Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе: «Путешествие с Незнайкой в супермаркет»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Шинкарь Людмила Григорьевна

Методическая разработка «Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие с Незнайкой в супермаркет».

Аннотация: методическая разработка представляет собой конспект  непрерывно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе, разработанный  с целью развития познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, способствующих формированию основ финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе:

«Путешествие с Незнайкой всупермаркет»

                                                                  Автор: Шинкарь Людмила Григорьевна

                                                                                воспитатель,  высшая квалификационная

                                                                                категория, педагогический стаж 38лет,

                                                                                МБДОУ «Детский сад «Мальвина».

                                                                                                                                                                                           Технологическая карта

НОД по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе.

Тема: «Путешествие с Незнайкой в супермаркет»

                                                                     Автор: Шинкарь Людмила Григорьевна,                                                                                                                                                     воспитатель,  высшая квалификационная

                                                                                      категория, педагогический стаж 38лет,

                                                                                      МБДОУ «Детский сад «Мальвина».

 

Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, способствующих формированию основ финансовой грамотности через игровую деятельность.

 Задачи:

Обучающие:

-закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, видеть и называть фигуры;

-совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;

-упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

-познакомить детей с понятием Банк и сберегательный вклад;

-продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;

-закрепить знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе;

-развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;

-развивать основы финансовой грамотности по средствам дидактических игр.

Воспитательные:

-способствовать проявлению положительных эмоций;

-воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Вид занятия: интегрированное занятие по развитию финансовой грамотности у детей старшего подготовительной к школе группы.

Оборудование:

-проектор, ноутбук, экран,

-геометрические фигуры по количеству детей;

-импровизированные бумажные кошелечки, монеты и купюры;

-картонные сачки и бумажные бабочки для подвижной игры;

-корзины для покупок, цифры, карточки с изображением продуктов и чисел в пределах 10;

-основы для игры «Пицца» карточки с математическими рецептами приготовления;

-крупные изображения пиктограмм эмоций в виде смайлов;

-шоколадные монетки.

Подготовительная работа: Подготовка мультимедийной презентации. Подбор тематических картинок, карточек, математических задач, создание карты-путеводителя по игре-путешествию, музыкального сопровождения. Подготовка кошелечков, монеток, купюр, сачков и бумажных бабочек.

Формы образовательной деятельности:

-совместная деятельность педагога с детьми;

-самостоятельная деятельность детей;

-проблемная ситуация;                                                                                                                

-дидактические и подвижные игры;

-обсуждения, беседы, выводы.

 Планируемый результат:

-дети взаимодействуют со сверстниками и педагогом в процессе выполнения работы;

-знают элементарные основы грамотного отношения к финансам;

-знают роль Банка и понятия Вклад в денежных отношениях;

-умеют внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

-делятся с педагогом и детьми своими впечатлениями и эмоциями;

-применяют усвоенные знаний по ФЭМП в игровой, познавательной, самостоятельной деятельности и повседневной жизни;

-фокусируют свое внимание и сосредоточенно действуют в течение 30 мин.;

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении.

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания.

Этап

Структурные компоненты деятельности

                                                 Ход  НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Организационный момент.

Актуализация знаний

Воспитатель:

- Доброе утро, ребята! (приветствие)

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей,

Давайте с ними поздороваемся.

Приветствие:

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, здравствуй, дружный круг!

 Демонстрация презентации: «Для чего нам деньги и как научиться их правильно тратить».

- Вот скажите, ребята, вы приходите в детский сад, а кто вас приводит. Верно, мамы и папы (бабушки). И после этого, вероятно, ваши близкие, куда то спешат? Верно, им нужно на работу. А для чего нужно работать? Именно так, чтобы получать зарплату - то есть деньги. А как вы думаете, легко ли работать? Конечно, нет, но это необходимость в нашем мире. Деньги достаются человеку трудом, это всегда нелегко.  Как вы думаете, полезно трудиться? Верно! Любой труд несет пользу.

- Ребята, а на что, по-вашему, мнению взрослые тратят свои заработанные деньги? На сладости и разные игрушки, может быть?!

Конечно, не только на это.

- Важно уметь тратить деньги правильно. Как вы думаете, на что, в первую очередь, нужно тратить? (Ответы детей). Денежными средствами очень важно правильно распоряжаться и этому нужно учиться.  Сегодня мы с вами и попробуем побыть взрослыми, заработать «деньги» и грамотно их потратить, на то, что необходимо приобрести.

