Конспект занятие по ФЭМП в средней группе « Путешествие в страну Математики»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Алутина Натела Гивиевна
Занятие состоит из трех частей: организационная, основная и заключительная. При проведении занятия используются основные группы методов и приемов: игровые, наглядные, практические и словесные. Для создания эмоционального настроя на совместную деятельность, используется сюрпризный момент: воспитатель из почтового ящика достает письмо от царя Единицы, в котором царь рассказывает о беде, случившейся в стране Математики. Форма проведения занятия - путешествие по стране Математики, с выполнением заданий в каждом замке, постоянная смена деятельности, участие все воспитанников. При этом закрепляются не только математические знания, но и навыки коммуникативного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятие по ФЭМП  в средней группе

« Путешествие в страну Математики»

 

Выполнила:

Алутина Натела Гивиевна

(ФИО)

Воспитатель

(должность)

Лангепасское городское муниципальное

 дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 « Росинка»

(место работы)

Пояснительная записка

Образовательная деятельность для воспитанников средней группы составлена с учетом  уровня сформированности математических знаний, индивидуальных особенностей детей, и направлена на закрепление имеющихся знаний и умений, развитие мыслительной деятельности и творческого применения их на практике.

Воспитательно - образовательная деятельность осуществляется согласно рабочей программе, составленной на основе ООП учреждения, с учетом примерной  основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга».

Предметно-развивающая среда группы организована таким образом, чтобы обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка, в соответствии с их возрастными  и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала. Созданию развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей способствуют: настольные дидактические игры, развивающие математические, логические, творческие способности;  сюжетно-ролевые игры, помогают детям выйти за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Задачи решаются последовательно, основываясь на имеющихся у детей знаниях, полученных на ранее проведенных занятиях по математике. Образовательная среда организована с учетом содержания занятия  и включает в себя использование наглядного материала: лента цифр, интерактивная доска, раздаточный материал.

Воспитанники группы - дети с разной степенью активности и любознательности.  При организации учитываются индивидуальные особенности детей, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и  уверенно. Важнейшим новообразованием данного возраста является выход сознания ребенка за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, что позволяет значительно расширить круг доступного и интересного детям содержания.

Занятие состоит из трех частей: организационная, основная и заключительная. При проведении занятия используются основные группы методов и приемов: игровые, наглядные, практические и словесные. Для создания эмоционального настроя на совместную деятельность, используется сюрпризный момент: воспитатель из почтового ящика достает письмо от царя Единицы, в котором царь рассказывает о беде, случившейся в стране Математики. Форма проведения  занятия - путешествие по стране Математики, с выполнением заданий в каждом замке (по методу «квест»), постоянная смена деятельности, участие все воспитанников. При этом закрепляются не только математические знания, но и навыки коммуникативного общения.

Для проведения занятия задействовано все пространство групповой комнаты, задействовано свободное пространство раздевальной и спальной комнаты.

 Цель: формирование мыслительной и коммуникативной деятельности воспитанников  в процессе выполнения заданий.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие  (умение общаться, мотивация к познанию, игровой сюжет занятия - путешествие), речевое развитие (активизация словаря, развитие диалогической речи), познавательное развитие (формирование математических представлений), физическое развитие (постоянная смена деятельности).

Задачи:

Образовательные: Способствовать математическому развитию детей

  1. Упражнять выстраивать числовой ряд от 1до 9;
  2. Закреплять умение правильно  употреблять слова, выражающие пространственное расположение предметов;
  3. Закреплять умение различать и называть простейшие геометрические формы.

Коррекционно - развивающие:

  1. Стимулировать мыслительную деятельность, развивать познавательный интерес, наблюдательность;
  2. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении;
  3. Развивать восприятие, устойчивое внимание, память, речь;

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;
  2. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать;
  3. Воспитывать навыки коллективного общение, умения уступать, договариваться.

Дидактическое обеспечение занятия:

  1. Интерактивная доска: слайдовая презентация к занятию: физические упражнения по формированию математических представлений.
  2. Атрибуты: почтовый ящик; письмо; мольберт; карта страны Математики на листе ватмана;  5 листов А4, обозначающих замки (1- обозначены цифры в произвольном виде, 2- обозначены простейшие геометрические фигуры,3-обозначены люди, занимающиеся спортивными упражнениями,4- обозначены вопросительные знаки, 5-  обозначена цифра 1); ширма, фигура царя Единицы, картонная цифра 1.
  3. Дидактические пособия: лента цифр; карточки с цифрами  от 1 до 9 формата А4;  набор  геометрических фигур  (круг,  квадрат, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики,  яички,  бочонки, мячики,  желуди,   шишки;  ягоды,  фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы); раздаточные: листы формата А4 с изображением природы; вырезанные картинки (птица, заяц, рыба, белка) на каждую пару детей.

