мисаллар чишүне дәвам итү;- линейка белән эшләү;- логик мисал чишү;- карточкалар белән эш;- кәгазь битендә ориентлашуны дәвам итү;- шакмаклы д...

Презентация "Забавная арифметика"

с помощью этой презентации вы сможите закрепить навыик счета у детей в интересной и занимательной форме....

Весёлая арифметика.

Забавные считалки, рекомендации....

Педагогический проект "Арифметика добра".

Никто, наверное, из нас, сегодняшних взрослых, не хотел в детстве быть похожим на Карабаса Барабаса. Мой проект о том, как воспитывать маленьких Мальвин и Буратино, как научить ребенка быть неравнодуш...

Игра как арифметика

Игра как арифметика социальных отношений...

Презентация : "Арифметика в стихах "

Арифметика в стихах для младшей группе....