НОД "Поможем медвежонку" (по формированию представлений по ориентировке на плоскости) в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Колесник Евгения Валентиновна

Конспект НОД по ФЭМП  (по формированию представлений по ориентировке на плоскости) в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ОО  «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математический представлений»

в средней группе

№ 12 «Гусельки»

Тема: «Поможем медвежонку»

                                                                                    Воспитатель: Колесник Е. В.

                                                                                                 

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Задачи:

Образовательные задачи:

- Упражнять в умении определять пространственные направления от себя,

- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, выделяя и называя ее элементы: вверху, внизу, справа, слева;

- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа, выделяя и называя ее элементы:  середину, верхнюю, нижнюю, левую и правую стороны листа

- Упражнять считать до 4 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.  Учить отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

- Упражнять в умении отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать  определенное количество предметов в соответствии с заданным числом в пределах 4;

- Продолжать формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета;

- Закреплять умение определять и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;

- Упражнять в умении устанавливать размерные отношения между  предметами разной величины,  располагать их  в порядке убывания. Упражнять в умении употреблять понятия, обозначающие размерные отношения предметов («красное кольцо - самое большое, желтое - поменьше, зеленое – еще меньше, а желтое – самое маленькое»);

- Закреплять умение правильно определять и называть цвета.

Развивающие  задачи:

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление, воображение;

- развивать чувство эмпатии;

- развивать умение определять пространственные направления от себя;

- развивать умение ориентироваться на плоскости;

- развивать умение выделять цвет, величину как особые свойства предметов;

- развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

- воспитывать нормы поведения на занятии: слушать воспитателя,  не отвлекаться, быть внимательными;

- воспитывать  доброжелательность, активность и самостоятельность при выполнении  заданий;

- воспитывать  доброжелательность.

Формы организации детей: подгрупповая

Количество детей: 12 детей

Материал:

Демонстрационный:

- игрушки: медвежонок, заяц, белка, еж, пирамидка;

- картинки с изображением животных на воздушном транспорте;

- 4 картинки «домик» разного цвета;

- 4 картинки: медвежонок, лисенок, поросенок, зайчонок;

- 8 карточек с одинаковыми фигурами (круг, треугольник, квадрат), но по-разному расположенными.

Раздаточный:

- листы бумаги формата А4;

- картинки: елочки, мячики, рыбки, груши, листья (по 5 шт.)

- иллюстрации для раскрашивания «Пирамидка».

Ход:

Воспитатель и дети заходят в группу:

В: Давайте встанем с вами в круг,

Сколько радости вокруг

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В: Ребята, посмотрите к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

В: Ребята, к нам в гости еще кто-то пришел. Послушайте загадку и отгадайте «кто это?»: Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. Кто это?

Д: Медведь

В: Правильно, к нам пришел медвежонок (показывает). А зовут его Миша.

В: Давайте с Мишкой поиграем в игру «Кто куда летит?».  

В: Назовите, животных, которые летят направо.

Дети называют.

В: А куда летит медвежонок, зайчонок?

Д: Они летят налево.

В: Правильно. Ребята, у Мишки случилась беда. Он хотел научиться собирать пирамидку. А лиса-плутовка все 4 колечки раскидала по лесу. Только палочка с верхушкой остались. Он искал колечки, искал и не мог найти. Может быть, вы ему поможете?

Д: Да, поможем.

В:  Молодцы! Тогда давайте возьмем с собой Мишку и корзинку для колечек.

А теперь давайте повернемся вокруг себя и скажем волшебные слова:

Раз, два, три – повернись

В волшебном лесу – окажись!

В: Ну вот, мы с вами и оказались в волшебном лесу. Пойдемте искать колечки.

Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором расположены 4 домика разного цвета (вверху, внизу, слева и справа), на скамейке расположены 4 картинки со зверятами (зайчонок, лисенок, поросенок, медвежонок)

В: Кого мы с вами встретили?

Д: Белку

В: Посмотрите, белочка играет в игру «Найди домик для зверят». Давайте с ней поиграем. Родион, посчитай сколько домиков.

Ребенок подходит к мольберту, считает и отвечает: Один, два, три, четыре. Всего 4 домика.

В: Давайте все вместе посчитаем.

Дети считают хором.

В: Кира, посчитай зверят.

Ребенок считает и отвечает: Один, два, три, четыре. Всего 4.

В: Правильно. И что можно сказать про количество домиков и зверят.

Д: Их поровну.

В: Правильно. А теперь давайте поможем белочке заселить зверят в домики.

Слушайте внимательно: Зайчик живет в домике, который находится вверху. Какого он цвета?

Д: Синего

В: Правильно. Егор, прикрепи зайчика к синему домику.

В: Лисенок живет в домике, который находится справа. Какого он цвета?

Д: Красного

В: Правильно. Степа, прикрепи лисенка к красному домику. 

В: Поросенок живет в домике, который находится внизу. Какого он цвета?

Д: Зеленого

В: Правильно. Света, прикрепи поросенка к зеленому домику. 

В: Где находится домик медвежонка?

Д: Слева

В: Какого он цвета?

Д: Оранжевого

В: Правильно. Максим, прикрепи медвежонка к оранжевому домику. 

В: Ребята, посмотрите, а вот и одно колечко нашлось. Оказывается, его белочка нашла и отдает его нам.

В: Давайте скажем белочке «спасибо» и пойдем дальше искать колечки.

Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором расположены 4 карточки с одинаковыми фигурами (круг, треугольник, квадрат), но по-разному расположенными.  Около мольберта сидит зайчик.

В: Кого мы с вами встретили?

