"Измерение условной меркой"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Хайдарова Гульнара Фаритовна

Конспект занятия по РЭМП, подробное изложение материала - последовательное обучение измерению величины предметов условной меркой. Познакомить детей более подробно с измерением. Измерять длину, ширину, высоту предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_ozn_s_velich._starshaya_gruppa.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

6. Последовательность обучения измерению величины предметов условной мерой.

   Хайдарова Г.Ф. – воспитатель старшей группы.

Впервые ознакомление с условной мерой вводится в средней группе. Людмила Сергеевна Метлина предлагает ознакомление с условной мерой, как часть ООД. Из-за сложности материала, я предлагаю в средней группе посвятить целую ООД  ознакомлению детей  с условной мерой.

В старшей группе, проведенную ООД в средней группе необходимо повторить, изменив демонстрационный и раздаточный материалы. Поскольку измерение – новый и достаточно сложный вид математической деятельности, следует в обучении соблюдать определенную   поэтапность.

Первая ООД.

Демонстрационный материал: елочки 3 размеров (h-15, 12, 9 cм) по 5 штук каждая, полоски синего, голубого, оранжевого цвета по 5 штук каждая и разного  размера  (длина -15, 12, 9 cм, ширина-2,5 см).

Раздаточный материал: по 5 елочек разной высоты (h-10, 9, 8, 7, 6 cм) и пять полосок разного цвета и размера (длина-10, 9, 8, 7, 6 cм)

Ход  ООД:

-На дворе весна. Природа просыпается от сна. Не хотите прогуляться по лесу? (на доске расположены ели разной высоты, закрыты салфеткой.) Закройте глаза, и мы окажемся в лесу. (Играет музыка)

-Мы оказались в лесу. (открываю доску)

-Ой, кто это? (Лесовичок).

-Лесовичок принес задания. Первое задание:

-Сколько деревьев в лесу? (много).

-Чем отличаются деревья? (высотой).

-Правильно,одни  - высокие, другие - низкие, эти – ниже.  (Указкой показываю).

 -Второе задание: Дети, он хочет, чтоб в лесу был порядок.  Елочки росли  рядами, самые низкие, выше елочки, самые высокие, в три ряда. (Показываю ладонями расположение елок в ряд).  

-Дети, а как узнать, какие елочки самые низкие, выше, самые высокие, их так много, глаза разбегаются. (ответы детей).

- Чтобы не ошибиться, быть точным я предлагаю вам использовать условную меру - полоски для измерения высоты елей. (Выставляю три полоски синего,  голубого, оранжевого  цветов в возрастающем порядке сверху вниз).

-Чем отличаются полоски? (длиной)

-Покажи, Аня, самую короткую полоску? (синяя)

-А это полоска какая по длине? (она длиннее, чем синяя полоска).

-Что вы скажите, про оранжевую полоску? (она самая длинная).

-Назови. Радмир, полоски в возрастающем  порядке. Самая короткая - это желтая полоска, длиннее– это голубая полоска, самая длинная – красная полоска.

 -Три ряда-три меры(показываю).  Называем еще  раз: . Самая короткая, длиннее, самая длинная .

 Считаем  вместе ряды по порядку: первый, второй, третий

Итог: Самая короткая, длиннее, самая длинная, полоски расположены в возрастающем порядке.

-Полоска является чем?

 -Условной мерой. Повтори, Дима, что это? (Условная мера).

Чтобы выполнить задание Лесовичка, нужно измерить высоту елей.

 -Дети, посмотрите, как я измеряю высоту елочки, прикладываю условную меру к елочке снизу вверх, совмещаю начало меры с началом елочки. (Показываю измерение)

-Дети, как вы думаете, подходит эта полоска к этой ели? (Беру короткую синюю полоску и прикладываю к самой высокой ели).

 -Нет. Почему? (Потому что она короткая). А какая же подойдет?

-Давайте измерим голубой полоской. Подходит эта полоска к этой ели? Нет. Почему? (Потому что она тоже короткая). Какая же подойдет?

-А оранжевая полоска подошла? (Подошла).

 -Что вы скажете о высоте ели и длине полоски? (они одинаковые)

-Они одинаковые. Значит высота ели равна длине оранжевой полоски. Полоска – условная мера.

-Дети, Лесовичок просит расположить елочки? (рядами, от самой низкой до самой  высокой). Раскладываю елочки и полоски на столе. 