Предварительная работа:

  • знакомство с цифрами, порядковый счет;
  • выполнение заданий на различение геометрических фигур;
  • выполнение заданий на пространственные отношения;
  • развивающие коммуникативные игры.

Форма занятия: квест « Игра – Путешествие в страну Математики».

Методы и приемы:

  • Сюрпризный момент: воспитатель из почтового ящика достает письмо от царя Единицы, в котором царь рассказывает о беде, случившейся в стране Математики;
  • Игровая ситуация «Путешествие в страну Математики»;
  • Дидактическая игра «Что лежит в мешочке?»;
  • Слайдовая презентация: физические упражнения по формированию математических представлений;
  • Работа (в парах и индивидуально): обозначение пространственного расположения объектов на листе бумаги;
  • Индивидуальная помощь, подсказ;
  • Положительная оценка, похвала;
  • Рефлексия.

Ход образовательной деятельности

I часть: вводная

Сюрпризный момент: воспитатель из почтового ящика достает письмо от царя Единицы.

Дети в раздевальной комнате, обращают внимание на почтовый ящик, подходят к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо (Показывает письмо, разворачивает и читает его). В стране Математики случилась беда. Царь Единица просит вас помочь навести порядок в его стране. Для этого нам надо преодолеть трудности, выполнить много заданий, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те ребята, которые умеют слушать и думать. Найти дорогу нам поможет карта.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы справиться с трудностями и помочь царю? (ответы детей). Вы постараетесь быть внимательными? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда посмотрите на карту (воспитатель разворачивает мольберт с картой страны Математики), вот наша группа, а по стрелочкам страна Математика. Она большая и в ней есть много замков. Посмотрите на карту и скажите, в какой замок,  мы отправимся первым по стрелке, если на главном замке изображены цифры? (ответы детей) Правильно, это замок Цифр! Если смотреть по стрелочке, то можно увидеть следующий замок. На замке изображены фигуры? Как вы думаете, кто живет в этом замке? (ответы детей) Правильно, геометрические фигуры. Какой замок следующий, если на замке нарисованы люди, занимающиеся спортивными упражнениями? (ответы детей) Это замок Спорта, а кто его жители? (ответы детей) Правильно. Спортсмены. А теперь стрелка показывает на замок с восклицательными знаками. Как вы думаете, кто живет в этом замке? (ответы детей). В этом  замке живут умники. Следите за стрелкой, она укажет, на главный замок в этой стране, почему на нем нарисована цифра 1? (ответы детей)  Правильно, это замок царя Единицы.  А сколько всего замков? (ответы детей) Точно, пять!  Ну что, ребята, готовы отправиться в путь? Никто не испугался трудностей? (ответы детей)

Воспитатель: (воспитатель ведет детей в группу к первому замку)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал ─

Не споткнулся, не упал.

II часть: основная.

(На шкафу приклеен лист А4 с изображением цифр, обозначение первого замка)

Воспитатель: Дети, куда же мы попали? Кто нам скажет? (ответы детей)

Правильно, мы попали в страну Математики, в замок  Цифр (на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 9, в произвольном порядке). Посмотрите, как расположены цифры? Они правильно следуют друг за другом? (ответы детей) Давайте, наведем порядок в замке цифр? (ответы детей). Послушайте, внимательно! Сейчас девять ребят возьмут каждый по одной карточке и встанут в ряд, так, чтобы цифры следовали  по порядку! (выбираю детей малоактивных и активных). Остальные ребята, будут проверять, насколько правильно дети справились с заданием (в случае затруднения педагог оказывает помощь, используя наводящие вопросы) Правильно, молодцы! (упражнение повторяется несколько раз).

Воспитатель: Не будем задерживаться и продолжим свой путь.

И вот мы подошли к замку Геометрических фигур. Здесь тоже есть для нас задание.

(На шкафу приклеен лист А4 с изображением геометрических фигур, обозначение второго замка).

Дидактическая игра «Что лежит в мешочке?»

На краю стола лежат геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя.

Воспитатель: Ребята, нам предлагают поиграть в игру « Что лежит в мешочке?». Внимательно послушайте правила игры. Каждый из вас, по очереди, вынимает из мешочка предмет, называет и определяет  его форму. Затем вы соотносите предмет с геометрической фигурой и кладете  его рядом (при затруднениях воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой). Например, это — яйцо, оно овальной формы (Кладу  яйцо рядом с геометрической фигурой — овалом). Всем понятны правила игры? (ответы детей).

Дети по очереди вынимают предметы из мешочка,   называют их, определяют форму. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой.

Воспитатель: Замечательно, вы все справились с этим непростым заданием!

Воспитатель: Дорога у нас длинная, и чтобы пройти все испытания нам понадобиться много сил. Давайте отправимся к замку Спорта.

