Занятия по сенсорному развитию (Приложение№3)
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_sensornoe_razvitie.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                       Приложение №3

                       Тема: «Ёжики»                     

Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группе

Цель: Закрепление знания цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики рук. Обучение ориентированию в помещении.

Материал: Прищепки четырех цветов (красные, желтые, зелёные, синие). Они выполняют роль колючек. Ёжики тех же четырех цветов. Плюшевый или резиновый  ёжик несколько большего размера, чем  ёжики-малыши.

Подготовка к  занятию : По группе в укромных местах расставлены игрушки-ёжики(по числу детей). На столах лежат цветные картонки, на каждой из них по четыре прищепки, того же цвета, что и картонка.

Ход занятия:

Начинаем с пальчиковой гимнастики, сопровождаемой текстом:

Повстречал ёжонка ёж:

« Здравствуй , братец! Как живёшь?»

(упражнение проводится сначала одной рукой, затем - другой,, потом обеими руками)

Воспитатель: Ребята , к нам в гости сегодня пришёл ёж. (Показывает детям игрушку-ёжа, дети ёго трогают, здороваются с ним.)

Ёж: Я шёл к вам в гости со своими друзьями, а они по дороге потерялись.

Воспитатель: Ребята, поможем ёжику найти его друзей?

(Дети ищут по группе ежей, и , найдя их, приносят воспитателю. Тот рассматривает вместе с ними ежат. Выясняет, какого цвета они .)

Воспитатель: Ребята , посмотрите, а у ежат колючек нет! Ежик, а где их колючки?

Ёж: Они их дома забыли.

Воспитатель: Поможем ежатам вернуть иголочки на спину? Но для этого нужно найти домик такого же цвета, как и ежонок. Посмотрите на столы - там лежат картонки разного цвета- это домики наших ежат. Ислам, у тебя ежик какого цвета?(Ребёнок отвечает) Значит , иди к столу и ищи домик такого же цвета. (Воспитатель выясняет, какого цвета у ребят ёжики, и предлагает каждому найти домик такого же цвета.)

Воспитатель: Посмотрите, в каждом домике лежат потерянные иголочки, давайте их перекрепим к каждому из ежат.

(Дети выполняют задание, а воспитатель помогает сам или просит уже выполнивших задание помочь остальным.)

Воспитатель: Молодцы , ребята! Ёжик, а тебе понравилось?

Ёж : Да!

Воспитатель: А теперь давайте отнесем наших ежиков на коврик и станцуем для них.

Занятие: «Разноцветные пирамидки»
Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы

Цель: Познакомить детей со сборно-разборной игрушкой-пирамидкой. Учить их выполнять простые действия (снимать и нанизывать кольца); обращать внимание на величину колец. Формировать умение правильно ориентироваться на слова «большое колечко- маленькое колечко».

Ход занятия:

-Ребята, на этой полочке у нас стоят пирамидки. Они разного цвета и очень красивые. Сейчас я вам покажу, как с ними надо играть. Стоят они здесь давно и на нас смотрят. Надоело им так стоят , захотелось полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть.

Предлагаю детям сесть за стол. Беру одну пирамидку, ставлю ее на стол и фиксирую внимание ребят на том, что кольца у пирамидки разные. Освобождаю пирамидку от колпачка и передвигаю  его к ближе к себе . После чего снимаю первое колечко, показываю его детям и объясняю, что оно совсем маленькое, кладу его рядом с основанием пирамидки. Затем снимаю следующее кольцо, снова показываю его детям и поясняю, что оно побольше , кладу справа от первого. Последовательно демонстрирую каждое следующее колечко , которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое колечко , это какое…».

Когда все кольца будут сняты со стержня и разложены на столе в порядке возрастающей величины, предлагаю детям полюбоваться этими цветными колечками. Спрашиваю: «где же пирамидка?» Нет ее, осталась только палочка с подставкой.

