"Ритм"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Цель:

Сформировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность, составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур.

Задачи:

1. Закрепить изученные геометрические фигуры.

2. Закрепить названия времен года, частей суток.

  1. Закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач.
  2. Тренировать мыслительные процессы, сравнение, обобщение.
  3. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritm.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Ритм».

Цель:

Сформировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность, составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур.

Задачи:

1. Закрепить изученные геометрические фигуры.

2. Закрепить названия времен года, частей суток.

  1. Закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач.
  2. Тренировать мыслительные процессы, сравнение, обобщение.
  3. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию.

Материалы к занятию:

   Демонстрационный: картинки с изображением времен года, времен суток.

   Раздаточный: квадраты зеленого, белого, желтого и голубого цветов; цветные и простые карандаши.

Ход занятия:

  1. Формирование представлений о «ритме».
  1. Организационно-мотивационный момент.

- Ребята, посмотрите! Какие у нас красивые картинки на доске! Что на них изображено?  (ответы детей, уточнить названия времен года).

- Ребята, а какое у вас любимое время года? А за что вы его любите?

- Какое сейчас время года? (зима)

- Какое время года всегда бывает перед зимой? (осень)

-А какое время года всегда наступает после зимы? (весна)

-Ребята, а какое время года самое красивое? (ответы детей)

- Ребята, мы с вами видим, что любое время года красиво по своему, и многие художники писали картины, восхищаясь всеми временами года.

  1.  Знакомство с понятиями.

- Ребята, а давайте представим, что мы с вами художники, и попробуем нарисовать все времена года при помощи цветных квадратов.

Дети подходят к столу, на котором лежат 2 желтых, 2 белых, 2 голубых и 1 зеленый квадраты.

-Для того чтобы нарисовать время года, нужно выбрать только одну краску. Какой краской вы будете рисовать зиму? (белой) . А почему? (потому что зимой снег, и все вокруг белое.)

- Каким цветом мы будем рисовать лето? (зеленым, потому что листья, трава зеленые)

- Каким цветом мы будем рисовать осень? (желтым, потому что листья, трава желтеют).

- Каким цветом мы будем рисовать весну? (голубым, потому что тает снег, текут ручьи, голубое небо). Можно вспомнить слова из песни :  « с голубого ручейка…»

-Правильно ребята! А с какого времени года начинается Новый Год? ( с зимы)

- Ребята, а давайте нарисуем времена года по порядку, начиная с зимы.

Дети выкладывают квадраты по порядку: белый, голубой, зеленый, желтый, белый, голубой…..  Возникает затруднение…

-Ребята, мы можем выполнить задание? (нет). А почему? (потому что не хватает зеленого квадрата)

-А почему нельзя вместо зеленого положить какой-нибудь другой цвет? (ребята высказывают свои версии)

-А что нам нужно сделать, чтобы задание было выполнено? (нужен еще зеленый квадрат).

Даю им еще один зеленый квадрат, дети заканчивают задание. В завершении проговариваем ритм : зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень.

-Ребята, времена года идут друг за другом в определенном порядке, который повторяется ( то есть в определенном ритме)

- А какое сейчас время суток? (утро)

- А что будет после утра ( дня, вечера, ночи)?

-Части суток тоже идут друг за другом в определенном порядке, который повторяется (то есть в определенном ритме)

2. Физминутка.

-Устали ребята? (да.)   ну тогда давайте отдохнем.

Дети выходят на коврик и делают разминку.

Видишь бабочка летает?

На лугу цветы считает

Раз, два, три, четыре, пять, ох никак не сосчитать.

За день, за два и за месяц, 6-7-8-9-10.

Даже мудрая пчела, сосчитать бы не смогла!

А теперь ребята встали, быстро руки вверх подняли

Наклонились в стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело!

  1. Закрепление представлений о понятиях «Ритм».

Работа в тетрадях.

-Ребята, давайте откроем рабочие тетради на странице, где лежит закладка.

1. №1

-Ребята, посмотрите на картинки. Что на них изображено? ( времена года). Давайте разукрасим квадраты в заданном ритме. Дети выполняют задание.

2. №2

-Ребята, посмотрите внимательно на следующее задание. Что изображено на картинке? (мышка и бусы).

Предлагаю найти продолжение бус.

- А почему другие бусы не подходят? (потому что у них другой ритм)

3. №3

Задание для самостоятельного выполнения. Ребята раскрашивают орнамент сохраняя ритм.

  1. Итог занятия.

В конце занятия восстанавливаем в памяти детей, что делали на занятии.

- Ребята, в кого мы сегодня превращались? ( в художников)

- Трудно было выполнять задание? Что не получалось? (было затруднение, не хватало зеленого квадрата)

- Что самое главное мы поняли? ( что у всего есть свой ритм)

-Вы ребята молодцы справились с заданием! А сегодня когда придете домой, попробуйте пофантазировать что будет, если после зимы сразу наступит лето. Поделитесь своими фантазиями с родителями, они пусть запишут, а завтра мы с вами почитаем.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....