Формирование элементарных математических представлений в детском саду
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Прокопьева Светлана Сергеевна

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разработанные дошкольной педагогикой задачи, принципы, условия, содержание, средства, методы, формы умственного воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Рассмотрим их подробней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_podgotovitelnaya_gruppa_no2.docx26.36 КБ
Файл femp_srednyaya_gruppa_no1_-_kopiya.docx322.76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад "Аленький цветочек"

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

«Необычные  уроки Буратино»

(подготовительная группа №2)

Выполнила: Прокопьева Светлана Сергеевна

Тема: «Необычные уроки Буратино»

Образовательные области: познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная

Форма организации: подгрупповая

Вид занятия: ФЭМП

Цель: формирование умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Задачи:

  • продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направления их движения;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход занятия

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна. Я очень рада вас всех видеть. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку. А теперь я вам дам мой волшебный клубок и с помощью его назовите свои имена. Но помните, что клубок переходит к другому тогда, когда услышите имя.

-Вот молодцы. Теперь я знаю, кого как зовут. Присаживайтесь на свои места.

Здороваются

Друг другу улыбаются

Дети по очереди называют свои имена

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

-Ребята, сегодня утром, мне позвонил Буратино и попросил помочь ему с уроками. Поможем Буратино?

Да

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Для начала мы вспомним, сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? 

1 часть Игровое упражнение

«Решаем задачи»

Теперь слушайте внимательно, я сейчас прочитаю вам задачу, а  вы выкладываете соответствующее количество моделей монет «Буратино дал коту Базилио три монеты, а лисе -одну монету. Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?

Сначала, ребята повторите мне отдельно условие задачи и вопрос, а затем проговорите задачу целиком и выложите соответствующее количество красных и желтых кругов.

 Сколько монет дал Буратино коту  Базилио?

 Сколько монет он дал лисе?

Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?

Ребята, как  нам лучше записать решение этой задачи?

Посмотрите на ту схему, что вы выложили у себя на столах и перерисуйте.

Молодцы! Теперь я прочитаю следующую задачу, а вы слушайте внимательно, чтобы её решить.

У Буратино было три монеты. Одну монету он закопал на поле чудес.

Сколько монет осталось у Буратино?

Вместе с детьми разбираем  структуру задачи (аналогично первой задаче).

Сколько монет было у Буратино?

Сколько монет он закопал на поле чудес?

 Сколько монет осталось у Буратино?

Молодцы! А теперь так же как и впервой задаче перерисуйте выложенную схему из кружков.

Буратино нужно еще нарисовать в тетради заборчик для ограждения поля чудес.

Давайте все вместе ему поможем. Откройте свои тетради и перенесите «Заборчик». Те, кто, выполнит просто поднимете руки, я подойду и проверю.

Напоминаю детям, как правильно сидеть за столом (спина прямая, локти на столе, ноги вместе, карандаш смотрит в плечо), проверяет силу нажима на карандаш (пальцы не сильно нажимают на карандаш) и уточняем, что линия проводится один раз.

Молодцы! А теперь оцените свои работы, поставив улыбающийся смайлик, если справились хорошо, и грустный, если не очень хорошо.

Физкультминутка  «А часы идут, идут…»

Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт

А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка.

Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью,
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят!

Если их не заведут, 
То они совсем встают.

- Замечательно, вот мы с вами и отдохнули немного.

А теперь присаживайтесь на свои места.

2 часть

Ребята, у Буратино осталось предпоследнее задание, это лабиринт, который называется «Голодные животные». Сейчас я вам раздам, вот такие вот листочки с лабиринтами, а вам нужно найти выход животным, чтобы они смогли найти свою еду, и провести карандашом путь через этот лабиринт.

Но мне нужно два человека выполнить задание у доски, а остальные выполняют на розданных им листочках.

У всех получилось? Молодцы!

А теперь давайте сделаем пальчиковую гимнастику, пусть наши пальчики немного отдохнут.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин.  

                  Много нас,                                                  А он один.                                           Эта долька — для ежа.

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.         

Он сердит на нас —                           

Беда!!!                                          

Разбегайтесь —                               

Кто куда!

Молодцы, дети! Размяли немного наши пальчики.

