Обучение решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Ефремова Елена Юрьевна

     В процессе математического развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел с целью подготовки их к обучению в начальной школе.  Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами cовершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.    Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения.

     При решении задач дети должны уметь пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

     Подготовку детей к решению задач необходимо начинать с подбора наглядных пособий, используемых при изучении чисел первого десятка. В своей работе педагог может использовать наглядные пособия, которые подразделяются на предметные иллюстративные. К предметным можно отнести предметы окружающей действительности: мебель, учебные принадлежности, природные материалы, фрукты, овощи, пуговицы, крючки, наперстки, игрушки, пуговицы и другие мелкие предметы, специально изготовленные предметы для счета: палочки, счеты, геометрические фигуры.

     К иллюстративным можно отнести набор предметных картинок с изображением овощей, фруктов, зверей, самолетов, машин, изображения предметов от 1 до 10, цифры.

     На первом этапе обучения детям  дается понятие о числе и цифре. Цель— познакомить с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду.

     На втором этапе закрепляется место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования числа- путем отсчитывания одной единицы от данного числа, отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. упражняются в сравнении количества элементов предметных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными и числами (больше, меньше, равно).

     На третьем этапе дети знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пределах данного числа.

      Подготовку к решению арифметических задач следует начинать с обогащения и расширения практического опыта детей, ориентировки их в окружающей действительности. Детей нужно ввести в ту жизненную ситуацию, в которой приходится считать, решать арифметические задачи, производить измерения. Причем эти ситуации не следует на первых порах создавать искусственно (их создает сама жизнь), на них лишь следует обращать и направлять внимание детей. «В группе много ребят. Вошло еще несколько. Больше или меньше стало ребят? Почему?» Надо так организовать игровую и практическую деятельность детей, чтобы, являясь непосредственными участниками этой деятельности, а также наблюдая, они сами могли делать вывод в каждом отдельном случае: увеличилось или уменьшилось число элементов множества и какой операции и словесному выражению соответствует это увеличение или уменьшение.

     При уточнении и формировании этих понятий можно выделить несколько этапов.

Первый этап: воспроизведение и уточнение понятий поровну, столько же, равны.

Воспитатель показывает 3 карандаша и просит всех детей взять карандашей столько же. Затем он вызывает одного из детей и говорит: «У меня и у Маши карандашей поровну, равное количество». Далее предлагается ряд аналогичных заданий: отхлопать в ладоши столько же раз, нарисовать, вырезать столько же и т. д.

После знакомства с получением числа,  воспитатель учит  обозначать число цифрой. Цифра внимательно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали его с другими цифрами (например, цифра 8 — это две баранки; цифра 1 — палочка и крючок). Воспитатель ставит цифру под соответствующим количеством предметов или под картинкой с изображением предметов, соответствующих по количеству данной цифре. Далее надо обучить ребят письму цифр. Это довольно сложный процесс.

Второй этап: уточнение понятия «столько же и еще».

Воспитатель дает задание одному ребенку поставить в ряд 5 кругов, а другому столько же и еще 2 круга, а затем сравнить круги в первом и втором ряду. Ребенок ответит: «Во втором ряду кругов на 2 больше, чем в первом ряду: 5+2. В первом ряду кругов на 2 меньше».

Третий этап: введение понятия на столько-то единиц больше (путем практической деятельности с конкретными предметами

Воспитатель говорит: «В одном ряду 4 листочка (кладет 4 листочка), в другом ряду на 1 листочек больше. Сколько листочков нужно положить во второй ряд? Во второй ряд я положу столько же листочков, сколько в первый (4 листочка). Сколько листочков надо еще прибавить, если во втором ряду на 1 листочек больше? (Прибавить один листочек.) Какое арифметическое действие запишем?»( 4 + 1) «Положи на одну полоску 6 кругов, а на другую. меньше на 2. Что ты сделал? (Убрал 2 круга.) Каким арифметическим действием это можно записать?» (6—2.) Четвертый этап: увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Задания: «Увеличь число 8 на 2. Уменьши число 8 на 2. Как это сделать?»

Пример, получение числа 5.

В: Сосчитайте яблоки в тарелке. Сколько здесь  яблок?,  указывая на 4 яблока.

Д: Здесь 4 яблока.

В: В тарелку положили еще 1 яблоко. Посчитаем, сколько всего яблок стало. Как получили такое колиество? Сколько яблок  лежало в тарелке? Сколько  яблок положили? Сколько же стало яблок?» Затем закрепляется получение числа 5 на других пособиях . «Так как же получить число 5? К какому числу нужно прибавить единицу?» — этими вопросами  нужно подводить детей к получению числа 5 к обобщению: «Число 5 получится, если к трем прибавить один».

Такой вывод могут сделать дети самостоятельно. Затем показывается, что если из 5 яблок  «съесть» одно, то останется 4 яблока. Дети убедились в новом способе получения числа 4.

К концу детского сада дети должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число. Основными элементами задачи являются условие и вопрос. Таким образом, структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение ,ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

     В процессе математического развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел с целью подготовки их к обучению в начальной школе.  Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами cовершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.    Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения.

