«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
материал (старшая группа)

Широких Наталья Юрьевна

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 

 

 

 

Цель и задачи: 

1.     Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста

2.     Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: 

Обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания, активизировать мыслительную деятельность, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_femp.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 2065 дошкольное отделение №10

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Серова Наталья Юрьевна

воспитатель

(Должность)

«Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников».  

 (Название темы)

2013

(Начало изучения темы)

2015

(Окончание изучения темы)

-----------------------г. Москва, г.Московский  2013-----------------------


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель и задачи:  

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

Обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания, активизировать мыслительную деятельность, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать .

  1. Основные вопросы, намеченные для изучения.

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме.
  2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений»
  3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  4. Разработать  картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2013   / 2014 , 2014 /  2015   УЧЕБНЫЙ ГОД

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математике занимается такая дисциплина, как « формирование элементарных математических представлений». Эта дисциплина была выделена из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе. Способствовать воспитанию всесторонне развитой личности .

Различные программы по ФЭМП направлены на развитие:

  • математических представлений и способностей
  • логического мышления
  • умственной активности
  • смекалки

Обучают умению делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи .

Основные задачи интегрированных занятий по ФЭМП :

  • обучение детей счету
  • развитие представлений о количестве и числе в пределах первого десятка
  • делению предметов на равные части
  • операции с наглядно представленными множествами
  • проведение измерений с помощью условных мерок
  • определение объема сыпучих и жидких тел
  • развитие глазомера
  • представление о геометрических фигурах
  • представление о времени
  • формирование понимания пространственных отношений.

Такой комплекс задач ФЭМП обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений, и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.

В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.

Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления.

Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать , любая деятельность должна быть интегрированной.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом .

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: 

  • Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
  • Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств
  • Все психологические новообразования берут начало в игре
  • Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике
  • Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) это метод обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

 Место дидактической игры в структуре занятий по ФЭМП определяется

  • возрастом детей
  • целью
  • назначением
  • содержанием занятия.

Дидактическая игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

 

Отличие дидактических игр от типичных учебных заданий и упражнений

  • постановка задачи - найти, догадаться
  • неожиданность преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.

Отличие игровых упражнений от дидактической игры:

  • Структура
  • Назначение
  • Уровень детской самостоятельности
  • Роль педагога.

Игровые упражнения, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

В дошкольном возрасте обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ) дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д., игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры).

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у детей дошкольников возраста интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 Регулярное использование на занятиях по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности. Расширяет кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе,а так же способствует возможности активно использовать полученные знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок дошкольного возраста развивался в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к получению новых  знаний, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство воспитателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы ребенка в процессе его развития состоит из умения сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности - разнообразными, творческими, продуктивными. Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

  • Веракса, Н. С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н. С. Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

  • Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1983.
  • Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991). М

  • Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
  • «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
  • «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
  • «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
  • «Играем в числа» - серия пособий
  • «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
  • Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
  • Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
  • В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
  • Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые ис...

Мастер-класс на тему "Использование игровых приёмов по формированию математических представлений"

Мастер-класс на тему "Использование игровых приёмов по формированию математических представлений" ...

Использование игровых приемов при формировании математических представлений в младшей группе.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...

Использование игровых приемов при формировании математических представлений в младшей группе

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка игр...