-Холодно и одиноко палочке голенькой стоять. Пора позвать колечки домой. В самом низу у пирамидки самое большое колечко. Значит, палочка его первым позовет, а потом позовет колечко поменьше. Вот оно, вот еще поменьше, а это самое маленькое.

Так постепенно собираю колечки по убывающей величине. Закрыв пирамидку колпачком, предлагаю детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка расширяется книзу. Говорю, что теперь все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Даю всем малышам поиграть с пирамидками: пусть погуляют, попрыгают в руках у хозяев, а потом лягут отдыхать. Для этого надо будет снова снять со стрежней все колечки  и положить их в ряд.

Дети выполняют задание. Пирамидки чуть-чуть отдохнули. Пора колечкам возвращаться на свои места. Малыши опять собирают пирамидки. Начиная с самого большого кольца. Правильно собранные пирамидки ставим на полочку.

Следующие занятия  по этой теме можно усложнить такими заданиями:

1.Собрать пирамидку, выбирая колечки нужного размера из произвольно перемешанных колец.

Тема: «Игрушка-матрешка»
Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы

Цель: Учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познакомить детей с уголком ряженья.

Ход занятия:

-Ребята, у нас в группе живёт русская народная игрушка-матрёшка. Посмотрите, какая она красивая. У нее жёлтая косыночка и нарядный сарафанчик.

Предлагаю детям рассмотреть матрешку, а затем трясу игрушку. Внутри у нее что-то гремит.

-Что это?(Дети удивленно смотрят на меня)

Я открываю матрёшку и достаю из нее другую, поменьше. (Дети радуются) Я совмещаю части большой матрешки и ставлю ее на стол. Обращаю внимание ребят на то, что вторая матрешка очень маленькая и ее можно спрятать в ладони. У нее тоже жёлтая косыночка и красивый сарафанчик. Затем ставлю ее рядом с большой матрешкой и говорю, что большая матрешка – это мама. А другая, маленькая, - это дочка. Они оба любят, когда с  ними играют дети.

Даю каждому ребенку по очереди закрыть матрешку, предлагаю открыть ее и достать маленькую, поздороваться с ней, опять вложить в большую и закрыть ее. Обращаю внимание малышей на то, что игрушки должны быть правильно совмещены, то есть руки и сарафанчик должны находиться на месте. При этом помогаю детям по мере необходимости.

После того, как все справятся с заданием, я приглашаю детей пойти со мной и показываю им сундук. Открываю его и говорю, что там лежат разноцветные косыночки, юбочки, фартучки и самые разные бусы. Разрешаю детям нарядиться в матрешек, посмотреть на себя в зеркало. Теперь самое время спеть знакомую и любимую песенку:

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

Этим кончается занятие.


               
Тема: «Заинька, приди к нам»

 Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы

Цель: учить детей сравнивать предметы (большой - маленький, длинный -короткий ).

Задачи: Учить детей различать предметы по величине и правильно ориентироваться в словах «большой», «маленький»

Способствовать накоплению у детей зрительного опыта

Оборудование:  Игрушки «Заяц» (большой) и «Заяц» (маленький).

Ход занятия

К нам в гости давно не приходили «зайчики». Нужно их позвать:

 - Заинька, приди к нам! А вот и зайчик, и он не один, а с кем?  Правильно со своим младшим братиком. Давайте, поздороваемся. Здравствуйте, зайчики! Мы очень рады, что вы   опять пришли к нам в гости. Проходите, присаживайтесь. Ребята, посмотрите внимательно на зайчиков.  Это какой зайчик?  (показываю большого  «Зайца», выслушиваю ответы детей, побуждаю детей сказать,  что «заяц» большой). Правильно,  это большой «зайчик». А это какой зайчик? (показываю маленького «Зайца», выслушиваю ответы детей, побуждаю детей сказать, что «заяц» маленький). Правильно, это маленький «зайчик». Сейчас давайте внимательно рассмотрим наших зайчиков.  Какие у этого (большого) «зайчика» ушки (побуждать детей отвечать правильно)? Молодцы! А у этого «зайки», какие ушки (побуждать детей отвечать правильно)? Очень хорошо (подобным образом рассматриваем основные части «зайчиков»: глазки, носики, лапки, хвостики). Ребята, мы хорошо потрудились, давайте расскажем «зайчикам» потешки .

