СЕМИНАР «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по формированию элементарных математических представлений»
консультация по математике

Семинар позволяет дать представление о современных формах и методах работы на занятичях по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_femp.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

СЕМИНАР «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по формированию элементарных математических представлений»

СЛАЙД 2

I. Введение

    ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Задача педагога - сделать формирование элементарных математических представлений занимательным и необыкновенным.

    ООД является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На неё возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. ООД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом общедидактических принципов:

научности,

системности и последовательности,

доступности, наглядности, связи с жизнью,

индивидуального подхода к детям и др.

    Поскольку ООД по ФЭМП требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину днясочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусствуКаждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.

СЛАЙД 3

Задачи ФЭМП в ДО

1.Формирование        системы        элементарных  математических представлений.

2.Формирование логического мышления.

3.Формирование сенсорных процессов и  способностей.

4.Расширение и обогащение словаря и  развитие связной речи.

5.Формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий).

СЛАЙД 4

Задачи НОД

    Во время ООД по ФЭМП решается ряд программных задач. Как вы думаете какие? (Высказывания педагогов). Давайте разберёмся в этих задачах.

1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),

2) развивающие – что развивать, закреплять (развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности; продолжить формирование приёмов логического мышления),

3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),

4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

    При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.

СЛАЙД 5

Принципы обучения дошкольников математике вы видите на экране.

СЛАЙД 6

Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников

  • Владение методикой математического развития дошкольников
  • Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии
  • Знание возрастных особенностей детей данной группы
  • Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.
  • Учёт имеющихся знаний у детей
  • Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе
  • Повышение квалификации воспитателя путем изучения педагогического опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников

СЛАЙД 7

Краткое содержание разделов программы по фэмп в доу

  • «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
  • «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
  • «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
  • «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
  • «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

СЛАЙД 8

Формы работы по формированию элементарных математических представлений

  • Игровая деятельность
  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Организация РППС («Центры познавательного развития»)
  • Досуги (викторины, КВН)
  • Совместная деятельность в режимных моментах
  • Самостоятельная деятельность

СЛАЙД 9

Структура и методика проведения ООД

    Обозначив задачи, можно переходить к построению структуры ООД, которая обусловлена  программным содержанием. 

    В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств. Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.

    Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

   В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки- кратковременные физические упражнения для снятия утомления.

   На ООД обязательно должна происходить смена деятельности:

- восприятие информации педагога,

- активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом)  

- игровая деятельность.

Основными структурными компонентами занятия являются:

Организация ООД или вводная часть. 

    Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия - вызвать интерес к предстоящей деятельности, к содержанию; собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Организационная часть в ООД по ФЭМП отличается от других областей (занятие может начаться не за столами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание; может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя на ковре).

   Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. Если в младших группах используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты, то в старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации, в подготовительных группах обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

2. Основная часть: объяснение, показ, дидактические игры, физкультминутка, поисковая деятельность, использование средств ИКТ...

   Она предусматривает собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно-воспитательным программным задачам.

3. Заключительная часть. Итог: игра-загадка, словесные методы, сюрпризные моменты...

    Заключительная часть связана с подведением итогов познавательной деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.    

СЛАЙД 10

IV.Методы и приёмы, используемые в структурных частях ООД

    Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи. Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на занятиях по ФЭМП? (Ответы воспитателей) Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…

1.Наглядные методы.   ООД по ФЭМП строится на наглядности. В детском саду используются два вида наглядного материала: демонстрационный, раздаточный. Наглядный материал (демонстрационный) должен соответствовать определенным требованиям. Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,

Раздаточный материал в достаточном количестве. Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.

    И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.

   Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.

К демонстрационным относятся:

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;

- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений,

- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

- карточки и таблицы;

- модели («числовая лесенка», календарь и др.);

- логические блоки;

- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

- оборудование для проведения дидактических игр;

- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).

К раздаточным материалам относятся:

- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

- таблицы и модели;

- счетные палочки и т. д.

2. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением, в основном заключается в вопросах к детям и зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. (в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? В старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?). С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением, и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.

3. Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений. Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи.

4. Игровые методы — это дидактические игры (игры-путешествия, игры-предложения, игры –загадки, игры-беседы), игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.). В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

    Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов; при воспроизведении такой же величины. При измерении величины условной меркой дети фиксируют отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (слова-числительные).

СЛАЙД 11

Организация ППРС

Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний

Игровые материалы

Настольно - печатные и развивающие игры

Раздаточный материал

Дидактические игры

Раскраски

Материалы для индивидуального развития

СЛАЙД 12

   Сейчас мы с вами попробуем составить структуру НОД, обогатив его различными структурными компонентами. Я вам раздам карточки с тем или иным видом деятельности. Постарайтесь, опираясь на структуру НОД, которая выставлена на экране, выстроиться в порядке очерёдности по структуре. Выходите и берите карточки. КАРТОЧКИ:

Приход персонажа, дидактическая игра, демонстрация наглядного материала, моделирование, объяснение, физкультминутка, проблемная ситуация, самостоятельная работа с раздаточным материалом.

  СЛАЙД 13

Использование разнообразных приёмов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий - все это помогает решать задачи математического развития детей старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД 14

   Итак, выдерживание правильной структуры ООД обеспечивает:

  • сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем),
  • активность как отдельных детей, так и всей группы в целом,
  • использование разнообразных методов и дидактических средств,
  • усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»)....

Семинар "Особенности современных форм, методов работы в ДОУ п развитию связной речи дошкольников"

В плане проведения семинара - выступление старшего воспитателя по теме "Актуальность проблемы речевого развития дошкольников", обмен опытом по данной теме, деловая игра....

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий...

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...

Семинар – практикум: «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных  технологий(игровой технологии и техн...

Семинар «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»

Цель семинара: 1. Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ;2. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников....

Семинар для педагогов в ДОУ «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по формированию элементарных математических представлений»

ЦЕЛЬ: повышение уровня знаний  педагогов по методике ФЭМП,  формирование творческого подхода в  работе с детьми с учетом их  возможностей....