-Дети, выйдите к столу, используя условную меру, найдите  самые низкие ели и разложите  их  слева направо, в верхний  ряд.(5 детей раскладывают  елочки, используя условную меру - синюю полоску) и т.д.

- Напоминаю правило измерения, совмещайте начало меры с началом елочки.

-Дети, проверьте, правильно ли  выполнено задание? Одинаковой ли высоты елочки в верхнем ряду?

- Как проверить, Алия? К каждой елочке приставляя снизу   вверх синюю полоску – условную меру. Проверяй!

Итог: Задание выполнили, одинаковые ели по высоте, помогла найти самая короткая полоска - условная мера.

- Дети, во втором ряду какие елочки по высоте должны расти? (выше, чем в первом ряду)

-Выходите дети, найдите елочки выше, чем в первом ряду используя условную меру (5 детей раскладывают елочки, используя условную меру – синюю полоску) и т.д.

 -Одинаковой ли высоты елочки во втором ряду? Справились ли заданием Лесовичка, проверим? (приставляю  голубую полоску)

-Во втором ряду какие елочки растут? (елочки выше, чем в первом ряду).

-В третьем ряду какие елочки должны расти? (самые высокие) (5 детей раскладывают  елочки, используя условную меру –оранжевую полоску)

-Одинаковой ли высоты елочки в нижнем ряду?  Проверим какой полоской? (оранжевой).

Сколько всего рядов елочек? Сосчитай, Сюзанна, сверху вниз. (три)

-В первом ряду какие по высоте елочки? (самые низкие)

-Во втором ряду, какие по высоте елочки? (выше, чем в первом)

-В третьем ряду какие по высоте елочки? (самые высокие)

-А по сколько елочек в каждом ряду? Сосчитай Даниэль, самые низкие елочки. (5).

Другой ребенок считает елочки  выше и следующий считает самые высокие елочки.

-Что скажите об их равенстве? (Елочек поровну, по пять)

Итог: В каждом ряду по 5 елочек.

-Лесовичок, порядок в лесу, правильно растут ели?

-  Витя, назови елочки в возрастающем порядке?

-Расположить ели правильно нам помогла что, дети?

-Правильно, полоска - условная мера. (показываю). Елочки  растут рядами.

-Давайте назовем ряды елочек от самой низкой до самой высокой, в возрастающем порядке.  Самая низкая, выше,  самая высокая (показываю).

Работа с раздаточным материалом:

-Дети, на подносе елочки, сосчитайте их? Сколько их,  Марсель?(пять).

-Всего елочек пять. Они одинаковой высоты или разной? (дети определяют на глаз).

-Мы должны разложить пять  елочек по порядку, от самой низкой до самой высокой. Нам поможет полоска -  условная мера.

-Сколько полосок? (пять).

-Они одинаковой длины или отличаются?

-Найдите самую низкую елочку, используя меру. .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Совмещайте начало меры с началом елочки. (напоминаю правило измерения).

Помогла найти самую низкую ель -желтая полоска.

- Найдите ёлочку выше и т.д.

- Найдите елочку еще выше и т.д.

Радмир, назови ёлочки по порядку. (самая низкая, выше, еще выше, еще выше, самая высокая.

-Повтори, Алия?

Давайте назовем вместе. (самая низкая ёлочка, выше, еще выше, еще выше, самая высокая ёлочка.

На ёлочки положите соответствующие условные меры.

Ильвина, на самую низкую ёлочку положила какую полоску? (желтую)и т.д.

Лесовичок,  дети справились с заданием? Молодцы, дети!

Итог: Мы сегодня, используя условную меру, помогли Лесовичку навести порядок в лесу. Разложили елочки в возрастающем порядке от самой низкой до самой высокой.

       Вторая ООД

В старшей группе дети учатся видеть изменение предметов по размерам, оценивать размеры предметов с точки зрения трех измерений: длины, ширины, высоты; углубляются их представления о свойствах величин.

Демонстрационный материал: ленты синего,  желтого, цветов, ножницы.

Ход ООД.

 - Дети, в прошлой ООД мы с вами измеряли высоту елок чем? (полоской)

-Правильно, полоской, а полоска была чем? (условной мерой).

-Сегодня мы будем учиться измерять и сравнивать длину и ширину  стола с помощью условной меры.