Дети становятся полукругом, лицом к гостям.

Приветствуют друг друга и гостей.

Делятся своими размышлениями о том для чего взрослых ходят на работу и как необходимо распоряжаться заработанными средствами.

Высказывают свои мысли о том, как зарабатывают деньги взрослые. Легко ли это? Есть ли в труде польза?

Отвечают на вопросы педагога хором и индивидуально.

Выражают интерес продолжать занятие.

3мин.7

Проблемная ситуация.

 

- Ребята, только представьте! Сегодня утром в нашей группе я встретила вот этого Незнайку, он грустит и не знает, как ему поступить. Ведь скоро у него день рождения, придут гости. Ему нужно рассчитать, сколько денег потратить на праздник и на угощения для всех. Незнайка совсем не умеет распоряжаться деньгами! - Предлагаю помочь Незнайке  всем вместе. Будем учиться зарабатывать монетки и распределять их на необходимые покупки к празднику.

- Ну, а сначала поднимем настроение нашему грустному гостю и все вместе поиграем! (Звучит музыка).
Мы с Незнайкой

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И в путешествие побежали.

Активно слушают рассказ воспитателя, выражают интерес и согласие помочь герою.

Повторяют слова и движения вместе с воспитателем.

Настраиваются на позитивное коллективное взаимодействие.

2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

Беседа-

мотивация.

Воспитатель:

- Незнайка, мы  с ребятами очень хотим тебе помочь. Для покупок мы отправимся  в супермаркет. Только вот беда – денег у нас нет. Что будем делать?

- Предлагаю попробовать сегодня самим зарабатывать на покупки, используя ваши знания, сообразительность и взаимовыручку. Согласны так поработать?

Дети стоят на ковре произвольно. Фантазируют и размышляют о том, как можно помочь Незнайке.

Выражают согласие и интерес продолжить занятие.

Хором и индивидуально отвечают на вопросы воспитателя.

23 мин.

Игра - разминка «Найди карту-путеводитель».

Воспитатель:

- Для того чтобы получить деньги нам нужно выполнять задания и непростые математические испытания. Вам понадобятся знания о цифрах и счете.  А чтобы отправиться в путешествие, нам нужна маршрутная карта.  Вот инструкция как ее найти. Давайте искать карту вместе. Будьте внимательны!

Педагог диктует инструкцию.

2 шага вперед,

повернуться направо

3 шага вперед,

поворот налево.

Еще один шаг вперед и поднять голову наверх.

Нашли? Молодцы!

Следуют словесной инструкции ищут  маршрутную карту.

Находят, рассматривают, делятся эмоциями и предположениями.

Игра «Сравни фигуры»

Итак, посмотрим, что в нашей маршрутной карте. Первый пункт называется «Геометрический». Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете.

- Все верно: круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат. Молодцы. А как называется вот эта фигура (демонстрирует кубик, дети отвечают), а как вот эта (демонстрирует пирамидку)- она похожа на треугольник. Верно! Это пирамидка. А вот эта (показывает шарик)- верно, это маленький шар.

- Все эти фигуры рассыпались, и вам, ребята, нужно их собрать. Начинайте!

Инструкция: дети собирают фигурки, считают, сколько и каких фигур получилось. Каких больше или меньше. Это задание служит для разделения детей на три команды для последующего испытания. Дети делятся соответственно выбранным фигуркам: шар, пирамидка, кубик, их количество должно быть равным по одной фигуре на каждого ребенка.

Перемещаются согласно карты на пункт под названием «Геометрический». Собирают и называют геометрические фигуры, определяют, что количество фигур равно (либо каких и на сколько больше, каких меньше).

Делятся на три команды в соответствии с выбранной фигурой.

 

Дидактическая игра «Заработай монетки!»

Молодцы! Посмотрим, что дальше в нашей карте.

Следующий пункт называется «Монетный двор».

Здесь вы сможете вместе с Незнайкой заработать необходимые монетки для праздника, выполнив задания. Готовы? Тогда начнем.

-Я буду задавать вам задачи, а за правильное решение вы получите монетки.

Педагог каждой команде предлагает решить математическую задачу.

