Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Фадеева Мария Николаевна

Конспект занятия по формированию математических представлений и финансовой грамотности для подготовительной группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgr.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе

Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений; формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;

упражнять в счете десятками;

упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

закрепить знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших:

закрепить представления детей экономических понятий: товар, деньги, семейный бюджет, доход и расход:

закреплять математические представления о числе, его количественном составе;

применять первичные экономические знания на практике;

продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;

расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

Развивающие:

развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;

знакомить с основами финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре «Супермаркет».

закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам.

Воспитательные:

способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться;

воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Планируемый результат:

умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями;

применение усвоенных знаний по ФЭМП в игровой, познавательной, самостоятельной деятельности и повседневной жизни;

умение сосредоточенно действовать в течение 30 мин.;

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность.

Материалы и оборудование: монетки для накапливания, цифры от 1 до 10 с буквами (ЭКОНОМИКА), монеты и банкноты разного наминала, пластиковые карты, кошелек, картинка «Доход», картинка «Расход», картинка «Семейный бюджет», большая монетка, емкости с монетами и банкнотами, картонные полоски разделенные на две части знаком «=», наглядное пособие «Супермаркет», ценники, картинки овощей, фруктов, и других товаров, копилка.

Ход НОД

Мотивация детей.

- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

- Сегодня вам придется потрудиться, решая задачи, отвечая на мои вопросы, используя сообразительность, взаимовыручку. За каждое правильное решение – вас ждет вознаграждение! Это монетки, которые мы будем копить и складывать в копилку.

1 задание.

- А поиграть я приглашаю вас в волшебную страну, название которой вы узнаете, если выполните первое задание.

Надо расставить цифры по порядку от 1 до 10.

(Дети расставляют на доске цифры, изображенные на буквах, получая в итоге слово «ЭКОНОМИКА»).

- Правильно. Страна называется ЭКОНОМИКА. (Дети становятся вокруг стола, на который выложены монеты и банкноты)

Первая монета отправляется в копилку.

2 задание.

- Послушайте мою загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!»

Что это? (Ответы детей).

- Совершенно верно - «деньги». А как называются Российские деньги? Каким символом они обозначаются? (Ответы детей после выбора соответствующей картинки).

- Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты, пластиковые карты).

Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?

(Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства, выкладывая их в возрастающем порядке).

- Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они? Какие банкноты вы знаете?

(Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой. Дети называют банкноты разного номинала, выкладывая их в возрастающем порядке).

- Молодцы»! Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке. Банкноты и монеты складываются в кошелек.). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. ( Ответы детей: пластиковую карту для снятия наличных денег нужно вставлять в банкомат и знать пароль, также ей можно рассчитаться в магазине на кассе, в транспорте, и пр.)

Вторая монета отправляется в копилку.

3 задание. (Дети рассаживаются на стульчики перед доской)

- А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

- Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается.

- А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей).

- Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. (На доске картинка «Доход»)

- Доход – это денежные средства полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

- Из каких средств еще складывается доход? (Ответы детей: пенсия бабушки, стипендия)

- Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Когда мы приобретаем что - то на свои деньги, мы их тратим. Наши траты – это расход. (На доске картинка «Расход»)

- А на что люди тратят – расходуют деньги? (Ответы детей, которые озвучивают необходимые расходы и желательные траты), для покупки продуктов питания; одежды, обуви, оплаты услуг:

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

на благотворительность.

- ДОХОД и РАСХОД вместе составляют СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход - это деньги, полученные в результате работы.

Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

- Скажите, а как можно увеличить СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ? (Ответы детей: экономить, больше зарабатывать, копить)

- Можно деньги не просто хранить и копить в копилке, но и преумножать.

- Как это можно сделать? (Ответы детей)

- Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный счет, на котором будут находиться ваши деньги. И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё, то есть начисляет проценты.

Третья монета отправляется в копилку.

4 задание.

- Давайте поиграем в ИГРУ «Что это: доход или расход?» (Передавать монетку, стоя в кругу)

Я каждому из вас буду задавать вопрос, а вы будите передавать монетку и отвечать на вопрос: доход это или расход?

- бабушка заболела, что это?.

- мама получила зарплату…

- выиграли в лотерею…

- потеряли кошелек….

