Формирование элементарных математических представлений. Супермаркет
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Антипова Наталья Борисовна

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы

Формирование элементарных математических представлений

Подготовила: Антипова Н.Б.

Тема: «Супермаркет».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Цель: Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) узнавать данные фигуры, не смотря на различия в цвет, размере и пространственном расположении моделей; закрепить навыки счета в пределах 5; учить детей запоминать, сколько игрушек им надо найти.

Задачи: Совершенствование навыков счета в пределах пяти, умение отсчитывать предметы от большого количества, уравнивать множество равными способами, устанавливать взаимно однозначные соответствия путем визуального соотнесения элементов множества. Формирование представлений о времени (части суток). Воспитание положительной установки на участие в занятии, взаимодействия, активности, самостоятельности.

Словарная работа: супермаркет, отдел, наборное полотно, поровну, количество

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение детской художественной литературы, рисование, составление рассказов.

Материал и оборудование: математический пенал, наборное полотно, иллюстрации магазина.

Ход НОД:

Вводная часть: 

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы займемся математикой. Будем с вами считать, отгадывать загадки, сопоставлять, отсчитывать предметы.

Пальчиковая гимнастика:

Одна луна на небесах.

Две стрелки ходят на часах.

Три огонька у светофора.

Четыре лапы у Трезора.

Пять пальцев на одной руке,

Пять братцев-пальцев в кулачке. (Поочередно загибаем пальчики)

Основная часть:

Воспитатель: Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите о каком магазине в нем говорится, и что в нем продается.

Продавец ребятам рад

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные

Золотые рыбки

И всем нам – по улыбке.

(В. Степанов)

Воспитатель: Как по-вашему в какой магазин мы пришли? (В Детский мир)

Верно, в магазин, в котором продаются игрушки.

О каких игрушках говорится в стихотворении?

Перечислите их название (матрешки, машинки, золотые рыбки)

Сколько игрушек вы назвали? Сосчитайте? (три) Молодцы. Хорошо.

Воспитатель: Давайте с вами отправимся в большой магазин. Как называются современные большие магазины (супермаркет).

Но скажите мне, что необходимо иметь с собой, когда идешь в магазин? (деньги). Правильно, деньги, и они должны быть у каждого покупателя. Так - как у нас математика, то я предлагаю заменить настоящие деньги геометрическими фигурами.

Работа с наборным полотном и математическим пеналом:

Воспитатель предлагает детям разместиться за столами. Задание такое.

Воспитатель: У вас на столах лежат наборное полотно и математический пенал. В супермаркет мы пойдем все вместе. Деньги нужны нам всем. Поэтому, необходимо отсчитать пять одинаковых кружков и выложить их на верхнюю полоску и четыре одинаковых квадрата и выложить их на нижнюю полоску. Приступили.

Воспитатель: Каких геометрических фигур больше получилось?

Каких меньше?

Как сделать так, чтобы кружочков и квадратиков стало поровну?

Что можно сказать о количестве геометрических фигур? (их стало поровну, одинаково).

Теперь можно сказать каких геометрических фигурок больше, а каких меньше? Почему?

А как можно определить это, не пересчитывая (поставить их парами) Молодцы.

Воспитатель: Отправляемся по отделам в супермаркет.

Все готовы? Я буду вам читать, стихотворение (пальчиковая гимнастика), а вы загибайте пальчики на правой руке на каждое название продукта. Постарайтесь не пропустить.

1. В магазин везут продукты

Но не овощи, не фрукты –

Сыр, сметану и творог,

Глазированный сырок.

Привезем из далека,

Разливного молока.

Воспитатель: В каком отделе магазина мы с вами побывали? (молочном)

Сколько продуктов мы купили? (пять)

Какие это продукты (сыр, сметана, творог, сырок и молоко).

Воспитатель: Идем в следующий отдел.

2. У меня стеклянный дом

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту.

Лук и перец очень вкусный.

Воспитатель: А это, что за отдел магазина? (овощной)

Сколько продуктов вы купили в овощном магазине (4)

Какие это продукты? (помидоры, капуста, лук, перец)

Воспитатель: Ну а в этом магазине

3. Крендель, булки на витрине

С отрубями хлеб лечебный

И отдел зовется - хлебный

Воспитатель: Сколько продуктов купили в хлебном магазине? (три)

Какие это продукты – крендель, булка, хлеб.

Физкультминутка:

Дети встают в круг и выполняют движения со словами.

Село солнышко давно

На дворе темным - темно

Спит зайчишка под кустом

Спит лягушка под мостом

Огуречик спит на грядке

Дети все легли в кроватки

Баю-бай, баю-бай,

Кто не спит, тот засыпай.

Воспитатель: О каком времени суток говорится в стихотворении?

Это день или ночь? (ночь)

Почему вы так решили? (на улице солнышко село, все легли спать)

А какое время суток наступает после ночи? (утро)

Воспитатель: Посмотрите, кто пришел в магазин за продуктами.

Что у них в лапах? (шары)

Сколько шаров у кошки? (Считаем хором.)

Сколько шаров у собаки? (Считаем хором.)

Воспитатель предлагает детям переместиться за столы. Возьмите цветные карандаши, чтобы раскрасить шарики. Молодцы.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на иллюстрации, запомните их.

Д/и «Чего не стало?» (упражнение на внимание)

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кто-нибудь посчитал сколько отделов было в супермаркете? Что мы с вами сегодня делали в магазине? Кому из вас понравилось? Что? Почему?

Рефлексия:

Воспитатель зачитывает стихотворение

В магазине, на витрине

Завязался разговор.

Что нужнее? Что вкуснее?

Разгорелся жаркий спор.

Сыр головастый

Перед всеми хвастал:

«Я запашистый,

Твёрдый, душистый,

С кругленькими дырами,

Нет вкуснее сыра!

Я не то, что молоко,

Ведь его разлить легко».

А сметана белая

Вдруг тоже стала смелая:

«Я, послушайте, ребята,

Разливаюсь по салатам,

По супам и овощам,

Запеканкам и борщам.

Без меня и торты —

Все второго сорта.

Я нужнее молока,

Я послаще творожка».

Тут вмешался творог:

«Вот из нас-то прок.

Уваженье к творогам:

Мы — начинка к пирогам.

Я нужнее молока

И сметаны… Ну, слегка».

Масло тоже не молчало,

Очень громко всем сказало:

«Чтобы сделать бутерброд,

К хлебу масло надо. Вот.

Без меня блины и кашу

Есть никто не будет даже.

Я жирнее молока,

Сыра, сливок, творожка».

Тут и мороженое

Воскликнуло восторженно:

«А меня-то, а меня-то

Очень любят все ребята:

И с клубникой, и с печеньем,

И с орехом, и с вареньем».

Помолчало молоко,

Повздыхало глубоко:

«Глупые продукты,

Как же вы забыли,

Что коровьим молоком

Все когда-то были?

Сделан сыр из молока,

И творог — из молока,

И сметана с маслом —

Это детям ясно!»

Лаврина В.

Воспитатель: А если бы у вас, ребята, был свой магазин, чтобы вы продавали в нем?

Кем бы вы хотели быть в магазине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе: «Путешествие с Незнайкой в супермаркет»

Методическая разработка «Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: "Путешествие в супермаркет".

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: "Путешествие в супермаркет"....