        3 часть               Игровое упражнение

« Посчитай»

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете выкладывать ответы кружками, что лежат у вас на столах, но чтобы справится, вам надо, слушать внимательно.

Сколько ушей у двух кошек?

Сколько дней в неделе?

Сколько глаз у светофора?

Сколько пальцев на одной руке?

Сколько солнышек на небе?

Сколько лап у двух собак?

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько в неделе выходных дней?

Сколько солнышек на небе ночью?

Какое число больше восьми, но меньше десяти?

Сколько пальцев у нас на двух руках?

Условие, вопрос

Дети выкладывают кружки желтого и красного цвета в соответствии с моделью на доске.

3+1=4

Проговаривают, если не смогут, то тогда проговаривают вместе со мной, так же можно задавать наводящие вопросы.

3

1

4

По кружочкам

Вызывается один ребенок к доске и выкладывает соответствующее количество моделей-монет

Ребенок откладывает одну монету вправо

3 - 1=2

Дети на местах отсчитывают по 3 желтых круга и один круг отодвигают вправо.

3 монеты

1 монету

2 монеты

Раздаю тетради

На доске изображен образец, который дети перерисовывают в тетради

Хлопаем в ладоши

Наклоны влево-вправо 
раскрываем руками как клювом

Дети садятся в глубокий присед

Приседания

Вращение туловищем вправо

Вращение туловищем влево

Ходьба на месте

Замедленнее темпа ходьбы

Бег на месте

Крутим кистями рук

Дети останавливаются.

Раздаю каждому по листочку и вывешиваю два на доску.

Дети находят и чертят путь к выходу из лабиринта.

Вызываю двух человек работать у доски.

Дети «разламывают» апельсин

Показывают 10 пальцев

Показывают 1 палец

Загибают пальцы левой руки

Бросательное движение правой рукой

Сжимают кулаки и прижимают их к груди

«Бегут» пальцами по столу

Выкладывают количество кружков в соответствии с ответами.

Четыре

Семь

Три

Пять

Одно

Восемь

Десять

Два

Ноль

Девять

Десять

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия.

- Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности и выполнить все задания, чтобы помочь Буратино.

-Скажите, что мы с вами сегодня делали?

-Кому мы сегодня помогали?

-Какие задания вам понравились?

-Ребята, какие задания были трудные?

-Ребята вам понравилось занятие?

-Ребята мне с вами очень понравилось заниматься. Большое вам спасибо.  До свидания!

Ответы детей

До свидания



Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад "Аленький цветочек"

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

«Помоги коту с заданиями»

(Средняя группа №1)

Выполнила: Прокопьева Светлана Сергеевна

Тема: «Помоги коту с заданиями»

Образовательные области: познавательное развитие

Возрастная группа: средняя

Форма организации: подгрупповая

Вид занятия: ФЭМП

Цель: формирование умения установления соответствия между цифрой и количеством предметов.

Задачи:

  • Учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • Учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине);
  • Способствовать развитию зрительного внимания;
  • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна. Я очень рада вас всех видеть. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку.

Здороваются

Друг другу улыбаются

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

-Ребята, сегодня утром, ко мне домой прибежал кот, и попросил ему помочь с заданиями. Поможем коту?

Да

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Отлично! Присаживайтесь на свои места, а теперь посмотрите в своих рабочих тетрадях на самый первый рисунок – это первое задание кота, а называется оно «Кто положит еду в сундучок» (лист 24, рис. 1, стр. 48) в этом задании нам нужно соединить линией животное, у которого количество предметов соответствует цифре, написанной на сундучке.

https://pp.userapi.com/c854216/v854216015/e44a/XPVJAaTF934.jpg

Давайте с вами посмотрим и посчитаем, сколько морковок у зайки?

Сколько грибочков у белочки?

Какая цифра написана на сундучке?

А теперь давайте соединим линией с сундучком того зверька у которого, четыре предмета.

Справились?  Кого линией соединили с сундучком?

Почему соединили с белочкой?

1 часть Игровое упражнение

«Нарисуй столько же» (лист 24, рис. 2, стр. 48).