- Перед собой вы заметили кошелечки теперь положите в них столько монеток, чтобы их число соответствовало цифре на кошельке. Затем проверим кошелечки с помощью фонарика.

-Ребята вы отлично поработали! Теперь настало время отдохнуть! Смотрите куда ведет нас карта?

- Именно так! По карте мы должны оказаться на «Математической полянке» - это место отдыха. Вперед!

Продвигаются в соответствии указаниям карты.

Проходят на заранее приготовленных места для команд.

Выражают свою готовность продолжать игру.

Решают математические задачи поочередно.

 

Смотрят в карту. Перемещаются по ней на место проведения физминутки.

Физминутка

«Математическая полянка».

Используется музыкальное сопровождение и мультимедийные слайды.

Сколько точек в этом круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько елочек зеленых,

Столько сделаем наклонов.

Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас,

А прихлопнем столько раз,

Сколько ежиков у нас.

Дети выходят из-за столов и перемещаются на ковер. Повторяют движения по образцу воспитателя.

Обращают внимание на слайды презентации и считают нужные изображения, координируя их с действиями.

Возвращаются на свои места.

Подвижная математическая игра: «Поймай бабочек»

 

 

 

Дидактическая игра «Сберегательный банк».

Воспитатель:

- На нашу полянку прилетели бабочки. Для того, чтобы их поймать понадобятся такие вот необычные сачки. Выбирайте скорее кому, какой нравится.

- На каждом сачке есть цифра, именно столько бабочек нужно собрать в него. Готовы! Тогда начинаем! (Звучит музыка).

Педагог поощряет успешное выполнение задания игры. ( Раздает монетки)

Воспитатель:

- Смотрите, ребята следующий пункт в нашей карте - «Сберегательный банк» (на экране появляется изображение Банка). Кто знает, что это за здание такое - Сберегательный банк?

- В Банке люди хранят свои сбережения. Для этого необходимо открыть сберегательный вклад. Пока сбережения находятся на вкладе Банк платит их владельцу дополнительные средства. Таким образом сумма сбережений возрастает.

Но для этого нужно соблюдать правила Банка, например, не забирать сбережения раньше оговоренного срока. Все правила закреплены специальным документом, его называют - договор.

- Здесь мы тоже попробуем увеличить заработанные вами ранее деньги выполнив задание. Банк поменяет монетки на бумажные купюры.

Задание выполняется тремя командами в том же составе.

- Каждая команда получает по два кошелька разного цвета. И разноцветные «бумажные купюры».

- Необходимо положить в них «бумажные купюры» соответствующие цвету кошелька. А для то, чтобы понять сколько «купюр» класть в каждый кошелек потребуется решить пример. Примеры написаны на карточках, решив их, вы легко справитесь! Итак, карточки с примерами и «деньги» перед вами. Можете начинать!

- Правильность решения мы проверим с помощью фонарика. ( Решив примеры, дети светят фонариком на кошелечки и проверяют свое решение: высвечивается цифра - правильный ответ).

Например: в красный кошелек нужно положить столько красных «бумажных купюр» 7+2=?.

Молодцы вы справились! Вместе нам удалось заработать «деньги» на праздник для Незнайки.

 - Теперь самое время отправиться за покупками к празднику.

- Вот бы всё купить сразу в одном месте. Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и игрушки, и моющие средства?

 

 - Теперь отправляемся за покупками в супермаркет.

Собирают сачками нужное количество бабочек.

Закрепляют порядковый счет и соотношение числа и предмета.

 

 

 

Продвигаются по указателям карты к «Сберегательному банку». Занимают свои места по командам.

Высказывают свои предположения о том, что такое Банк.

Слушают сообщение педагога.

 

Продолжают игру тремя командами. Решают пример на карточках вместе, кладут в кошелек соответствующие количество «купюр» по цвету кошелька.

Каждая команда по очереди рассказывает, каких «купюр» и сколько они решили положить в свои кошелечки - вклады.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят карту, продолжают игру.

Дети отвечают: гастроном, супермаркет, мини-маркет, гипермаркет.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Дидактическая игра «Правильные покупки»

 

- Следуя карте, мы перемещаемся в супермаркет. В супермаркете много разных отделов. (Продукты, игрушки, хозяйственные товары) Для покупок ко дню рождения Незнайки в какой отдел мы пойдем, мы узнаем, выполнив следующее задание: Игра «Что лишнее» (на схеме картинки (Банан, конфета, туфли. Торт, машинка, мороженое

Молоток, яблоко, сок).

