Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе. Тема: «Юные экономисты»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Николаева Анна Анатольевна
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе.
Тема: «Юные экономисты»
Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, формирование основ финансовой грамотности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе.

Тема: «Юные экономисты»

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, формирование основ финансовой грамотности.

Задачи:

1. Образовательные:
- Закрепить знания детей о понятиях – экономика
, семейный бюджет, доход, расход, деньги, купюра, монета.

- Научить детей самостоятельно пользоваться денежными единицами, решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.

- Формировать разумное отношение к расходованию денег.

2. Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.

-  Расширять активный и пассивный словарь детей

3.Воспитательные:

- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость). 

Методы и приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.
Материал: кошельки с монетами, копилка, интерактивная доска, картинки с продуктами.
Словарная работа: экономика, семейный бюджет, купюры, заработная плата, электронные деньги, пластиковая карта.

Предварительная работа: сюжетно ролевая - игра «Магазин», беседа «Что такое бюджет», беседа на тему «Не все покупается и продается».

1. Организационный момент:

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поздороваемся.

Станем рядышком, по кругу, и возьмемся все за руки

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся-Утро доброе начнётся. –Доборе утро!

- Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
Ответы детей

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу «Экономики». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи.
Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе.
- Открываем глаза. Вот мы и в школе (слайд № 1).
2. Основная часть.
Воспитатель:
Отгадайте загадку
:

Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине (копилка).
- Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги (купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте, для покупки одежды, для оплаты бытовых услуг; для покупки подарков;

на благотворительность (бездомным животным, лечение больным детям).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас

отгадайте загадку:

Угадай, как это зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто – напросто (товар)

 Ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Да, есть вещи, которые невозможно купить ни за какие деньги мира (Слайд № 2). Назовите их.

Дети: Человек не сможет купить солнце, радугу, дружбу, чувства, время,

здоровье, мудрость, знания, счастье, мечту.

Воспитатель: Можно купить еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; часы, но не время; дом, но не семью.

Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц. Это доход семьи.  Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё приносит доход в семью?
Ответы детей
Воспитатель: Студенты, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию. 

Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Когда мы приобретаем что - то на свои деньги, мы их тратим. Наши траты – это расход.
Все деньги, которые имеет семья! Доход и расход вместе составляют семейный бюджет.

-Скажите, а как можно увеличить семейный бюджет? (Ответы детей: экономить, больше зарабатывать, копить, не тратить, беречь, не терять)

Воспитатель: А теперь предлагаю вам всем встать и немного подвигаться.

Давайте поиграем в игру «Что это: доход или расход?» (Я буду задавать вопрос, если это доход -хлопаем, если расход - топаем)

- мама получила зарплату…

- выиграли в лотерею…

- потеряли кошелек….

- заплатили за квартиру…

- папа получил премию…

- заплатили за детский сад…

- дочь получила стипендию…

- купили сыну обувь…

- продали машину…

- брат случайно нашёл 100 руб.

- купили продукты…

- бабушка получила пенсию…

- купили телевизор…

- купили брату конструктор…

- Купили продукты в магазине – расход

- сестра получила деньги в подарок на день рождения…

- маме купили новые туфли.

Воспитатель: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? (Ответы детей)

Как называются наши деньги? (Рубль).
А вы знаете, как называют металлические деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете? 

Практическое задание № 1 Разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами – рублями несколькими способами.

Расскажите, как можно разменять монету достоинством 5 рублей мелкими монетами.

Практическое задание № 2 «Мяч». (Слайд № 3). В магазине Вите понравился большой мяч. Он попросил у родителей деньги на покупку игрушки. Мама дала мальчику 3 рубля, а папа — 5 рублей. На прилавке в магазине лежали два мяча: один большой, а другой поменьше. Большой мяч стоит 7 рублей, маленький — 4 рубля. Вопросы: 1) Как ты думаешь, почему один мяч стоит 7 рублей, а другой 4 рубля? 2) Останется ли у Вити сдача, если он купит большой мяч? 3) Сможет ли Витя купить 2 маленьких мяча?

Практическое задание № 4 «В магазин за продуктами». (Слайд № 4). Бабушка попросила Аню сходить в магазин и дала ей кошелек с монетами: 3 шт. по 1 рублю, 1 шт. — 2 рубля, 1 шт. — 5 рублей. Всего 10 рублей. Аня должна купить полезные продукты и, если останутся деньги, немного сладостей. Вопросы: 1) Какие полезные продукты выбрала Аня? 2) Остались ли у нее деньги на сладости? 3) Какие сладости купила Аня?

Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на дне кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

 Воспитатель: В стране Экономике, есть понятия дороже и дешевле и сейчас мы попробуем с вами разобраться «Что дороже, что дешевле».

- если хлеб стоит 8 рублей, а булочка 6 рублей?

- если конфета стоит 3 руб., а печенье 2 рубля?

- если сахар стоит 7 руб., а соль 1 рубль?

- карандаши стоят 5 руб., а линейка 3руб?

- торт стоит 10 руб., а пирожное 7руб?

Воспитатель: Молодцы вы хорошо справились с этой игрой. Мы разобрались, что товар есть дешевле и дороже. Если мы хотим сэкономить, то какой товар будем выбирать? А как вы можете сэкономить и помочь родителям? (слайд № 5).

 Дети: Закрывать кран с водой после мытья рук. Выключать свет в комнате, когда выходишь. Не лить зря воду, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать.


Ребята нам пора возвращаться обратно в группу закрываем глаза и считаем от 0 до 10.

3.Итог (рефлексия).
Вам понравилось в школе «Экономики»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».

Литература:

1. Сборник методических материалов на основе примерной парциональной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

2. Шатова Ф.Д. «Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников». М.: Издательство Ювента, 2003 г. – 16 с.

3. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2021 г. -96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «День рождения Незнайки»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Интегра...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по формированию математических представлений и финансовой грамотности для подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну «Экономика»

Тема: « Волшебная страна «Экономика» Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений;формирование основ финан...

Квест-игра внеурочного занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Фунтик-именинник».

Не для кого не секрет, что в современном обществе стала актуально ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности. Предлагаю вашему вниманию квест-игру для воспитанников подготовительной к...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»...