Мастер-класс «Забавная игра для развития ума» (блоки Дьенеша)
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и  что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка. Для решения задач математического развития детей как нельзя лучше подходят логические блоки Дьенеша.

Известный венгерский математик, психолог и педагог – Золтан Дьенеш особую роль в  математическом развитии дошкольников  уделяет  дидактической игре.  Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть за партой, внимательно вслушиваясь в слова педагогов, а свободно играть и развиваться в игре. Непосредственно в процессе игры дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал свои логические блоки  и разработал теорию «новой математики» <,,,>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_zabavnaya_igra_dlya_razvitiya_uma.docx599.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аист»

Мастер-класс

 «Забавная игра для развития ума»

(Логические блоки Дьенеша) 

C:\Users\валентина\Desktop\Новая папка (3)\IMG_20201124_164529.jpg

        

                                                                     Леготина Валентина Викторовна

                                  Воспитатель

г. Новый Уренгой

2021г

      Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется  провести мастер-класс на тему: «Забавная игра для развития ума», с использованием блоков Дьеныша. Я постараюсь познакомить Вас с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

Слайд №1

Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и  что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка. Для решения задач математического развития детей как нельзя лучше подходят логические блоки Дьенеша.

Известный венгерский математик, психолог и педагог – Золтан Дьенеш особую роль в  математическом развитии дошкольников  уделяет  дидактической игре.  Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть за партой, внимательно вслушиваясь в слова педагогов, а свободно играть и развиваться в игре. Непосредственно в процессе игры дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал свои логические блоки  и разработал теорию «новой математики».

Сегодня я постараюсь познакомить Вас с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

Цель блоков  Дьеныша:  научить дошкольников  решать логические задачи  на разбиение по свойствам  (форме, цвету, величине)

  • тренируют: внимание, память, восприятие, воображение.
  • развивают:  умение работать в коллективе, самоконтроль

Что же представляет собой этот материал?

Слайд №2

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету. Форме, размеру, толщине.

В наборе нет одинаковых фигур. Каждая из геометрических фигур характеризуется четырьмя основными свойствами – цвет, форма, величина и толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить детям много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение и классификацию. 

Слайд №3

На карточках – символах изображены условные обозначения и свойства фигур.

Слайд №4

Также есть карточки с отрицанием свойств.

Слайд №5

Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно  познакомиться с игрой. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

Слайд №6

   Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства

Слайд №7  Работаем с детьми  по рисунку, образцу

Слайд №8  Работаем по схемам

Слайд №9-16 предлагаю вам некоторые игры, в которые мы играем с детьми

Играя в игры с блоками дети разгадывают закодированную информацию и декодируют ее (расшифровывают)

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».

Такие игры способствуют развитию у детей простейших логических структур мышления и математических способностей и оказывают благотворное влияние на овладение детьми основами математики в детском саду и информатики в школе.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей.   Блоки Дьенеша:

  • знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине, толщине.
  • способствуют развитию у малышей логического мышления, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  • помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
  • дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
  • способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.
  • помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
  •  развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить

Итог мастер - класса.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка, формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи, что в дальнейшем поможет  ребёнку стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Слайд №17

Желаю вам творческих успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей или воспитателей " Работа с Блоками Дьенеша посредством сказки

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прог...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование логических блоков Дьенеша в конструктивно – модельной деятельности»

Цель данной разработки - познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из блоков Дьенеша....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Цветная логика. Блоки Дьенеша"

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить вы...

Мастер-класс для педагогов «Использование с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию (ФЭМП)»

Мастер-класс для педагогов"Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольникок" Цель: Продемонстрировать использование в играх ...

Мастер-класс для педагогов "Использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в разных направлениях образовательной деятельности с детьми"

Опыт работы по использованию дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в разных направлениях образовательной деятельности с детьми....

Мастер-класс "Сюжетно-ролевая игра "Поезд" с использованием Блоков Дьенеша"

Предлагаю вашему вниманию сюжетно-ролевую игру «Поезд» с использованием логических блоков Дьенеша.Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логически...