-Итак, как вы думаете, в какой отдел нам нужно пойти?

Инструкция: на экране появляется изображение магазина,    продуктовый отдел, перед детьми располагаются   цифры и  корзины для покупок. Каждый ребенок берет корзину и цифру по своему желанию.

Здесь необходимо купить продукты для праздника. Выберите любую цифру из тех, которые лежат перед вами. В магазине рядом с каждым товаром тоже есть цифра. Как вы думаете, что означают эти цифры?  Правильно - это цена. Вам необходимо купить такие товары, которые в сумме с вашей цифрой образовывают цифру 10. Здесь вам понадобятся знания о составе числа. Давайте потренируемся. К примеру, число 5, какими числами можно представить - верно, числом 2 и 3.

- Все готовы? Тогда отправляемся за покупками.

- Молодцы ребята, Незнайка, и ты молодец! Купили все необходимое!

Дети отвечают.

Находят правильный ответ (продуктовый отдел)

Отправляются за покупками в импровизированный магазин, совершают покупки согласно инструкции.

Закрепляют знания о составе числа.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель:

- Ребята мы с вами успешно выполнили все задания, и теперь осталось приготовить угощение для друзей Незнайки и его гостей.

Готовить мы с вами будем пиццу!

Инструкция.

Педагог предлагает ребятам на выбор математический рецепт пиццы и основу для пиццы. Играть можно командами или в парах.

- Какие аппетитные угощения у вас получились! Так и хочется попробовать! Теперь у Незнайки будет настоящий праздник! И все, благодаря вашим знаниям и помощи!

А наше путешествие подошло к концу.

 

Выполняют задание игры по инструкции «готовят пиццу». Совершенствуют навыки счета.

4 мин.

Итог занятия. Систематизация знаний.

- Вам понравилось сегодняшняя игра?

 

- Давайте вспомним, о чем мы говорили в начале игры? Верно, мы говорила о том, как трудно зарабатывать деньги и как важно тратить и правильно, покупать то, что действительно необходимо. В первую очередь доходы тратятся на оплату коммунальных услуг, еду, необходимую одежду и предметы для дома.

- Ребята, а кому мы сегодня помогали?

- Верно, мы помогли Незнайке, он оказался в сложной ситуации и не знал, как ему организовать свой праздник.

- Скажите, какой момент больше всего вам понравился?

- Что узнали нового и интересного?

- Что для вас показалось самым сложным?

Завершение занятия, прощание с героем и фото на память. Педагог раздает всем участникам памятные шоколадные монетки.

- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?

 

Отвечают на вопросы хором и индивидуально.

Делают выводы о том, что узнали нового. Как важно трудиться и грамотно распределять доходы. Вспоминают что такое Банк , сберегательный вклад.

Как важно и интересно оказывать помощь другим. И о том, что, когда помогаешь другим, испытываешь чувство радости.

Приходят к выводу о том, что любое дело получается, если взяться за него сообща.

Рефлексия

«Настроение».

Рефлексия выполняется под музыкальное сопровождение.

Инструкция: перед детьми располагаются крупные смайлики, изображающие эмоции. Детям необходимо занять место рядом с тем изображением, которому соответствует их настроение.

 

Соотносят свои чувства и эмоции с изображениями смайликов. Рассказывают о своих чувствах и эмоциональном настроении.

Список использованной литературы:

1.Пономарева И.А.Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

2.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3.А.В.Белошистая  Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.

4.А.В.Белошистая  Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.

5.А.В.Белошистая  Современные программы математического образования дошкольников //Серия «Библиотека учителя» - Ростов Н/Д: «Феникс», 2005. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчества в подготовительной к школе группе. На тему: Путешествие в лес математических чудес»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических  представлений и художественного творчествав подготовительной к школе группе. На т...

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «День рождения Незнайки»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Интегра...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по формированию математических представлений и финансовой грамотности для подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну «Экономика»

Тема: « Волшебная страна «Экономика» Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений;формирование основ финан...

Квест-игра внеурочного занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Фунтик-именинник».

Не для кого не секрет, что в современном обществе стала актуально ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности. Предлагаю вашему вниманию квест-игру для воспитанников подготовительной к...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»...