Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
учебно-методический материал по математике

Ермолинская Алевтина Викторовна

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_priemov_pri_femp.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Автор составитель:

Старший воспитатель СП «Детский сад № 2»

 ГБОУ ООШ № 2 г.о.Октябрьск

Ермолинская Алевтина Викторовна

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»

А. В. Запорожец

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальность

 Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  « Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возроста.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры.

Поэтому, для углубленного изучения я  выбрала тему: "Использования игровых приемов при формирование элементарных математических преставлений у дошкольников"

 Работая по данной теме,  поставила перед собой

 Цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели  обозначила следующие задачи:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития                                                                             

-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;                                  

Необходимость использования дидактической игры, как средство обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1.) Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения.

2.) Освоение НОД деятельностью, включения в неё детей идёт медленно.

3.)Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно- образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4.) Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Образовательно  - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей  я выстраиваю  с учётом следующих принципов:

1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.                                                                

2) Непрерывность -  на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального   багажа.                                                                                 

3) Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4) Научность.

5) Системность  – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные  методы и приемы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты
  •  воссоздание и преобразование
  • здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками я провожу в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция).

• демонстрационные опыты;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

  • самостоятельная деятельность в развивающей среде;

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также -  игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет,  я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью.

   3.  В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Работая углубленно в данном направлении, я  всегда помню, что в дидактической игре  математического направления моя роль -  роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности.  Я ввожу  детей в ту или иную игру и знакомлю  их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду  ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Я всегда помню,  что руководство дидактическими играми осуществляется  в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста,  я сама  включаюсь  в игру. Вначале   привлекаю детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками),  потом вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым  вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним.

 Сама подбираю наглядный материал, при этом  строго соблюдаю требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей.

Эти требования следующие:

- достаточное количество предметов, используемых на занятии;

- разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);

- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона.

- динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);

- художественное оформление. Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников,   закреплять их  представления   о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени. 

В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

              1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

                2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

                3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

                4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»

                5. В.В.Волина «Праздник числа»

                6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был  оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Я, собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. 

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Семья играет в воспитании  ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы  с родителями:

 -общие и групповые родительские собрания

-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»

-проекты  с участием родителей

- изготовление дидактических игр совместно    с родителями

-мастер-класс для родителей

-дни открытых дверей

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

 -совместное создание предметно-развивающей среды

-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

 Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском  саду - родители c детьми  закрепляли дома.

   Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

   В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.