Зайка серенький,

Где был, пропадал?

— В огороде капусту

Ел-глотал.

* * *

Зайчишка        трусишка,

По полю бежал,

В огород забежал.

Морковку нашёл,

Капустку нашёл.

Сидит, грызёт.

Ай, кто-то идёт.

Наши зайчики очень устали, играя с нами, сейчас мы положим их спать   (стелим вместе с детьми игрушечную постель для зайчиков, кладем зверюшек спать). Пусть наши гости поспят, а мы поиграем. Когда зайчики проснутся, мы возьмем их на прогулку.

Тема : «Волшебная  картина».

Цель :  Закрепить  цвет  (красный, жёлтый, синий, зелёный).

Задачи:

  1. Развивать: память, внимание, мелкую  мускулатуру  рук, употреблять речевые  формы  вежливого обращения (здороваться, прощаться)
  2. Воспитывать : чувство  взаимопомощи, умение  работать  дружно.
  3. Учить детей различать цвета, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопрос воспитателя.

Материал : Сенсорный  ковёр  с  изображением : травы, дерева, озера, облака, солнца  и  дополнительными  деталями : цветы, яблоки, рыбки, лучики, облачко  маленькое.

Ход : Воспитатель  и  дети  находятся  в  группе.

В – ль : Ребята, я  добрый  художник, и  нарисовал  красивую  картину и хочу вам ее подарить.

(Обращаю  внимание  детей  на  картину, которая лежит  на  столе).

Ой, что  случилось  с  моей  картиной? Она  была  такая  красивая, яркая. Я, наверное  всё  растерял, пока  её  нёс? Ребята, а  вы  мне  поможете  сделать  картину  опять  красивой? Давайте, внимательно  посмотрим  на  неё.

(Предлагаю  детям  рассмотреть  картину).

В – ль :  Дети  что  на  ней  изображено?  Вот  травка  зелёная  и  пуговицы  разноцветные. Для чего нужны пуговицы? (Застегивать, пристегивать что-то) Что  же  мы  пристегнём  на  эти  пуговицы?   (ответы)

(Предлагаю  детям  руками  тактильно  исследовать  травку).

В – ль : Что  же  там  лежит, такое  мягкое? – «Настя, открой  замок,  пожалуйста!  Ой, смотрите,что  это?                                                Дети : Цветы!

В- ль : Правильно, молодцы! Какого  цвета  они? (синие, жёлтые, красные).  Правильно! Цветы: синие, жёлтые, красные. Что на цветочках? (петелька)

(Предлагаю  детям  пристегнуть  цветы  на  пуговицы).

Игра – «Цветочки»

Ход игры: Ведущий  произносит  слова: «Я  хожу, хожу, хожу   и  цветы не нахожу  где  же  все  цветочки?  Где  все  цветочки?  Где  цветочки? »  (дети  сидят на  последние  слова : «Где  цветочки?»  подпрыгивают  и  весело   хлопают

в  ладоши. Игра  продолжается  2 – 3  раза.

А, на  поляне  ещё  растёт  деревце.  Какие – то застёжки  на  нём

(Предлагаю  детям   расстегнуть  молнию  и  посмотреть,  что  же   там  лежит).

В – ль : Ой, да  что  же  это?

Дети :  Яблоки!

В – ль : Правильно, молодцы! Это  яблоки.  Какого  цвета  они? (жёлтые, красные). Правильно! Наши  яблочки  красные, жёлтые, так  и  хочется  их  скушать.

