Конспект НОД в старшей группе "Расскажем Маше"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

с применением образовательной технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_rasskazhem_mashe.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт - Петербурга

«Расскажем Маше»

Конспект совместной непрерывно – образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием  технологии ТРИЗ

 и развитием логического мышления

Воспитатель: Лукьянова Татьяна Николаевна

2020г., Колпино, Санкт - Петербург

Участники: дети старшей группы, 5- 6 лет.

Количество детей: 8 человек.

Длительность: 25 минут

Цель: стимулировать детей к фантазированию и развитию своих креативных навыков.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».                                                                                                                          

Задачи:

Образовательные задачи:

  • познакомить с игрой «Да - нетка»
  • систематизировать представление о свойствах объектов;
  • формировать умение переносить свойства одного объекта на другой;
  • закреплять умение ориентироваться на плоскости магнитной доски;
  • закреплять пространственной ориентировки (слева – справа);
  • формировать умение отражать в рисунке свои фантазийные изобретения новых предметов;
  • формировать умение передавать в рисунке свойства  предметов.

Развивающие задачи:

  • развивать у детей умение задавать вопросы, сужающие поле поиска в линейном ряду;
  • развивать умение выделять признаки, по которым идёт сужение поля поиска;
  • развивать мыслительные операции, внимание, память, логическое мышление;
  • развивать фантазию;
  • развивать детское художественное творчество, интерес к  самостоятельной творческой деятельности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительные качества, как сопереживание герою;
  • развивать в детях чувство уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с любой задачей.

Предварительная работа с детьми:

  • игры с логическими блоками Дьёнеша;

Материал и оборудование:

  • Кукла Маша
  • магнитная доска с картинками для игры «Да - нетка»;  
  • логические блоки Дьенеша;
  • картинки с машинками, куклами и случайными предметами;
  • листы бумаги формат А3 с двумя кругами разных цветов;
  • цветные карандаши;
  • бумага для рисования формат А4.

Ход занятия:

  1. Эмоциональный контакт.

Игра «Давайте улыбнёмся»

Воспитатель: Здравствуйте дети, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.
           Крепко за руки возьмёмся,
           И друг другу улыбнёмся.

Ребята, сегодня к нам в гости  пришёл необычный герой. Посмотрите, кто это?

Дети: Маша, из мультика «Маша и медведь».

Маша: Здравствуйте ребята. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть.

Воспитатель: Маша! Поиграй тогда вместе с детьми  в игру «Да – Нетка». Ты узнаешь много нового и интересного.

  1. Игра  «Да - нет». Сужение поля поиска с использованием одномерного линейного пространства (картинки выкладываются в линию горизонтально).

Вначале с воспитателем играет Маша, чтобы показать детям правила игры.

Воспитатель: Маша, смотри. Я загадала какой – то предмет. Отгадать его ты сможешь, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить  «Да» или «Нет».

Маша: Это магнитофон?

Воспитатель: Нет.

Маша: Это справа или слева от магнитофона?

Воспитатель: Я не могу ответить на этот вопрос. Спроси иначе. Чтобы можно было ответить «Да» или «Нет».

Маша: Это справа от магнитофона?

Воспитатель: Нет.

Маша: Значит, это слева от магнитофона?

Воспитатель: Да.

Маша: Значит это вафельный торт?

Воспитатель: Нет.

Маша: Значит это слева от торта?

Воспитатель: Да.

Маша: Это книга.

Воспитатель: Да, Маша. Это книга.

Маша: Ура! Я отгадала загаданный предмет!

Воспитатель проигрывает «Да - нетку» с детьми 3 раза, чтобы все дети поучаствовали. На третий раз хода игры дети определяют, что загаданный предмет - игра «Логические блоки Дьенеша».

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте покажем Маше, как мы хорошо знаем геометрические фигуры. Расскажите ей, что такое логические блоки Дьенеша.

Дети: Эти блоки разного цвета, формы, размера и толщины. С ними можно играть.

Воспитатель: Дети, давайте сейчас мы покажем Маше, как с помощью этих блоков мы решаем сложные логические задачи.

  1. Развитие логического мышления.

Игра «Необычные круги».

На ковре на каждого ребёнка разложены листы с двумя кругами разных цветов и набор с блоками Дьенеша.

Воспитатель: Ребята, в синий круг выложите только большие блоки, а в красный только жёлтые. Определите, какие блоки нужно положить на пересечение двух кругов?

Дети: На пересечение двух кругов, нужно положить блоки, в которых соединены признаки большие и жёлтые.

  1.  РТВ (развитие творческого воображения). МФО - приём присоединения к предмету признаков или свойств, случайного объекта, придумывание новых предметов.

Воспитатель: Маша, наши мальчики очень любят играть с машинками, а девочки  с куклами. А давайте все вместе попробуем придумать такие машинки и куклы, которых ещё никто никогда не видел, которых нигде, никогда не было. Вначале будем придумывать про куклы (потому что мальчики девочкам всегда уступают, не так ли?), а потом про машинки.

Воспитатель раздаёт девочкам и Маше картинки кукол, а мальчикам  картинки машинок. И предлагает каждому  ребёнку выбрать картинку со случайным объектом. Маша  выбирает случайный объект, например  - картинку с гвоздём.

Вначале с воспитателем играет Маша, чтобы показать детям правила игры.

Воспитатель: Маша, положи куклу на один из кругов, а  гвоздь на другой круг.  Подумай,  какой новый предмет у тебя может получиться, если ты соединишь признаки этих предметов или добавишь к одному предмету признак другого предмета.

Маша:  Гвоздь крепкий и железный его не сломать. Я придумала! Железная кукла, которая никогда не сломается!

Воспитатель: Молодец Маша! Очень хорошая идея!

Дети  придумывают новые предметы. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, что он придумал.

5.Физминутка: «Встаньте ровно»

(повторяется 2 -3 раза)

Встаньте ровно, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

  1. Рисование «Новые машинки, новые куклы»

Воспитатель предлагает детям нарисовать придуманные ими необычные машинки и куклы с помощью цветных карандашей.

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Замок»

На двери висит замок –

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны)

Покрутили…

(Волнообразное движение)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли!

(Пальцы расцеплены)

  1. Подведение итого занятия

Воспитатель: Дети, что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали? (каждый ребёнок говорит о том, что ему понравилось)

Дети: Мне больше всего понравилось придумывать машинки, куклы!

Воспитатель: Дети вы молодцы! Я верю, что в будущем, когда вы вырастите, вы обязательно станните изобретателями не только новых машинок и кукол, но и многих других предметов!

Дети предлагают Маше остаться у них в группе. Маша соглашается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по аппликации на тему: «Чаепитие для куклы Маши»

Упражнять детей в аккуратном наклеивании готовых форм на цветную основу, Учить детей вырезать по прямой и диагональной линиях.  А так же, продолжать учить вырезать закругления углов и вырез...

Конспект занятия в старшей группе по сказке "Маша и медведь".

Занятие по математике в старшей группе....

конспект занятия в старшей группе "Маша идет в школу"

конспект итогового занятия в старшей группе "Маша идет в школу"...

Конспект НОД по ФЭМП "Поможем Маше" старшая группа

Маша попала в лапы медведю. медведь отпустит ее, сли она выполнит все его задания....

Конспект НОД по ФЭМП "Поможем Маше" старшая группа

Маша попала в лапы медведю. медведь отпустит ее, сли она выполнит все его задания....

Конспект НОД по правилам пожарной безопасности для детей старшей группы Маши и Медведя»

Цели:1.                  Закрепить знания детей о пользе и вреде огня.2....

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...