Конспект занятия по математике "Спешим на помощь"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Шкулипа Наталия Николаевна

Конспект занятия по математике в подготовительной группе с использование метода кодирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speshim_na_pomoshch.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений «Спешим на помощь» в подготовительной группе

Провела воспитатель Шкулипа Н.Н.

Программное содержание:

Обучающие задачи:
• Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
• Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах их классификации по трем признакам (цвет, форма, величина)
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
• Закрепить умение ориентироваться в пространстве
• Закрепить умение измерять сыпучие вещества , пользоваться меркой для измерения длины

• Закрепить умение работать с кодами

Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: 
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия

Методические приёмы: 
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: 

доска, цифры, знаки, тазики для крупы,  чечевица, мерные стаканчики разные по объему, геометрические фигуры, переносная магнитная доска.

Демонстрационный материал: 

схема- модель для составления арифметических задач, схема с закодированными фигурами .
Раздаточный материал: математические наборы, карандаши, мерки, полоски бумаги, счетные палочки, карточки с кодами для каждого ребенка, красный и желтый квадраты, красный и желтый круги для каждого ребенка.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы на время станем астронавтами и отправимся в путешествие на далекую планету на космическом корабле. Для этого каждый астронавт получит свой индивидуальный номер от 0 до 9(каждому ребенку прикрепляется значок с цифрой)

 Ну, что мы готовы к полету, проходите в наш космический корабль и занимайте места за пультами управления (дети садятся за столы)

Измерение

 Ребята, наше путешествие будет долгим. Вот этот отрезок

(бумажная лента 25см.) показывает, сколько дней мы будем в полете. А вот эта мерка (палочка Кюизенера 5см.) равна одному дню.

Давайте проведем измерение, и узнаем, сколько дней будет длиться наш полет.

Дети проводят измерение.

Сколь же дней мы будем лететь?

Правильно, мы будем лететь 5 дней.

Ориентировка в пространстве

Ребята, перед вами пульты управления (у каждого ребенка на столе приклеен нарисованный на прямоугольнике пульт управления).

Большая красная кнопка – это «Пуск».

-Где она находится?

В середине пульта.

-Справа от кнопки «Пуск» находится кнопка «поворот направо».

Какого она цвета?

-Слева от кнопки «пуск» находится кнопка «поворот налево».

Какого она цвета?

-Желтая кнопка «полет вверх».

Где она на ваших пультах?

-Зеленая кнопка «полет вниз».

Где она находится на пульте?

-В правом верхнем углу находиться кнопка «Переход в автоматический режим управления»

Какой она формы и цвета?

-Кнопка «Стоп» - в левом нижнем углу пульта управления.

Какого она цвета?

Приготовились к полету. Сядьте поудобнее, начинаем отсчет (от 10 до 0) .

Нажимаем кнопку «Пуск» на своих пультах. Взлетели.

Воспитатель проговаривает путь полета ракеты, дети нажимают соответствующие кнопки на своих пультах управления. Например, летим вверх – дети нажимают кнопку над кнопкой «пуск», летим направо - дети нажимают кнопку справа от кнопки «пуск» и т. д.

Мы вышли на заданную орбиту, переходим в режим автоматического управления. Начинаем отсчет (от 20 до 10). Нажимаем кнопку «автоматическое управление»

Временные представления

Пока мы будем лететь, проведем мозговую разминку.

Возможно, нам придется рассказать инопланетянам о нашей планете.

Вопросы к детям.

-Сколько месяцев длится год на нашей планете?

-Сколько всего времен года?

-Какое время года сейчас?

-Сколько длится каждое время года?

-Какой месяц начинает год?

-Какой месяц заканчивает год?

-Сколько дней в неделе?

-Назовите рабочие дни?

-Что такое выходные дни, назовите их.

-Какое сейчас время суток на Земле?

-Назовите все части суток?

-Сколько времени показывают часы?

Физкультминутка 

Мы немного устали, пора провести разминку.


В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают

Составление и решение задач по схемам.

-Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.

-Правильно, задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

Дети составляют задачи по схемам.

Схема 1

На схеме нарисовано 5 легковых машин и 4 грузовых.

Дети составляют задачу.

На стоянке стояло 5 легковых машин и 4 грузовые машины. Сколько всего машин стояло на стоянке?

Повторите условие задачи.

-Сколько было легковых машин?

-Сколько было грузовых машин?

Повторите вопрос задачи.

Как мы будем решать задачу?

5+4=9

Решение дети выкладывают цифрами и знаками из математического набора каждый у себя на столе.

Схема 2

На схеме изображены 9 бабочек, 3 бабочки улетают.

Дети составляют задачу.

На лужайке летало 9бабочек, 3 бабочки улетели. Сколько бабочек осталось на лугу.

Вопросы к детям

-Сколько было бабочек на лугу?

-Сколько бабочек улетело?

-Что спрашивается в задаче?

Как будем решать задачу?

9- 3= 6

Дети выкладывают записи у себя на столах.

А теперь отгадайте математические загадки

У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)

9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?

Работа с кодами.

Ребята, мы прилетим на другую планету, и возможно нам придется что-то расшифровывать или зашифровывать, поэтому мы сейчас поучимся работать с кодами.

Игра «Закодированная фигура»

Информация о фигуре (форма, цвет, величина) подается в закодированном виде. Играющий должен по коду узнать фигуру или по фигуре найти ее код. В этой игре используют фигуры двух форм и двух цветов, например, красные и желтые круги и квадраты. Необходимо запомнить вопрос: «Является ли эта фигура кругом?»  

Ответ, «да»- шифр «0»

Ответ, «нет»- шифр «1»

Ведущий показывает карточку, на которой записан «0»

Дети показывают круг

Ведущий показывает «1»

Дети показывают квадрат.

Можно показывать фигуру, дети должны будут показать нужный код.

Далее игра усложняется. К первому вопросу «Является ли эта фигура кругом?»  добавляем вопрос «Является ли эта фигура красной?»

Ответ «да»- шифр «0»

Ответ «нет»- шифр «1»

Возможные ответы на оба вопроса:

Да, да 00 круг, красный

Да, нет 01 круг, не красный (желтый)

Нет, да 10 не круг (квадрат), красный

Нет, нет 11 не круг (квадрат) не красный (желтый)

Круги и квадраты (красные и желтые) на каждого ребенка

Карточки с кодами (00, 01, 10, 11) на каждого ребенка

 Задание на состав числа.

Вот мы и подлетели к планете, но на табло загорелась цифра «2» и «9»

Это значит, что мы сможем выйти из нашего корабля только парами и каждая пара должна образовывать число «9»

Дети находят себе пару, чтобы получилось число 9(у каждого ребенка на груди значок с цифрой), выходят на ковер, проходя через ворота, парами расходятся по обе стороны ковра.

Задание на классификацию геометрических фигур по признакам цвет, форма, величина.

Воспитатель сообщает, что корабль приземлился неудачно на краю кратера, мост разрушен, остались обломки похожие на геометрические фигуры. Мы должны построить мост, но есть условие, каждая последующая деталь не должна повторяться по цвету и форме и величине.

Дети берут по одной фигуре и начинают строить, каждый, со своей стороны.

Применение кодов

Ребята, нам оставили послание, но здесь коды 0 и 00

Что это может быть?

Ответы

Нам говорят, что эта планета круглая и еще, что она круглая и красная.

Здесь еще компьютер и он сломанный на нем одни коды. Давайте попробуем его починить, вставить нужные фигуры. На магнитной переносной доске прикреплен лист А4 разделенный на 9 квадратов, в каждом квадрате записан код

00, 11, 00

11, 10, 11

01, 11, 01

Дети по кодам выставляют нужные фигуры, прикрепляя их магнитами.

Измерение сыпучих веществ

Давайте возьмем пробы грунта с этой планеты, чтобы потом лучше изучить ее.

Садимся за столы.

Измеряем грунт (красную чечевицу) разными мерками (меряют два человека, остальные ведут счет мерок при помощи счетных палочек) Делаем выводы, чем меньше мерка, тем их больше и наоборот.

Ребята, мы должны возвращаться назад. Делаем отсчет

 (от10 до 0) нажимаем «пуск», летим вниз, кнопка под кнопкой «пуск». Приземляемся, нажимаем кнопку «стоп»

Итог

Вот и завершилось наше путешествие. Вы хорошая команда астронавтов. Все молодцы, работали дружно и слаженно, справились со всеми заданиями. А какое задание вам понравилось больше всего?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рыбка просит о помощи"

Уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения ка...

Конспект открытого интегрированного занятия в 1 младшей группе. Конспект занятия «Ищем солнышко с помощью волшебной юбки»

     Формирование у детей дошкольного возраста геометрических пред­ставлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного разви­тия детей. Овладение основными формами и и...

Конспект занятия по валеологии Тема: «Помощь здоровячкам»

Конспект занятия по валеологииТема: «Помощь здоровячкам»Программное содержание:Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.Задачи:1.     Закреплять представление...

конспект занятия "Ежи спешат на помощь. Звук Ф"

Цель:1.     Познакомить детей со звуком Ф. Коррекционно-образовательные  задачи:1.  Учить детей отчётливо и правильно произносить изолированный звук  Ф и звукоп...

Конспект занятия в средней группе "Помощь по дому"

Безопасное использование бытовых приборов...

Конспект занятия "Баба- Яга просит помощи".

Занятие на закрепление физических качеств: быстрота, ловкость....

Конспект занятия "Баба- Яга просит помощи".

Закрепление физических качеств...