(Предлагаю  детям  пристегнуть  яблочки).

Да,  какое  красивое  деревце, яблочки  на  нём  выросли.  Посмотрите,

какое  большое  озеро, а  вода  в  нём  чистая, синяя – синяя. Скажите ….синяя-синяя. А кто в озере живет?

(Предлагаю  детям   на ощупь  определить, что  там  что – то  лежит. Затем  дети   расстёгивают  молнию  и  достают  рыбок).

В – ль : Кто  же  это?

Дети :  Рыбки!

В – ль :  Молодцы! А  какого  цвета  рыбки? (зелёная, красная, жёлтая). Какие  красивые  рыбки, и  зелёная, и  красная, и  жёлтая. (Предлагаю  детям  пристегнуть  рыбок).

Вот  как  красиво! Рыбки  у  нас  в  озере  плавают.

А, что – то  солнышко, грустное, оно  лучики  свои  потеряло, где  же  оно  их  потеряло? Ребята, смотрите  какое  облако! Какого  оно  цвета? (белое). Ой, а  там  застёжка, значит  там что – то  есть? Давайте  поищем (Дети  определяют  на ощупь, что там что-то лежит. Расстёгивают  облако  и  находят  там  лучики  и  маленькое  облачко).  Ребята, это  облако  спрятало  лучики  у  солнышка! Давайте  же  скорее  пристегнём  лучики  к  солнышку, и  маленькое  облачко .

Вот, как  стало  ярко  светить  солнышко!

Ну, теперь красивая  картина  получилась! Травка  зеленеет, цветы  красивые  растут, на  дереве  яблоки  выросли, в  синем  озере  рыбки  плавают, солнышко  ярко  светит.

Спасибо, вам,  что  помогли  мне  сделать  картину  опять  красивой.

Теперь  ею  можно  украсить  группу.

(Предлагаю  детям  показать  картину  гостям).

Тема: «Большой - маленький».
Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы


Программное содержание: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький .Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких предметов.
Оборудование: стол, 2 игрушки-  собачки, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 «косточки» - соответствующие собачкам по величине; мыльные пузыри.

Ход занятия:
1.Вступительная часть.
-Ребята, кто это громко лает? Гав-гав. Да, правильно это лает большая собачка, она прибежала к нам в гости.
-А это кто так тихо лает? Гав-гав. Да, это тоже собачка, но маленькая.
-Они прибежали к нам. Покажите мне большую собачку. Покажите мне маленькую собачку.( дети показывают).
2.Основная часть.
-Ребята, посмотрите, тут стоят домики. В них живут собачки. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).
-Это собака какая? (большая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).
-А это собачка какая? (маленькая). Она будет жить в каком домике? Покажите. ( в маленьком).
-А давайте, собачкам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик? А этот какой? (ответы детей).
-Большой бантик какой собачке подарим? (большой).
-А маленький бантик какой собачке подарим? (маленькой); (дети могут показать).
-Посмотрите, какие нарядные у нас стали собачки.
-Большая и маленькая собачки играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.
(показываю большой и маленький мячи).
-Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.
-Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большую собачку).
-А маленький мяч какой отдадим? (показывают на маленькую).
Физкультминутка.
-А теперь, ребята, встаньте возле стульчиков. Давайте попрыгаем как собачки и полаем.
-Собачкам понравилось как вы прыгали. Садитесь. Наши собачки- большая и маленькая захотели есть. Давайте покормим их.
-Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).
-Большую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на большую собачку).

-Маленькую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на

маленькую).
-Угостим их косточками. Это большая и маленькая косточки. Это какая косточка? (большая). Какой собачке мы дадим большую косточку? Покажите.
-А это какая? (маленькая).Какой собачке дадим маленькую косточку? Покажите.
-Молодцы.
3.Заключительная часть.
Итог занятия.
-Вот мы и покормили большую и маленькую собачку. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую косточку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть собачки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!