Молодцы! Помогли, коту справится с первым заданием, теперь давайте поможем со вторым, посмотрите на задание ниже, что находится после первого. Нам нужно в каждом прямоугольнике нарисовать столько предметов, сколько означает цифра слева.  Давайте начнем.

https://pp.userapi.com/c853520/v853520015/df55/3vqQP7q3DDQ.jpg

Молодцы, вы славно потрудились, давайте с вами пройдем на ковер и немного отдохнем.

Физкультминутка  «Теремок»

Стоит в поле теремок,

А двери висит замок,

Открывает его волк,

Дерг – дерг, дерг – дерг.

Пришёл Петя – Петушок

И ключом открыл замок.

Молодцы ребята, давайте присядем на свои места.

2 часть

Ребята, у нашего кота осталось предпоследнее задание, и оно называется « Кто внимательный» (лист 24, рис. 3, стр. 49)

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы слушайте внимательно, после прочтения, я задам вам вопросы.

Он кружится,

Легкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул на фонаре –

Значит, скоро,

Очень скоро,

Полетят салазки, с горок,

Значит, можно будет

Снова

Строить крепость во дворе!

Я. Аким

Ребята, кто внимательно слушал, про что это стихотворение?

https://pp.userapi.com/c848536/v848536549/157314/KMajpsu2cZg.jpg

Правильно, а теперь проверим насколько вы внимательные, вам нужно посчитать, сколько детей изображено на картинке под номером три у вас в рабочей тетради и закрасить столько кружочков, сколько изображено детей. Но смотрите, очень внимательно ведь дети на картинке спрятались.

Сколько детей на картинке?

Значит, сколько кружочков мы закрашиваем?

Молодцы, давайте с вами немного разомнем наши пальчики и поможем коту с последним заданием.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин.  

                  Много нас,                                                  А он один.                                           Эта долька — для ежа.

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.         

Он сердит на нас —                           

Беда!!!                                          

Разбегайтесь —                               

Кто куда!

Молодцы, дети! Размяли немного наши пальчики.

        3 часть               Игровое упражнение

«Найди пару» (лист 24, рис. 4, стр. 49)

И осталось последнее задание под номером четыре, вам нужно внимательно рассмотреть картинки у себя в рабочих тетрадях и найти одинаковые картинки и соединить их.

https://pp.userapi.com/c854328/v854328015/e3f2/hTdzqBHwxj8.jpg

Ребята как у нас расположены геометрические фигуры, которые вы соединили?

Так, а теперь кто хочет выйти к доске и показать, как выполнил задание по образцу, что расположен у нас на мольберте?

Три

Четыре

Четыре

Да

С белочкой

Потому что у неё четыре грибочка

Дети выполняют задания в рабочей тетради, в это время подхожу, и при необходимости помогаю детям

Руки на уровне груди, концы пальцев соединены, изображая крышу.

Пальцы разведены в стороны

Пальцы переплетены в замок

Движения кистей влево – вправо

Движения к себе, от себя

Пыльцы размыкаются, руки опустить

Слушают стихотворение

Про снег

Четыре

Четыре

Дети «разламывают» апельсин

Показывают 10 пальцев

Показывают 1 палец

Загибают пальцы левой руки

Бросательное движение правой рукой

Сжимают кулаки и прижимают их к груди

«Бегут» пальцами по столу

Соединяют картинки, после этого проверяем картинки, один ребенок может выйти к доске и показать, как он выполним и затем, проверить правильности задания по доске

Круг слева, квадрат в середине, треугольник справа и т.д.

Один ребенок выходит и объясняет как выполнил задание

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия.

- Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности и выполнить все задания, чтобы помочь коту.

-Скажите, что мы с вами сегодня делали?

-Кому мы сегодня помогали?

-Какие задания вам понравились?

-Ребята, какие задания были трудные?

-Ребята вам понравилось занятие?

-Ребята мне с вами очень понравилось заниматься. Большое вам спасибо.  До свидания!

Ответы детей

До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

Доклад на педсовет: "Формирование элементарных математических представлений в детском саду через игру"

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...

"Формирование элементарных математических представлений в детском саду"

в статье рассмотрена одна из актуальных проблем дошкольной педагогики – проблема формования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, показано ее значение при форми...

Формы и методы формирования элементарных математических представлений в детском саду.

Формы и методы формирования элементарных ма­тематических представлений в детском саду....