-Арсен, покажи нам, пожалуйста, длину стола. Показывает длину слева – направо правой рукой.  Правильно ли он показал?

-Витя, покажи нам, пожалуйста,  ширину стола. Показывает ширину стола от себя правой рукой.  

-Дети, как вы думаете, что длиннее: длина или ширина стола? (Длина).

-Дети, подумайте, как узнать на сколько длина стола длиннее его ширины? (Измерить).

-А чем вы   предлагаете  измерить  длину и ширину стола? (Полоской, линейкой,  веревкой, лентой, рулеткой).

-Я предлагаю измерить длину и ширину стола  лентой. Лента будет чем? (Условной   мерой).  Повторите дети.

- При измерении условной мерой необходимо приложить один конец ленты точно к краю стола, протянуть ленту прямо к противоположному его краю слева направо  и отрезать конец ленты точно у этого края(показываю).

-Синей лентой мы измерим длину стола, а желтой его ширину, лишние концы ленты отрежем.

-Виолетта и Элеонора, помогите мне измерить длину стола. Виолетта, возьми синюю ленту, приложи конец ленты к концу стола, держи крепко пальцем, а Элеонора протягивай аккуратно ленту по длине стола. Элеонора крепко держи конец ленты, я тебе помогу отрезать её конец.

-Вот что у нас получилось. Что мы измеряли синей лентой? (Длину). Я показываю длину ленты.

 -Чему стала равна длина синей ленты? (прикладываю к длине стола).

-Скажи, Витя?

Итог: Длина синей ленты равна длине стола. (Прикрепляю к доске). И длина стола равна длине синей ленты.

-Тимур и Сюзанна, измерьте  ширину  стола желтой лентой.

-Тимур прикладывает конец желтой ленты к концу стола, а Сюзанна протягивает аккуратно ленту по ширине стола от себя, конец я отрезаю.

-Чему стала равна ширина стола? (Показываю желтую ленту).

 -Ширина стола равна длине желтой ленты. (Ленту прикладываю к доске   выше  синей )

-Дети, какая лента длинная (синяя), а какая короче (желтая)? Почему?

- Синей лентой измеряли длину стола, а желтой -ширину, длина стола длиннее, чем его ширина.

-А как узнали? 

- Конец синей полоски выступает, вот насколько длиннее синяя лента, чем желтая (показываю).

-Лусине, покажи, насколько длиннее синяя полоска - длина стола, чем желтая – ширина стола. (показывает пальцами)

Итог: Вот насколько длиннее длина стола его ширины. (показываю выступающий кусок). 

-Дети, покажите руками в воздухе длину стола, ширину  стола?

 -Дети, покажите руками на сколько длиннее длина стола, чем его ширина?        

Итог. Синяя и желтая лента – это условные меры. С помощью лент мы узнали, на сколько длина стола длиннее его ширины.

Третья ООД.

Демонстрационный материал: ленты одинаковой ширины синего.  желтого  и красного  цвета,  ножницы.

        Раздаточный материал: коробочки из- под сока «Агуша» на каждого ребенка, 5 полосок одинаковой ширины, разной длины 3.4.6.7.8 см.

Ход ООД.

В прошлой ООД по математике мы с вами чем занимались?

- Измеряли длину и ширину стола, с помощью условной меры     -     лент. В результате выяснили, что длина стола длиннее его  ширины вот насколько. (на доске прикреплены ленты желтого и синего цвета друг под другом, показываю)

-А сегодня  мы с вами будем измерять высоту стола.

- Дети, как вы понимаете, что такое высота стола? Кто покажет?

-Софья, покажи мне, высоту стола.

-Высота- это расстояние от пола до столешницы(показываю).

- С помощью чего мы можем измерить высоту стола?

(С помощью условной меры –ленточки веревки)

- Возьмем ленту красного цвета, она нам будет служить условной мерой при измерении высоты стола.

- Амир, помоги мне измерить высоту стола.

-Дети, напоминаю, что при                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        измерении условной мерой, необходимо приложить один конец ленты точно к краю ножки  стола, протянуть ленту снизу вверх до столешницы и отрезать конец ленты.

-Что мы измеряли красной лентой?

 - Мы измерили высоту стола.

- Чему стала равна высота стола?

 -Высота стола равна длине красной ленты. (прикрепляю ленту к доске сбоку).