Д: Зайчика

В: Посмотрите, а вот и два колечка нашлись. Они у зайчика. Давайте с ним поиграем, и он отдаст нам колечки. Садитесь на стулья.

Дети садятся.

В: Игра называется «Парные картинки».  Посмотрите, перед вами  картинки. На них нарисованы геометрические фигуры. Они на всех картинках одинаковые, но по-разному расположены. У зайчика такие же картинки. И вам нужно к его картинкам найти такие же. А для этого вы должны внимательно слушать того, кто будет рассказывать, где находятся фигуры.

Варя, расскажи про первую картинку.

Ребенок: На картинке в середине находится квадрат, справа находится треугольник, а слева находится круг. Где такая же картинка?

Дети показывают

Еще 3  ребенка по очереди рассказывают о расположении фигур на карточках, а остальные дети слушают и находят такие же карточки.

В: Молодцы, ребята! Нашли все парные картинки. Зайчик отдает нам 2 колечка. Давайте скажем ему спасибо. А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем.

Физминутка:

Правой ручкой хлоп-хлоп,
Левой ручкой хлоп-хлоп,
Правой ножкой топ-топ,
Левой ножкой топ-топ,
Голова направо, голова налево,
Голова вперед - назад,
Повторяем все подряд.

В: А теперь пойдем дальше искать колечки.

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором находится ежик, лист бумаги и предметные картинки

В: Кого мы с вами встретили?

Д: Ежика.

В: Посмотрите, а вот и еще одно колечко нашлось. Оно у ежика. Давайте ему поможем разложить картинки на листе, и он отдаст нам колечко. Садитесь на стулья.

Дети садятся.

В: В середине листа положите 1 елочку (дети выполняют)

В: На верхней стороне листа положите 4 груши  (дети выполняют)

В: Где лежат груши?

Д: На верхней стороне.

В: Сколько груш вы положили на верхней стороне?

Д: 4 груши

В: Правильно. На нижней стороне листа положите столько рыбок, сколько раз я хлопну в ладоши.

Воспитатель хлопает 3 раза, дети считают хлопки.

В: Сколько раз я хлопнула в ладоши?

Д: 3 раза.

В: Сколько рыбок нужно положить на нижней стороне листа?

Д: 3 рыбки.

Дети выкладывают 3 рыбки.

В: На правой стороне листа положите столько мячиков, сколько раз я ударю в бубен.

Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети считают удары

В: Сколько мячиков нужно положить на правой стороне?

Д: 2 мячика.

В: Почему?

Д: Потому что вы ударили в бубен 2 раза.

В: Правильно. Выложите на правой стороне листа 2 мячика.

Дети выкладывают 2 мячика.

В: Посмотрите в свои тарелочки. Какие картинки остались?

Д: Листики.

В: Куда их нужно положить?

Д: На левой стороне листа.

В: Правильно. Положите на левой стороне листа 1 листик.

Дети выполняют.

В: Яна, расскажи, где находятся у тебя на листе разные картинки. А вы, ребята, внимательно слушайте Яну и проверяйте картинки на своем листе.

Р: У меня на листе в середине - елочка, на верхней стороне – груши, на нижней стороне – рыбки, на правой стороне – мячики, а на левой стороне – листик.

В: Правильно Яна рассказала?

Д: Правильно.

В: Молодцы! Ежик отдает нам колечко. Давайте скажем ему спасибо.

В: Давайте подойдем к столу и посчитаем, сколько колечек мы нашли.

Воспитатель выкладывает на стол все колечки.

Дети считают и отвечают: Всего 4 колечка

В: Правильно. Значит, мы все колечки нашли. Давайте научим медвежонка собирать пирамидку.

Воспитатель достает из корзинки медвежонка, палочку и верхушку и выкладывает их на стол.

В: Света, выбери первое колечко.

Ребенок выбирает колечко и надевает на палочку.

Воспитатель просит еще 3 детей надеть на палочку остальные колечки.

В: А теперь давайте правильно назовем все колечки. Кто хочет?

Ребенок называет кольца по величине снизу – вверх: Красное - самое большое колечко, голубое - поменьше, зеленое - еще поменьше, желтое - самое маленькое.

В: Все правильно! Теперь Мишка знает, как нужно правильно собирать пирамидку. Он говорит вам спасибо и дарит вам  вот такие картинки, где  нарисована пирамидка, чтобы вы их раскрасили. Давайте, скажем ему спасибо и до свидания.

Дети прощаются и идут с воспитателем к двери в раздевалку.

В: Давайте скажем волшебные слова:

Один, два, три, повернись.

В детском садике окажись.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-интегрированный проект «Формирование представления об Олимпийских играх у детей средней группы»

Актуальность проекта: дети имеют недостаточные представления об Олимпийских играх: о символике, талисманах, зимних видах спорта....

Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка».

Налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, развитие активной речи детей и их познавательной деятельности, в процессе формирования начальных представлений о здо...

Конспект по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в средней группе на тему: "Помогают нам всегда-ушки, носик и глаза"

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

План работы по формированию представлений о здоровом образе жизни в средней группе.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольн...

«Формирование представлений здорового образа жизни у детей средней группы посредством внедрения дидактических игр».

Ключевые слова: Здоровый образ жизни, организм Проблема  становления ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошко...

Конспект коррекционного занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве в средней группе по теме: "Домашние животные"

Тема: «Домашние животные».Тип: формирование навыков ориентировки в пространстве.Задачи: - Дать представление о простейшем схематичном, условном изображении предметов, познакомить с пр...

Конспект НОД по формированию представлений о ЗОЖ «Наши помощники» в средней группе 2016-17

Воспитывать элементарные навыки здорового образа жизни, стремление заботиться о своем здоровье....