     При решении задач дети должны уметь пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

     Подготовку детей к решению задач необходимо начинать с подбора наглядных пособий, используемых при изучении чисел первого десятка. В своей работе педагог может использовать наглядные пособия, которые подразделяются на предметные иллюстративные. К предметным можно отнести предметы окружающей действительности: мебель, учебные принадлежности, природные материалы, фрукты, овощи, пуговицы, крючки, наперстки, игрушки, пуговицы и другие мелкие предметы, специально изготовленные предметы для счета: палочки, счеты, геометрические фигуры.

     К иллюстративным можно отнести набор предметных картинок с изображением овощей, фруктов, зверей, самолетов, машин, изображения предметов от 1 до 10, цифры.

     На первом этапе обучения детям  дается понятие о числе и цифре. Цель— познакомить с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду.

     На втором этапе закрепляется место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования числа- путем отсчитывания одной единицы от данного числа, отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. упражняются в сравнении количества элементов предметных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными и числами (больше, меньше, равно).

     На третьем этапе дети знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пределах данного числа.

      Подготовку к решению арифметических задач следует начинать с обогащения и расширения практического опыта детей, ориентировки их в окружающей действительности. Детей нужно ввести в ту жизненную ситуацию, в которой приходится считать, решать арифметические задачи, производить измерения. Причем эти ситуации не следует на первых порах создавать искусственно (их создает сама жизнь), на них лишь следует обращать и направлять внимание детей. «В группе много ребят. Вошло еще несколько. Больше или меньше стало ребят? Почему?» Надо так организовать игровую и практическую деятельность детей, чтобы, являясь непосредственными участниками этой деятельности, а также наблюдая, они сами могли делать вывод в каждом отдельном случае: увеличилось или уменьшилось число элементов множества и какой операции и словесному выражению соответствует это увеличение или уменьшение.

     При уточнении и формировании этих понятий можно выделить несколько этапов.

Первый этап: воспроизведение и уточнение понятий поровну, столько же, равны.

Воспитатель показывает 3 карандаша и просит всех детей взять карандашей столько же. Затем он вызывает одного из детей и говорит: «У меня и у Маши карандашей поровну, равное количество». Далее предлагается ряд аналогичных заданий: отхлопать в ладоши столько же раз, нарисовать, вырезать столько же и т. д.

После знакомства с получением числа,  воспитатель учит  обозначать число цифрой. Цифра внимательно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали его с другими цифрами (например, цифра 8 — это две баранки; цифра 1 — палочка и крючок). Воспитатель ставит цифру под соответствующим количеством предметов или под картинкой с изображением предметов, соответствующих по количеству данной цифре. Далее надо обучить ребят письму цифр. Это довольно сложный процесс.

Второй этап: уточнение понятия «столько же и еще».

Воспитатель дает задание одному ребенку поставить в ряд 5 кругов, а другому столько же и еще 2 круга, а затем сравнить круги в первом и втором ряду. Ребенок ответит: «Во втором ряду кругов на 2 больше, чем в первом ряду: 5+2. В первом ряду кругов на 2 меньше».

Третий этап: введение понятия на столько-то единиц больше (путем практической деятельности с конкретными предметами

Воспитатель говорит: «В одном ряду 4 листочка (кладет 4 листочка), в другом ряду на 1 листочек больше. Сколько листочков нужно положить во второй ряд? Во второй ряд я положу столько же листочков, сколько в первый (4 листочка). Сколько листочков надо еще прибавить, если во втором ряду на 1 листочек больше? (Прибавить один листочек.) Какое арифметическое действие запишем?»( 4 + 1) «Положи на одну полоску 6 кругов, а на другую. меньше на 2. Что ты сделал? (Убрал 2 круга.) Каким арифметическим действием это можно записать?» (6—2.) Четвертый этап: увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Задания: «Увеличь число 8 на 2. Уменьши число 8 на 2. Как это сделать?»

Пример, получение числа 5. 

В: Сосчитайте яблоки в тарелке. Сколько здесь  яблок?,  указывая на 4 яблока.

Д: Здесь 4 яблока.

В: В тарелку положили еще 1 яблоко. Посчитаем, сколько всего яблок стало. Как получили такое колиество? Сколько яблок  лежало в тарелке? Сколько  яблок положили? Сколько же стало яблок?» Затем закрепляется получение числа 5 на других пособиях . «Так как же получить число 5? К какому числу нужно прибавить единицу?» — этими вопросами  нужно подводить детей к получению числа 5 к обобщению: «Число 5 получится, если к трем прибавить один».

Такой вывод могут сделать дети самостоятельно. Затем показывается, что если из 5 яблок  «съесть» одно, то останется 4 яблока. Дети убедились в новом способе получения числа 4.

К концу детского сада дети должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число. Основными элементами задачи являются условие и вопрос. Таким образом, структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение ,ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская диагностика по раннему обучению английскому языку для детей старшего дошкольного возраста

Авторская диагностика по раннему обучению английскому языку для детей старшего дошкольного возраста...

Роль педагогической диагностики в решении проблем развития детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена проблемам, значению, роли педагогической диагностики, в жизни дошкольников, в развитии личности, познании и понимании индивидуальности. Познание ребенка часто не успевает за его измен...

Консультация для педагогов на тему: «Обучение решению задач детей старшего дошкольного возраста».

Данный материал предназначен педагогам и родителям для правильного обучения детей решению задач....

Проект "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста

Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процес...

Статья на тему: «Методика обучения решению задач детей старшего дошкольного возраста».

Знакомство детей с решением простейших арифметических задач...

Обучение решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста.

В процессе математического развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовитель...