Формирование элементарных математических представлений в детском саду
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разработанные дошкольной педагогикой задачи, принципы, условия, содержание, средства, методы, формы умственного воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Рассмотрим их подробней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.36 КБ |
![]() | 322.76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад "Аленький цветочек"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
«Необычные уроки Буратино»
(подготовительная группа №2)
Выполнила: Прокопьева Светлана Сергеевна
Тема: «Необычные уроки Буратино»
Образовательные области: познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная
Форма организации: подгрупповая
Вид занятия: ФЭМП
Цель: формирование умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Задачи:
- продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направления их движения;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна. Я очень рада вас всех видеть. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку. А теперь я вам дам мой волшебный клубок и с помощью его назовите свои имена. Но помните, что клубок переходит к другому тогда, когда услышите имя. -Вот молодцы. Теперь я знаю, кого как зовут. Присаживайтесь на свои места. | Здороваются Друг другу улыбаются Дети по очереди называют свои имена |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | -Ребята, сегодня утром, мне позвонил Буратино и попросил помочь ему с уроками. Поможем Буратино? | Да |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Для начала мы вспомним, сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? 1 часть Игровое упражнение «Решаем задачи» Теперь слушайте внимательно, я сейчас прочитаю вам задачу, а вы выкладываете соответствующее количество моделей монет «Буратино дал коту Базилио три монеты, а лисе -одну монету. Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе? Сначала, ребята повторите мне отдельно условие задачи и вопрос, а затем проговорите задачу целиком и выложите соответствующее количество красных и желтых кругов. Сколько монет дал Буратино коту Базилио? Сколько монет он дал лисе? Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе? Ребята, как нам лучше записать решение этой задачи? Посмотрите на ту схему, что вы выложили у себя на столах и перерисуйте. Молодцы! Теперь я прочитаю следующую задачу, а вы слушайте внимательно, чтобы её решить. У Буратино было три монеты. Одну монету он закопал на поле чудес. Сколько монет осталось у Буратино? Вместе с детьми разбираем структуру задачи (аналогично первой задаче). Сколько монет было у Буратино? Сколько монет он закопал на поле чудес? Сколько монет осталось у Буратино? Молодцы! А теперь так же как и впервой задаче перерисуйте выложенную схему из кружков. Буратино нужно еще нарисовать в тетради заборчик для ограждения поля чудес. Давайте все вместе ему поможем. Откройте свои тетради и перенесите «Заборчик». Те, кто, выполнит просто поднимете руки, я подойду и проверю. Напоминаю детям, как правильно сидеть за столом (спина прямая, локти на столе, ноги вместе, карандаш смотрит в плечо), проверяет силу нажима на карандаш (пальцы не сильно нажимают на карандаш) и уточняем, что линия проводится один раз. Молодцы! А теперь оцените свои работы, поставив улыбающийся смайлик, если справились хорошо, и грустный, если не очень хорошо. Физкультминутка «А часы идут, идут…» Тик-так, тик-так, А в часах сидит кукушка, Прокукует птичка время, Повернёмся мы с тобой А часы идут, идут, А бывает, что спешат, Если их не заведут, - Замечательно, вот мы с вами и отдохнули немного. А теперь присаживайтесь на свои места. 2 часть Ребята, у Буратино осталось предпоследнее задание, это лабиринт, который называется «Голодные животные». Сейчас я вам раздам, вот такие вот листочки с лабиринтами, а вам нужно найти выход животным, чтобы они смогли найти свою еду, и провести карандашом путь через этот лабиринт. Но мне нужно два человека выполнить задание у доски, а остальные выполняют на розданных им листочках. У всех получилось? Молодцы! А теперь давайте сделаем пальчиковую гимнастику, пусть наши пальчики немного отдохнут. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Мы делили апельсин. Много нас, А он один. Эта долька — для ежа. Эта долька — для стрижа. Эта долька — для утят. Эта долька — для котят. Эта долька — для бобра. А для волка — кожура. Он сердит на нас — Беда!!! Разбегайтесь — Кто куда! Молодцы, дети! Размяли немного наши пальчики. 3 часть Игровое упражнение « Посчитай» Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете выкладывать ответы кружками, что лежат у вас на столах, но чтобы справится, вам надо, слушать внимательно. Сколько ушей у двух кошек? | Условие, вопрос Дети выкладывают кружки желтого и красного цвета в соответствии с моделью на доске. 3+1=4 Проговаривают, если не смогут, то тогда проговаривают вместе со мной, так же можно задавать наводящие вопросы. 3 1 4 По кружочкам Вызывается один ребенок к доске и выкладывает соответствующее количество моделей-монет Ребенок откладывает одну монету вправо 3 - 1=2 Дети на местах отсчитывают по 3 желтых круга и один круг отодвигают вправо. 3 монеты 1 монету 2 монеты Раздаю тетради На доске изображен образец, который дети перерисовывают в тетради Хлопаем в ладоши Наклоны влево-вправо Дети садятся в глубокий присед Приседания Вращение туловищем вправо Вращение туловищем влево Ходьба на месте Замедленнее темпа ходьбы Бег на месте Крутим кистями рук Дети останавливаются. Раздаю каждому по листочку и вывешиваю два на доску. Дети находят и чертят путь к выходу из лабиринта. Вызываю двух человек работать у доски. Дети «разламывают» апельсин Показывают 10 пальцев Показывают 1 палец Загибают пальцы левой руки Бросательное движение правой рукой Сжимают кулаки и прижимают их к груди «Бегут» пальцами по столу Выкладывают количество кружков в соответствии с ответами. Четыре Семь Три Пять Одно Восемь Десять Два Ноль Девять Десять |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия. | - Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности и выполнить все задания, чтобы помочь Буратино. -Скажите, что мы с вами сегодня делали? -Кому мы сегодня помогали? -Какие задания вам понравились? -Ребята, какие задания были трудные? -Ребята вам понравилось занятие? -Ребята мне с вами очень понравилось заниматься. Большое вам спасибо. До свидания! | Ответы детей До свидания |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад "Аленький цветочек"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
«Помоги коту с заданиями»
(Средняя группа №1)
Выполнила: Прокопьева Светлана Сергеевна
Тема: «Помоги коту с заданиями»
Образовательные области: познавательное развитие
Возрастная группа: средняя
Форма организации: подгрупповая
Вид занятия: ФЭМП
Цель: формирование умения установления соответствия между цифрой и количеством предметов.
Задачи:
- Учить соотносить цифру с количеством предметов;
- Учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине);
- Способствовать развитию зрительного внимания;
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ход занятия
Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна. Я очень рада вас всех видеть. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку. | Здороваются Друг другу улыбаются |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | -Ребята, сегодня утром, ко мне домой прибежал кот, и попросил ему помочь с заданиями. Поможем коту? | Да |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Отлично! Присаживайтесь на свои места, а теперь посмотрите в своих рабочих тетрадях на самый первый рисунок – это первое задание кота, а называется оно «Кто положит еду в сундучок» (лист 24, рис. 1, стр. 48) в этом задании нам нужно соединить линией животное, у которого количество предметов соответствует цифре, написанной на сундучке. Давайте с вами посмотрим и посчитаем, сколько морковок у зайки? Сколько грибочков у белочки? Какая цифра написана на сундучке? А теперь давайте соединим линией с сундучком того зверька у которого, четыре предмета. Справились? Кого линией соединили с сундучком? Почему соединили с белочкой? 1 часть Игровое упражнение «Нарисуй столько же» (лист 24, рис. 2, стр. 48). Молодцы! Помогли, коту справится с первым заданием, теперь давайте поможем со вторым, посмотрите на задание ниже, что находится после первого. Нам нужно в каждом прямоугольнике нарисовать столько предметов, сколько означает цифра слева. Давайте начнем. Молодцы, вы славно потрудились, давайте с вами пройдем на ковер и немного отдохнем. Физкультминутка «Теремок» Стоит в поле теремок, А двери висит замок, Открывает его волк, Дерг – дерг, дерг – дерг. Пришёл Петя – Петушок И ключом открыл замок. Молодцы ребята, давайте присядем на свои места. 2 часть Ребята, у нашего кота осталось предпоследнее задание, и оно называется « Кто внимательный» (лист 24, рис. 3, стр. 49) Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы слушайте внимательно, после прочтения, я задам вам вопросы. Он кружится, Легкий, Новый, У ребят над головой, Он успел Платок пуховый Расстелить На мостовой, Он белеет Вдоль забора, Прикорнул на фонаре – Значит, скоро, Очень скоро, Полетят салазки, с горок, Значит, можно будет Снова Строить крепость во дворе! Я. Аким Ребята, кто внимательно слушал, про что это стихотворение? Правильно, а теперь проверим насколько вы внимательные, вам нужно посчитать, сколько детей изображено на картинке под номером три у вас в рабочей тетради и закрасить столько кружочков, сколько изображено детей. Но смотрите, очень внимательно ведь дети на картинке спрятались. Сколько детей на картинке? Значит, сколько кружочков мы закрашиваем? Молодцы, давайте с вами немного разомнем наши пальчики и поможем коту с последним заданием. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Мы делили апельсин. Много нас, А он один. Эта долька — для ежа. Эта долька — для стрижа. Эта долька — для утят. Эта долька — для котят. Эта долька — для бобра. А для волка — кожура. Он сердит на нас — Беда!!! Разбегайтесь — Кто куда! Молодцы, дети! Размяли немного наши пальчики. 3 часть Игровое упражнение «Найди пару» (лист 24, рис. 4, стр. 49) И осталось последнее задание под номером четыре, вам нужно внимательно рассмотреть картинки у себя в рабочих тетрадях и найти одинаковые картинки и соединить их. Ребята как у нас расположены геометрические фигуры, которые вы соединили? Так, а теперь кто хочет выйти к доске и показать, как выполнил задание по образцу, что расположен у нас на мольберте? | Три Четыре Четыре Да С белочкой Потому что у неё четыре грибочка Дети выполняют задания в рабочей тетради, в это время подхожу, и при необходимости помогаю детям Руки на уровне груди, концы пальцев соединены, изображая крышу. Пальцы разведены в стороны Пальцы переплетены в замок Движения кистей влево – вправо Движения к себе, от себя Пыльцы размыкаются, руки опустить Слушают стихотворение Про снег Четыре Четыре Дети «разламывают» апельсин Показывают 10 пальцев Показывают 1 палец Загибают пальцы левой руки Бросательное движение правой рукой Сжимают кулаки и прижимают их к груди «Бегут» пальцами по столу Соединяют картинки, после этого проверяем картинки, один ребенок может выйти к доске и показать, как он выполним и затем, проверить правильности задания по доске Круг слева, квадрат в середине, треугольник справа и т.д. Один ребенок выходит и объясняет как выполнил задание |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия. | - Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности и выполнить все задания, чтобы помочь коту. -Скажите, что мы с вами сегодня делали? -Кому мы сегодня помогали? -Какие задания вам понравились? -Ребята, какие задания были трудные? -Ребята вам понравилось занятие? -Ребята мне с вами очень понравилось заниматься. Большое вам спасибо. До свидания! | Ответы детей До свидания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.
В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода моделирования при обучении математике в детс...
Доклад на педсовет: "Формирование элементарных математических представлений в детском саду через игру"
Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945554-1504939433.jpg)
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945554-1504939433.jpg)
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042675-1528450741.jpg)
"Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в детском саду"
консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1078179-1541416877.jpg)
"Формирование элементарных математических представлений в детском саду"
в статье рассмотрена одна из актуальных проблем дошкольной педагогики – проблема формования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, показано ее значение при форми...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/29/picture-1231348-1667033211.jpg)
Формы и методы формирования элементарных математических представлений в детском саду.
Формы и методы формирования элементарных математических представлений в детском саду....