- Дети, как узнать, что длиннее у стола, длина, высота, ширина. (ответы детей)

- Правильно, нужно  сравнить длину лент.

-Арслан, бери красную ленту и приложи её к синей, равняя края.

- Какая  лента  длиннее?

 -Синяя лента  длиннее, чем  красная. Почему?

-Синей лентой мы измеряли длину    стола, красной- высоту, а длина стола длиннее  его высоты.

-Юля, бери красную ленту и приложи её к желтой, равняя края.

- Какая  лента  длиннее, красная или  желтая?

- Почему  красная  лента  длиннее,  чем  желтая?

 -Высота стола длиннее его ширины, красной лентой мы    измеряли  высоту    стола, желтой- ширину.

- Правильно, высота стола длиннее   его ширины.

-Дети, давайте, разложим  ленты в порядке  возрастания.

-Как вы думаете, где  место красной ленты? Куда мы её поместим?

-Правильно мы ее поместим между желтой и синей лентой (прикрепляю).

-Почему?

-Потому что высота стола длиннее, чем его ширина,  но короче длины.

- Сюзанна, назови  ленты  в порядке  возрастания. (Самая  короткая, длиннее, самая длинная)

-Желтой  лентой  измеряли ширину  стола, красной  – высоту, синей - длину.

- Покажи, Софья, насколько  длиннее высота стола его  ширины.

- Покажи, Витя, насколько  короче высота стола  его  длины.

-Мы видим, что высота стола длиннее его  ширины, но  короче его длины.

Итог: Условная мера помогла нам узнать, насколько высота  стола  длиннее,  чем его  ширина и короче,  чем его длина. (Показываю)

Четвертая ООД.

Раздаточный материал: коробочки из- под сока «Агуша» на каждого ребенка, 5 полосок одинаковой ширины, разной длины 3, 4, 6, 7, 8 см.

Ход ООД:

-Дети, что это? Коробка. Хотите узнать какая длина, ширина, высота у коробки?

- Тимур,  выйди,  покажи    длину  коробки? А теперь все вместе покажите длину коробки.

-Софья,  выйди,  покажи    ширину  коробки? (Все  показывают  ширину коробки).

- Витя, покажи   высоту  коробки?  (Все  показывают  высоту коробки).

-Чем  мы  измерим длину, ширину, высоту коробки?

-Измерим мы  полоской, сначала  длину,  потом – ширину  и  высоту.

-Полоска будет чем? (условной мерой)

-Дети, сосчитайте,   сколько  полосок на подносе?  (5)

-Чем  они  отличаются? (цветом и размером)

-Правильно, они  разной  длины.

-Сначала  мы  найдем полоску равной  длине  коробки.

-Как  найдем? Приложим один конец точно к краю коробочки и узнаем, подходит или нет полоска - условная мера.  

-Какого  цвета полоска  равная  длине коробки? Желтая, отложите её.

- Найдите  полоску равную  ширине коробки? (красная)

- Высоту  измеряем как? Совмещаем начало мерки с началом высоты т. е снизу  вверх.

- Найдите  полоску равную  высоте коробки? (синяя)

- Какого  цвета полоска  равная высоте коробки?

-Дети, теперь  полоски  - мерки  разложите в возрастающем  порядке.

-Какая полоска самая короткая, Эмиль? (красная)

-Какая полоска длиннее, Камилла? (желтая)

-Какая полоска самая длинная, Эмилия? (синяя)

-Витя, назови ленты по порядку (самая короткая, длиннее, самая  длинная)

Итог. Длина красной короткой  ленты равна  чему? ширине коробочки, длина желтой ленты длиннее равна  чему? длине коробки, длина красной длинной ленты равна чему? высоте коробки. Значит, высота  коробки  длиннее, чем  её  длина и ширина.  Измерили длину, ширину, высоту коробочки с помощью полосок, а полоски - это условные мерки.

Пятая ООД.

Демонстрационный материал: Квадрат20 * 20см, условная мерка маленький прямоугольник 2,5 * 10 см.

Раздаточный материал: Прямоугольник 20 * 10см, маленький прямоугольник 2,5 * 10 см., простые карандаши.

Ход ООД:

Квадрат  прикреплен к доске.

-Это что? (квадрат). Докажи, что это квадрат. (имеет 4 угла,4равные стороны) 

- Сегодня мы будем измерять длину и ширину квадрата.