 (На шкафу приклеен лист А4 с изображением людей, занимающихся спортивными упражнениями, обозначение третьего замка).

Воспитатель: Ребята, напомните в какую страну мы попали? (ответы детей).  Точно, в страну Математики. Значит, и тренировать силу мы будем с помощью математики. Внимание на доску!

Просмотр слайдовой презентации «Физические упражнения» (приложение), комментирует слайдовую презентацию.

Воспитатель: (слайд 2) Сколько точек? (ответы детей). Сколько елочек? (ответы детей). Сколько бабочек? (ответы детей). Сколько ежиков? (ответы детей).

Воспитатель: (слайд 3) У всех получился развеселый чудачок? (ответы детей).

Воспитатель хвалит детей, отмечает их успехи

Воспитатель: Отправляемся снова в путь!

(На доске приклеен лист А4 с изображением восклицательных знаков, обозначение четвертого замка).

Воспитатель: Ребята, мы в замке Умников! Значит, задание здесь будет очень сложное! Вы не бойтесь? (ответы детей).

На столах лежит раздаточный материал: листы формата А4 с изображением природы; вырезанные картинки (птица, заяц, рыба, белка) на каждую пару детей, клей.

Дети садятся за столы по парам (мальчик и девочка).

Воспитатель: Следующее задание вы будете выполнять в паре. Послушайте внимательно правила работы в паре. Вы со своим партнером, другом работаете в команде, не ссоритесь, не перебиваете друг друга. Умейте договариваться и прислушиваться к другому человеку. Распределите обязанности, так вам легче будет работать вместе.  Перед вашей парой лежит лист бумаги, посмотрите, что на нем изображено? (ответы детей). Хорошо, это природа. В тарелках лежат вырезанные картинки, посмотрите и скажите что на них изображено? (ответы детей). Замечательно, птица, заяц, рыба и  белка, все верно. Сейчас я буду читать небольшой рассказ, вам необходимо внимательно слушать и приклеивать картинки в соответствии с рассказом. Всем понятно задание? (ответы детей) Давайте попробуем!

Воспитатель: Был солнечный летний день. Птица высоко летала над землей. Куда вы приклеите птицу? (ответы детей, приклеивают картинку). Рыба плескалась в речке. Куда вы приклеите рыбу? (ответы детей, приклеивают картинку).  Белочка считала свои орехи около дерева.  Куда вы приклеите белку? (ответы детей, приклеивают картинку). А зайчик прятался за кустом. Куда вы приклеите зайца? (ответы детей, приклеивают картинку)  Каждый занимался своим делом.

Воспитатель: Молодцы! Покажите свои работы и посмотрите на работы других пар, все справились с таким сложным заданием? (ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю проверить карту, чтобы определить, куда двигаться дальше (воспитатель разворачивает карту, дети внимательно рассматривают). В каком замке мы еще не побывали? (ответы детей). Верно, остался самый главный замок царя Единицы.

III часть: заключительная.

Воспитатель с детьми проходит  в спальню. Дети садятся на ковер. На столе в спальне стоит ширма и  фигура царя Единицы. Воспитатель показывает детям театр.

Рефлексия:

Воспитатель: (от лица царя Единицы) Спасибо, ребята, что навели порядок в моей стране. Вы побывали  в разных замках, расскажите, что вам понравилось  в путешествии? что узнали нового? Поделитесь своими впечатлениями о занятии.

Дети делятся впечатлением,  передавая картонную цифру 1, педагог побуждает детей отвечать на вопросы, хвалит и от имени царя Единицы дарит детям медали почетных жителей страны Математики.


Список литературы:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с. : ил. — ISBN 978-5-09-039847-3.
  3. Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления: метод. пособие  для воспитателей  / Е.В. Соловьева. — 2- е изд. —  М. : Просвещение,  2018. — 174 с. : ил. — (Радуга). — ISBN 978-5-09-060069-9.
  4. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. - М. : Наука, 2015. - 212 с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физические упражнения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП старшая группа " Путешествие в страну математика"

Занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в старшей группе«Теремок»Тема: «Путешествие в страну математика» Программные задачи:Обучающие зада...

Конспект открытого занятия по математике в средней группе«Путешествие в страну Математики»

middot;        Формировать умение детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал и группировать ...

конспект занятия по фэмп средняя группа"Путешествие в страну "Угадайка"

конспект занятия по фэмп средняя группа" Путешествие в страну "Угодайка"...

Конспект по ФЭМП в средней группе. «Путешествие в страну Математика».

Математика важна, Математика нужна, Математика – наука, Мыслить учит нас она....

Конспект занятия ФЭМП в старшей группе Путешествие в страну математики

Конспекта занятия Аттестуемый педагог (ФИО) Шаменкова Татьяна АлексеевнаОбразовательная область: познавательное развитее (ФЭМП).  Возрастная группа: старшаяТема занятия: «Путешествие в стра...