Порядковое перечисление времен года, месяцев
картотека по математике (старшая группа)

Морева Маргарита Васильевна

Цель:

1.Формировать знанаия о сезонных изменениях в природе.

2.Формировать представление о времени.

3. Развивать память, внимание, логическое мышление.

4.Закреплять знания детей о окружающем мире.

5.Расширять словарный запас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poryadkovoe_perechislenie_vremen_goda.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Порядковое перечисление  времен года, месяцев

Старший возраст

Карточка №1

12 месяцев

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Ход: Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

 

Карточка №2

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтый цвет. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку»(сентябрь, октябрь, ноябрь). Воспитатель показывает месяцы на модели.

Карточка №3

Дидактическая игра «Круглый год».

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий

бросает  кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, какой это месяц в

году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится

ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке

разнообразных вопросов: Каким месяцем заканчивается год?

-Назови осенние месяцы?

-Какой месяц идёт после октября?

-В каком месяце день твоего рождения

Карточка №4

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Материал: 4 круглые карточки, символизирующие времена года, 16 квадратных карточек, изображающих приметы времен года.

Ход: детям предлагается рассмотреть символические картинки времен года, определить их название и очередность. Затем педагог расставляет напротив карточки с изображением примет и явлений  каждого времени года.

Детям предлагается найти лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить свой выбор.

Карточка №5

Дидактическая игра  «Бывает - не бывает»

 Цель: развитие вербально- логического мышления, закрепление представлений о признаках времѐн года.

 Материал: мяч.

Ход:  Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Карточка №6

Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель : формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

 Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

 Ход: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Карточка №7

Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы?»

 Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

Материал: сюжетные картинки с изображением времѐн года, предметные картинки

Ход: Педагог показывает детям изображения времѐн года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Карточка №8

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Формирование представлений о времени.

Задачи: Закрепить представления детей о временах года, их последовательности и основных признаках; развивать память, сообразительность. Закреплять порядковый счет.

Предварительная работа: Наблюдения в природе; рассматривание картинок «Зима»«Весна»«Лето»«Осень»; рассматривание пейзажей; каждодневное повторение названия текущего времени года и месяца; отгадывание загадок; чтение рассказов, сказок; чтение и разучивание стихотворений; составление рассказа о текущем времени года по опорным карточкам. Обучение детей порядковому счету.

Игровой материал.

Двенадцать карточек: зима – три синие карточки; весна – три зеленые карточки; лето – три красные карточки; осень – три желтые карточки. На всех карточках стоят цифры 1,2,3 и нарисованы существенные признаки каждого времени года: зима – снежинки, весна – подснежники; лето – бабочки; осень – осенние листья. Для старшего возраста на обратной стороне карточек наклеены короткие стихи про каждый месяц и стоят цифры соответствующие номеру месяца.

Ход:

В игру играют двенадцать детей. Игрокам раздаются карточки. Под музыку или по хлопку дети врассыпную бегают по залу (группе, площадке). По команде дети собираются в четыре группы, опираясь на цвет карточек и рисунки существенных признаков времени года. Далее дети должны встать в ряд, опираясь на цифры, наклеенные на карточках (1, 2, 3) и соблюдая очередность времен года. Педагог уточняет кто из детей, какой месяц; очередность времен года. Можно дать задание поднять карточки зимним месяцам, потом весенним и т. д. Уточняются признаки каждого времени года.

Для старшего возраста игра усложняется. Дети также бегают врассыпную, но по команде они должны построиться по порядку, используя обратную сторону карточки, где стоят цифры от 1 до 12. Далее, каждый должен назвать свой месяц. Ребенок может прочитать или рассказать на память, короткое стихотворение о своем месяце, наклеенное на карточке.

Карточка №9

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Задачи: развивать память, внимание, логическое мышление, расширять словарный запас. Закреплять знания детей об окружающим мире.

Материалы для изготовления игры: Игровое поле с временами года, волшебный мешочек и предметы относящиеся к временам года.

Ход: На игровом поле изображены четыре времени годаИграющих от 2 до 4 детей, каждый выбирает себе определенное время года и сообщает о своем выборе другим игрокам. Затем вносится волшебный мешочек и предлагается детям достать из него тот предмет который относится к выбранному времени года, основываясь на своих тактильный ощущений. Играющие по очереди засовывают руку мешочек и на ощупь берут нужный для себя предмет

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листовою! (А. Плещеев)

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня. (Зима).

Карточка №10

Дидактическая игра «Четыре времени года»

Цель : Формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса. Закрепить знания детей о последовательности времён года.

Материал: магнитная доска, 4 куклы- обозначающие времена года.

Ход игры:

Вариант 1.Воспитатель предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Воспитатель зачитывает рассказ «Четыре сестры» ( автор Елена Глызь):

«Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето  и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.

Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете.

Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный тёплый ветер и пела вместе с птицами.

Весёлой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками.

Самой печальной из всех сестёр была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь».

Вариант 2. Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают и показывают соответственно ту куклу, которая подходит к данному времени года, например:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, 
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою, 
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю. 
И любите за это вы все меня, я ... (Лето)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Времена года. Месяцы.

Изучаем с детьми месяцы и времена года....

«Путешествие по дням недели, временам года, месяцам».

Закрепление знаний по теме, дифференциация дней недели, времен года, месяцев....

Наглядные пособия Времена года, месяцы

Учим времяна года, месяцы...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе тему: «Времена года. Месяцы»

Закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года; развивать мышление, фантазию при составлении предложений....

Домашние задание тема: "Времена года, Месяцы"

Задания  и  игры для закрепления знаний по теме....

Подборка стихотворений по временам года, месяцам

Картотека стихотворений для для ознакомления старших дошкольников  с художественной литературой....