-Чем будем измерять, Радмир?  (лентой, полоской)

-Дети, я предлагаю измерить полоской- маленьким прямоугольником.

-Предмет, чем измеряют, называют как? (мерой).

-Сейчас я измерю длину квадрата. Покажи  Витя  длину квадрата.

-Внимательно смотрите, как надо измерять, начинать измерять надо точно от одного из концов квадрата и укладывать полоску – меру прямо.

-Сколько раз я отложила меру, Вильдан? (один)

-Я измерила длину квадрата? (нет)

-Правильно, я пока измерила только эту часть, а вот эту часть еще не измерила. (показываю)

-Надо сделать отметку там, где конец меры, и вновь ее уложить точно от отметки. Меру надо укладывать строго по прямой линии. Я сделаю отметку там, где пришелся конец меры (отмечаю карандашом), и еще раз уложу меру. И буду откладывать ее до тех пор, пока не будет измерена вся длина квадрата.

-Сколько раз мера уложилась по длине квадрата, Арсен? (2)

-Чему равна длина квадрата, Витя?

 -Длина квадрата равна 2 условным мерам.

-Правильно, хорошо!

-А теперь измерим ширину квадрата.

-Марина, покажи ширину.

-Измерим ширину квадрата той же полоской, которой измеряли длину.

-Как надо укладывать меру, Марсель?

-Меру надо укладывать строго по прямой линии.

-До каких пор надо измерять, Альяна?

-Пока не будет измерена вся ширина квадрата.

-Чему же равна ширина квадрата, Жасмин?

-Ширина квадрата равна 2 мерам. (отмечаю карандашом)

-Длина квадрата равна скольким мерам? (2 мерам)

Итог. Мы измеряли длину и ширину квадрата с помощью одной условной меры, выяснили, что длина квадрата равна 2-м условным мерам и ширина квадрата тоже равна 2-м условным мерам

-Почему?

- Длина и ширина квадрата равны.

Работа с раздаточным материалом:

-Дети, теперь возьмите условную меру и измерьте длину и   ширину прямоугольника, чтобы не забыть количество мер, измерив длину, отложите красные круги на верхнюю полоску числовой карточки. А измерив ширину, положите на нижнюю полоску числовой карточки желтые круги.

-Наложите условную меру точно к краю прямоугольника и уложите ее прямо.

-Сколько красных кругов отложили? (Два).

-Сколько раз уложилась мера по длине прямоугольника, Амир? (Два раза).

-Чему равна длина прямоугольника,  Радмир? (длина прямоугольника равна двум условным мерам).

-Измерим ширину прямоугольника. Наложите условную меру точно к краю прямоугольника.

-Сколько желтых кругов отложил Тимур и почему?  

-Уложилась мера по ширине прямоугольника один раз.

-Чему равна ширина прямоугольника,  Аня? (Ширина прямоугольника равна одной условной мере). 

Длина прямоугольника равна двум условным мерам, а ширина прямоугольника равна одной условной мере.

-Скажите, что  длиннее, длина  или  ширина?

-Длина прямоугольника длиннее, чем его ширина, т.е. длина прямоугольника равна двум условным  мерам,  а ширина равна одной условной мере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство детей с измерением при помощи условной мерки"

Конспект занятия по математике в старшей группе....

Формирование навыков обучения простейшим измерениям у дошкольников с помощью условной мерки и линейки

Статья рассказывает об опыте работы с детьми по обучению измерениям с помощью линейки....

конспект непосредственно-образовательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе "Измерение длины с помощью условной мерки"

конспект по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно...

Знакомство детей с измерением объема сыпучих веществ с помощью условной мерки

Продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры.Продолжать учить уменьшать числа на 1 в пределах 10.Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки; формироват...

Конспект занятия математике Тема занятия: «Решение задач. Измерение длины предмета условной меркой. Ориентировка на листе бумаги» (подготовительная группа)

Конспект занятия математикеТема занятия: «Решение задач. Измерение длины предмета условной меркой. Ориентировка на листе бумаги» (подготовительная группа) Ильиных Ирина Владимировна, ...

Конспект исследовательской деятельности по математическому развитию для детей средней группы Тема: Измерение условной меркой

Конспект исследовательской деятельности по математическому развитию  для детей средней группы  Тема: Измерение условной меркой[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"1946...