- заплатили за квартиру…

- продали ягоды (одежду….

- папа получил премию…

- Молодцы! Все справились с заданием.

Четвертая монета отправляется в копилку.

Физминутка

«Раз, два, три, четыре, пять. Можно все пересчитать»

Можно все пересчитать. (Ходьба с выставлением указательного пальца

вперед.)

Сколько в комнате углов? (Показать на углы с поворотами туловища.)

Сколько ног у воробьев? (Приподнимать поочередно ноги.)

Сколько пальцев на руках? (Раскрыть пальцы рук.)

Сколько пальцев на ногах (Присесть, коснуться носков ног.)

Сколько в садике скамеек? (Полуприседания.)

Сколько в пятачке копеек?

Пятая монета отправляется в копилку.

- Занимайте свои места. (Дети занимают места за столами, на которых стоят пластиковые емкости с разными монетами, картонки, разделенные на две полоски)

5 задание.

- Сейчас мы будем с вами банковскими служащими и будем выдавать зарплату. Маме сказали, что зарплата будет после выходных. Когда? (В понедельник) Мама заработала 1000 рублей. Положите банкноту достоинством в 1000 рублей на верхнюю полоску слева от знака «равенства». Справа от знака надо выложить это количество денег другим номиналом. (Дети выполняют задание). Справились? Молодцы!

- Мама свою зарплату получила в понедельник, а папа получил зарплату через два дня. В какой день? (В четверг) Правильно. На нижнюю полоску слева от знака кладем банкноту 5000 рублей. Это папина зарплата. Справа от знака вы должны выложить эту сумму другими деньгами. (Дети выполняют задание). Справились? Молодцы!

- После папиной зарплаты через день семья пойдет в магазин за покупками, когда это будет? (В субботу) Молодцы!

Шестая монета отправляется в копилку.

6 задание.

- Мы с вами сейчас пойдем в супермаркет. А что это такое? (Большой магазин, в котором много различных отделов. Дети подходят к доске, на которой макет магазина, изготовленный своими руками. Детям раздаются банкноты разного номинала)

- Ребята, как называются предметы, которые представлены в магазине? (Ответы детей. Товар)

- Как можно узнать стоимость товара? (Ответы детей. По ценнику)

- Какой товар можно купить тебе на сумму (Ответы детей, которые выбирают товар в зависимости от своей денежной купюры)

Седьмая монета отправляется в копилку.

7 задание.

- А теперь давайте представим, что ваши родители попросили вас купить продукты для борща. Куда мы с вами можем отправиться за покупками? (на рынок, супермаркет).

Деловая игра «Варим борщ»

Дети делятся на две команды. На столах (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат картинки с продуктами необходимыми для покупки. Каждой команды выдаётся список продуктов для борща и кошелек с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось. Делают вывод, где продукты обошлись дешевле.

Восьмая монета отправляется в копилку.

Рефлексия.

- Вам понравилось в стране «Экономики»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».

- Ребята, а что нельзя купить за деньги? (Ответы детей. Солнце, ветер, любовь, улыбку и т. д.)

- Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! У меня для вас есть домашнее задание на выходные сделать с помощью родителей копилки и принести их на выставку в детский сад, после организации выставки, через неделю, вы сможете их забрать домой. Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений и ручного труда в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему «В гостях у гномов»

Цель: Закрепить знания по теме «Число и цифра 7». Закрепить навыки ручного труда в работе с бумагой. Задачи: Закрепить навык порядкового и обратного счета в пределах 10.Закрепить сост...

Авторское занятие по формированию элементарных математических представлений "Праздник перелётных птиц" в подготовительной к школе группе.

Данное занятие ориентированно на формирование  математических представлений  детей подготовительной к школе группы на основе закрепления умений самостоятельно составлять и решать задачи...

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «День рождения Незнайки»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Интегра...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе: «Путешествие с Незнайкой в супермаркет»

Методическая разработка «Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну «Экономика»

Тема: « Волшебная страна «Экономика» Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений;формирование основ финан...

Квест-игра внеурочного занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Фунтик-именинник».

Не для кого не секрет, что в современном обществе стала актуально ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности. Предлагаю вашему вниманию квест-игру для воспитанников подготовительной к...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»...