Мастер-класс для педагогов "Логические блоки Дьенеша"
материал по математике

Пистунова Оксана Васильевна

Данный материал предназначен для ознакомления педагогов с вариантами применения блоков Дьенеша на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_bloki_denesha.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Городского округа Подольск

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 13 «Золотая рыбка»

Мастер-класс для педагогов

«Логические блоки Дьенеша»

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ детского сада комбинированного вида

№ 13 «Золотая рыбка»

Пистунова Оксана Васильевна

2018г.

Тема: Ознакомление педагогов с дидактическим материалом «Логические Блоки Дьенеша».

Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольников.

Задачи:

1.   Донести до осознания педагогов необходимость работать с блоками Дьенеша.

2.   Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

3.   Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

Материал: блоки Дьенеша, игрушки медведь и заяц, схемы, символы свойств, 4 обруча, презентация, методическая литература.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика»..

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

  1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
  2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
  4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
  5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.
  6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
  7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками и предлагаю вам работать командами.

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.

Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

1.  Покажите блок такого же цвета как этот.

2.  Найди блок такой же формы .

3.  Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4.  Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме.

5.  Более сложный вариант: Найди такой же как этот по цвету и форме, но другого размера.

6.  Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца –желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

7.  В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.

Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету.

Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Усложняется работа по схемам по стрелочкам. Постройте цепочку

по схеме.

В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны

работать по указанию педагога. Например, игра «Цепочка»: постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы.

Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих). Ответ: он не красный, не синий, не круглый, не треугольный, не квадратный, не толстый, не маленький. Что можно сказать о красном треугольнике?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша. «Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада. На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. А теперь я предлагаю поделиться на две команды  и использовать полученные знания на практике.  (Устраивается соревнование с использованием игр из приложения № 1).

 Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).

3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками).

«Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично:

«Поезд» (билеты, места).

Вариативность игр и блоков обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх? Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка


Литература

1. А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.

2.«Давайте вместе поиграем»   Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн.                       Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).

  3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.

4.  .«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

  5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996

6.   М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г

 7.Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

                                          8.google.ru


Приложение № 1

Логические игры с использованием блоков Дьенеша

  1. Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами.
  2. Все фигуры складываются в мешок. Необходимо на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигуры снова складываются в мешок. Желающий достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. Команда должна догадаться – какая это фигура.
  4. Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).
  5. Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
  8. Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
  10. Надо выложить цепочку, чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по форме фигуры и т.д.
  11. Надо выложить цепочку, чтобы рядом оказались фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  12. Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  13. Перед участниками выкладывают восемь блоков, под одним из них прячут «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Участникам надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» – «Нет», «Под красным?» – «Нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет желающий, а остальные задают наводящие вопросы.
  14. По аналогии с предыдущей игрой в коробку можно спрятать одну из фигур, желающий будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что лежит в коробке.
  15. С одной стороны выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять?
  16. Выкладываем в ряд пять –шесть любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами, нужно подобрать недостающие блоки.
  18. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Логические блоки Дьенеша"

Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша...

Мастер-класс на тему: «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Здесь представлен мастер-класс по повышению профессионального мастерства педагогов.Задачами  мастер-класса являются донесение  до сознания педагогов необходимости работать с блоками Дье...

Мастер класс для воспитателей логические блоки Дьенеша

Задачи мастер–класса:1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.2. Познакомить участников мастер-класса с  применением развивающих игр ...

Мастер – класс для родителей «Логические блоки Дьенеша».

Цель:  ознакомление родителей с логическими блоками «Дьенеша» и их использовании в развитии детей дошкольного возраста.Задачи:Способствовать повышению педагогической грамотности родит...

Мастер класс для родителей Логические блоки Дьенеша

Мастер класс для родителей Логические блоки Дьенеша...

Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Блоки Дьенеша в работе с детьми"

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет ...