Мастер-класс "Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности"
методическая разработка

Искакова Марина Тангатаровна

Мастер-класс для педагогов "Импровизация в игре как форма развитиядетской инициативы и самостоятельности". Проблема развития детской инициативы остается одной из актуальных тем, так как избавиться от стереотипного мышления и поведения поможет импровизация в игре, как один из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в старшей группе по ФЭМП.

Тема «Одна голова хорошо, а две лучше»

Подготовила старший воспитатель

МКДОУ д/с «Шолпан» с.Нариман

Ногайского района РД

Искакова Марина Тангатаровна

Тема: «Одна голова хорошо, а две лучше»

Тип деятельности: интегрированная организованная образовательная деятельность.

Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений.

Интегрируемые образовательные области:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Цель: формировать математические представления у детей дошкольного возраста (закрепление)

Задачи:

Образовательные:

-обеспечить применение на практике логического мышления, сообразительности, наблюдательности, мыслительных процессов;

-систематизировать знания детей: в навыках счета, решении математических задач, составления числового ряда, порядкового счета, умении ориентирования на листе бумаги;

Развивающие:

-обеспечить развитие образного восприятия и воображения;

-обеспечит развитие свободного общения со взрослым и сверстником;

-обеспечить развитие игровой деятельности;

Воспитательные:

-создать ситуацию самостоятельной работы;

-вызвать желание помочь друг другу;

-порадоваться вместе с детьми;

-подвести к мысли, что «одна голова хорошо, а две лучше»

Предварительная работа: выучить слова стихотворения «Как хорошо

когда много друзей» с движениями.

Оборудование и реквизиты:

На доске - цифры 0-10; для физмин- солнце-2, ласточки-3, гнездышки-5, мяч; палочки Кюизенера, цветные карандаши, альбомные листы , плоскостные геометрические фигуры на каждого ребенка, магнитная доска, мультимедийная установка, ноутбук, презентация к ООД.

Развернутый конспект совместной деятельности

Мотивационный этап.

 Релаксации «Как хорошо когда много друзей»

Воспитатель:

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Как хорошо когда много друзей».

Встав в круг и взявшись за руки, дети произносят слова и выполняют движения:

-Как хорошо когда много друзей, (сужают круг, обнимаются)

-Вместе нам жить веселей. (расширяют круг)

-Я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

-И в мир математики отправимся: «Ура!» (поднимают руки вверх и кричат: Ура!)

Деятельностный этап.

Вхождение в тему (целеполагание)

«Письмо из школы Семи гномов»

Цель: Стимулировать познавательную активность.

Задачи: Погрузить детей в тему занятия, активизировать внимание, выполнять словесную инструкцию, использовать знания, полученные ранее, развивать мыслительные операции.

В: Ребята, сегодня нам по интернету, прислали сообщение из школы «Семи Гномов»

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам гномики. Мы живём в волшебной стране геометрических фигур. Мы посылаем вам интересные игры-задания. Разгадав все задания, вы получите сюрприз. Играйте, думайте, считайте! До новых встреч!!! ».

Ребята, а вы хотите справиться со всеми заданиями и получить приз? А вы знаете, друзья, что вместе мы справимся с любыми заданиями, которые ожидают нас!

«Когда мы едины, мы непобедимы!» Впереди нас ждут новые игры - задания!

В:Предлагаю сделать небольшую разминку. Вставайте в кружок.

«Разминка с мячом»

1.Есть семь братьев, годами равные, именами разные? (дни недели)

2.Назовите дни недели, начиная с понедельника.

3.Сколько дней в недели?

4.Что лишнее: понедельник, среда, пятница, осень? Почему?

5.Какой сегодня день недели? (четверг) 
6.Вчера какой был день недели? (среда) 
7.Завтра какой будет день недели? (пятница) 
8.Назовите день недели между вторником и четвергом?

9.Назови седьмой день недели.

В. Молодцы. Вы готовы к работе.

Задание 1.

1. Изобрази в ряд геометрические формы предмета, которые я назову.

(Раздаточный материал на каждого ребенка)

В: Ребята, я буду называть предметы, а вы подумайте, на какую геометрическую фигуру они похожи, и разложите в ряд эти фигуры.

Тарелка, книга, косынка, апельсин, огурец, салфетка.

- Румия, посчитай сколько всего геометрических фигур, у тебя получилось?

( 1,2,3,4,5,6 - У меня получилось всего 6 геометрических фигур)

Молодец!

-Айша, какая фигура изображена первой? (Первая по счету фигура – круг)Почему? (Потому ,что тарелка круглой формы).Молодец!

-Салима, какая фигура изображена третьей? (Третья по счету фигура –треугольник)Почему?

(Потому, что косынка треугольной формы). Молодец!

-Алим, какая фигура изображена между третьей и пятой? (Между третьей и пятой расположен круг) Почему? (Потому, что апельсин круглой формы). Молодец!

-Арслан, какая фигура изображена перед третьей? (Перед третьей фигурой – прямоугольник). Почему?(Потому, что книга прямоугольной формы.) Молодец!

-Марат, какие фигуры не назвали? (Мы не назвали две фигуры – овал и квадрат) Молодец!

Ребята, уберите из ряда геометрических фигур: не овал, не треугольник, не круг.

-Айнагуль, какие геометрические фигуры нужно убрать? (Прямоугольник и квадрат). Молодец!

-Тимур, как ты считаешь, чем похожи квадрат и прямоугольник?

(У них 4 стороны и 4 угла). Молодец!

-Расул, как ты считаешь, чем отличаются квадрат и прямоугольник? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие) Молодец!

Физминутка

Дружно встали! Отдыхаем!

(Подъем с места, выход из-за столов)

Все сейчас пересчитаем!

Мы подпрыгнем столько раз, сколько солнышек у нас! (2)

Наклонимся столько раз, сколько ласточек у нас! (3)

И присядем столько раз, сколько гнездышек у нас! (6)

Сядем на пол столько раз, сколько луговых, садовых и лесных цветов у нас! (0)

Топнуть левою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

Топнуть правою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

Надо-надо разминаться!

(Ходьба на месте)

Продолжаем заниматься!

(Возвращение на рабочие места)

Задание 2.

Дидактическая игра «Запомни и повтори»

В: вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом;

вдоль нижней стороны листа – зеленым карандашом; вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом;

- в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом, в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом;

- в середине листа поставьте точку красным карандашом.

-Анжела, расскажи какие геометрические фигуры и где ты их нарисовала? (Я нарисовала … )

Гимнастика для глаз презентация «Крошка Енот»

Задание 3.

Остались у вас силы, чтобы решать задачки? Реши задачки.

-Если я разделю яблоко пополам, сколько я детей смогу угостить? (Двух детей)

-Сколько гостей, я смогу угостить, если разделю два яблока пополам? (Четырех гостей)

-Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на четыре части?(Четырех гостей)

-Сколько носов у двух псов? (Я думаю два носа у двух псов)

-Шесть подснежников нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос: сколько он подснежников нашел? (Я считаю, что Вадим нашел семь подснежников).

-Сколько крыльев у двух скворцов? (Я считаю, что у двух скворцов четыре крыла.)

-Росли две вербы, на каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш? (Нисколько. На вербе груши не растут) 
(третья сосулька)

Задание 4. Игра с использованием палочек Кюизенера «Строительство домов»

Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Описание:  Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.

Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.

Вопросы и задания

– Что получилось? (Дом.)

– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?

– Сколько всего домов?

– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?

– Между какими домами расположен голубой дом?


Задание 5 (ориентировка в пространстве)

«Найдем сюрприз по плану»

В: Ребята, нам предстоит пройти по определенному пути: вперед до строительного уголка, повернуть направо, дойти до книжного уголка, а потом повернуть налево и дойти до кухонного уголка; открыть кухонный шкаф, а там коробка со сладостями.

Рефлексивный этап.

Цель: Выяснить впечатление детей от занятия, их эмоциональное состояние.

Технология проведения:

-Ребята, с какими мы заданиями справились, для того чтобы найти сюрприз?

(Дети перечисляют опираясь на схемы-картинки) .

- Какое задание оказалось трудным?

Итог: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А как вы думаете, почему вам удалось справиться с заданиями? (потому, что мы дружно работали. Одна голова хорошо, а две лучше.) Ребята, вы знаете числа, умеете решать задачи, знаете геометрические фигуры. Я благодарю вас за активное участие 

 



Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов

«Речевое развитие дошкольника».

 Подготовила

старший воспитатель:

Искакова М.Т.

МКДОУ д/с «Шолпан»

с. Нариман  Ногайского района Республики Дагестан

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;

           развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;

           уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

     

 Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Мы приглашаем вас на деловую игру. Но прежде нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.

Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете, эксперты оценивает каждый правильный ответ по пятибалльной системе.

1. Разминка:

Каждый педагог односложно («Да» или «Нет») отвечает на вопросы ведущего.

    Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

    Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)

    Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

    Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

    Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

    Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

    Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы.  (нет. Произносятся звуки.)

    Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)

    Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

 

2. Экзамен.

Каждый педагог вытягивает билет и отвечают на поставленный вопрос.

А) Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

- Формирование словаря.

- Звуковая культура речи.

- Формировать грамматический строй речи.

- Развивать связную речь.

- Ознакомление с художественной литературой.

   Б) Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

   В) Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

3. Назовите приемы обучения рассказыванию:

1.     образец рассказа

2.     частичный образец рассказа

3.     дублер образца

4.     разбор образца рассказа

5.     план рассказа

6.     воспроизведение плана рассказа детьми

7.     коллективный разбор плана

8.     коллективное составление рассказа

9.     составление рассказа по частям

10.                  окончание детьми рассказа, начатого воспитателем

11.                  подсказ вариантов

12.                  вопросы, указания, пояснение

13.                  оценка

3. Работа у доски. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Каждый педагог вытягивает билет и записывают на мольберте приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 


Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки

4.Слушай и говори.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой:

1.      Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.  

       (2-ая младшая группа)

2.     Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки.(Средняя группа)

3.     Продолжать объяснять ( с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи. Участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках (старшая группа)

4.      Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественные произведения без наглядного сопровождения (1 младшая группа)

5. Кроссворд

По вертикали: 1.Изложение прослушанного произведения (пересказ) 
По горизонтали

1. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт) 

2. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) 

3. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос).
4. Один из приемов словесного метода.(беседа)
5. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
6. Обобщение результата продуктивной деятельности (оценка)
7. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
8. Литературное произведение для пересказа (сказка) 

Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.

 

 

Памятка для воспитателей.

3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 


Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки

В каких видах деятельности развивается речь ребенка:

- Д/игры;

- С/игры;

- С/игры;

- Р/игры;

- Режимные моменты;

- Прогулки;

- Занятия.

Отзыв

на деловую игру для педагогов «Речевое развитие дошкольников»

Искаковой Марины Тангатаровны старшего воспитателя МКДОУ д/с «Шолпан»

В октябре 2019 года в МКДОК д/с «Шолпан» была проведена деловая игра «Речевое развитие дошкольников» 

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;

           развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;

           уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

Деловая игра- одна из форм методической работы, которую Марина Тангатаровна успешно использует в своей деятельности. Такая игра повышает педагогическую компетентность педагогов, развивает коммуникативные качества. Педагоги в игре активизировали свои знания по речевому развитию, развивали свои личностные профессиональные качества,
активизировали логическое  мышление..

 Деловая игра строилась на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого участника.

   

Заведующий МКДОУ д/с «Шолпан» _______________/Ильясова Г.А./

 

Отзыв

на деловую игру для педагогов «Речевое развитие дошкольников»

Искаковой Марины Тангатаровны старшего воспитателя МКДОУ д/с «Шолпан»

В октябре 2019 года в МКДОК д/с «Шолпан» была проведена деловая игра «Речевое развитие дошкольников» 

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;

           развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;

           уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

 Марина Тангатаровна  часто проводит с нами, т.е. воспитателями, методические мероприятия в нетрадиционной форме, как деловая игра, КВН, мозговой шторм и т.п.  Деловая игра прошла на благоприятных  условиях, в эмоциональной обстановке. Она дала возможность мне пополнить свои знания, умения и навыки по речевому развитию

   

Логопед  МКДОУ д/с «Шолпан» _______________/Эдильбаева С.А./

 



Предварительный просмотр:

Сынас ойын  «Ногай тилин куьшли билуьвши»

(Брейн –ринг «Знатоки родного языка» для педагогов)

Подготовила старший воспитатель

Искакова Марина Тангатаровна

С.Нариман Ногайский район Республика Дагестан

Мырады: ана тилин дурыс кулланып, тербиявшылардынъ билимлерин теренлетуьв; соьйлем тилде тил шеберлигин байытув, оьз миллет тилин баалав эм оьрлендируьв, таралтув.

Юритуьвши: Куьн яхшы болсын аявлы конаклар, ис йолдаслар! Йыл сайын увыт айдынъ сувык куьнлеринде биз  байрам озгарамыз. Увыт айдынъ 21 – инши куьни ЮНЕСКОдынъ буйырыгы ман 1995 йылдан алып Савдуныялык Ана тилининъ куьни деп белгили. Сонынъ уьшин биз буьгуьн йыйылгамыз эм «Ногай тилин билуьвшилер» деген ойын юриткимиз келеди.

                              Ана тилим – ногай тил,

                              Юрекке сыйлы, алал тил.

                              Юзлеп йыллар яшаган

                              Шеберлигин йоймаган

    Юритуьвши: Бизим буьгуьнги йолыгысты бир неше раундлар ман озгармага ойлайман.

Биринши раунд: 

«Ногайша-орысша соьзлик» деп айтылады.

1куьп                                                2 куьп

Алтын алкан –золотое ожерелье; аюв апаны- медвежья берлога;

Алып-богатырь, великан,           бегеш- принц, сын бека;

Бузлаткыш-морозильник;           буьтиге- баклажан;

Гуьл-цветок;                                даьрихана-аптека;

Аьлбели-вишня;                          артыш-можжевельник;

Карлыган-смородина;                 ийдершик-лох;

Эскемшек-хурма;                        курма-финик;

Ер йилек- клубника;                   боьгерткен- малина,

Сулы- овес;                                 тары-просо;

Шаьбден- подснежник;              шобан-ромашка,

Экинши раунд: «Айда кетер, йыл да оьтер» деп айтылады Сав йылдынъ ишинде  куьнлер де коьп, олар- 365, юмалар да коьп, олар бизде 52, а айлар бизде  – 12. Арь бириси турып билген айларды айтынъыз:

Канъытар- январь, Увыт-февраль,  Навруз-март, Коькек –апрель, Курал-май, Тамбыз –июнь, Шилле –июль, Сары тамбыз- август, Кырк кийик- сентябрь, Казан ай- октябрь, Караша – ноябрь, Карагыс- декбрь.

Юма куьнлер:

Дуьйсемби, саьли, саьрсемби, киши юма, уллы юма, юма сонъы куьн, каты куьн.

Уьшинши раунд: «Суьврет бойынша хабар туьзуьв» деп аталады.

Доьртинши раунд: «Ногай ойынлар»

Бесинши  раунд: «Сан эм аьриплер» деп аталады

1)  1, 23,1,22,33,16,1     37,27,30,33,14,33,13    35,23,20,7,16,16,7,16    ,    37,27,30,33,14,33,13      13,25,23,20,7 .

Атасына яхшылык этпегеннен, яхшылык куьтпе.

2) 13,1,10,1,16,16,33,17   13,1,21,1,22,33    36,5,1,21    ,     37,15,1,16,16,33,17

3,2,14,7,22,11    36,5,1,21  .

Казаннынъ карасы югар, яманнынъ баьлеси югар.

Алтыншы раунд: «Кроссворд шешув»

1 куьп. Януварлардын акында.

Солдан онъга:

  1. Язлыкта шоьлге ушып келетаган кус (турна).
  2. Койдынъ баласы (козы)
  3. Алабай эшшек (таргылат)
  4. Ак кувга усаган уьй кусы (казы)
  5. Тайдынъ анасы (байтал)
  6. Экинши йылга кеткен ургашы бузав (тана)
  7. Боьридинъ баласы (буьлдирик)
  8. Кыр айван, мысыктынъ йолдасы (каплан)

C:\Users\Марина\Desktop\IMG_20200227_101016.jpg

2 куьп. Оьсимликлер акында.

Солдан онъга:

  1. Куьн кайда болса, сонда карайды (куьнайлан)
  2. Аска тасланатаган оьлен (кон)
  3. Язлыкта бизим шоьлди кызартады (боьригоьз)
  4. Шоьлди ийиси мен толтырады (ювсан)
  5. Отьпектинъ аслыгы (бийдай)
  6. Бу ясымшады писирип те, кувырып та ашайды (наьртуьк)
  7. Бу ясымшадан «Карт анайдынъ тили (тещин язык)» деген ас этеди (буьтиге)
  8. Бирев шашасынъ- онав аласынъ (ералма) 

C:\Users\Марина\Desktop\IMG_20200227_101000_1.jpg

Сонъы. Рефлексия:

«Соьйлемди бардырув» (аьр биринъиз бирер кагытты шыгарасыз, сонъ йыймады ызын битиресиз)

  • Мага бек ярады (мне понравилось) …
  • Айлак та сейирли болды (особенно интересно было)…
  • Мен кувнак коьнъилли болдым (я получила удовольствие)…
  • Мага кыйынлы эди (для меня было сложным) …
  • Айлак та  анъламадым (не совсем было понятно) …
  • Куллыкка алайым (возьму в работу)…
  • Мен буьгуьн анъладым (я сегодня поняла) …
  • Мен эндиги мундай йосыкты кулланарман исимде (Я воспользуюсь приемом в работе)…
  • Буьгуьн мени ашувландырды (сегодня меня раздражало)…
  • Мен коьп зат билдим (Я получила информацию) …

Награждение «Энъде ана тилин билетаган тербиялавшы»( «Знаток родного языка»)



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»

Подготовила

старший воспитатель

Искакова Марина Тангатаровна

Добрый день уважаемые участники мастер-класса!

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее, всё складывается и получается.

В каждом из нас живет играющий, непосредственный и безумно любознательный ребенок. Каждый из нас – прирожденный импровизатор.

Но взрослея, мы теряем способность к спонтанности и начинаем жить строго по правилам. Сегодня мы попробуем учиться опираться на самого себя, на реальные чувства, на реальное отношение к происходящему. Вы будете присутствовать в моменте «Здесь и сейчас».

Вам придется столкнуться с максимальным количеством нестандартных ситуаций. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся понять влияние импровизации в игре и продуктивной деятельности, на развитие детской инициативы и самостоятельности.

Тема моего мастер – класса: «Импровизация в игре, как форма развития детской инициативы и самостоятельности». 

Актуальность данной темы заключается в следующем:

Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Проблема развития детской инициативы остается одной из актуальных тем, так как избавиться от стереотипного мышления и поведения поможет импровизация в игре, как один из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Цель: Расширение кругозора участников мастер – класса и ознакомление с импровизацией в игре, как одним из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

• Познакомить педагогов с понятием «игра-импровизация»;

• Познакомить с видами игр – импровизаций;

• Создать условия для взаимодействия участников мастер-класс между собой при проведении практических заданий.

• Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование импровизации в игре в практической деятельности.

Ознакомьтесь с основными этапами мастер-класса:

теоретический, практический, заключительный.

I.                  Теоретический этап (5 мин)

Импровизация — это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт. Игры - импровизации направлены на развитие воображения у детей. Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся. Он выводит человека на практическую и творческую предприимчивость. В импровизации заложен механизм имитационного поведения, что очень важно для детей.

Воспитательные возможности импровизаций в игре усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Дети – актёры от природы. Они сами сочиняют роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К. С. Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Импровизация в игре универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях. Она имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Она помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности. Наконец, импровизация в игре является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Для работы с детьми, надо ставить такую цель: развитие творческих способностей детей посредством игр - импровизаций.

Для реализации цели я определила ряд задач:

•Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности.

•Накапливать и обогащать эмоциональный опыт в процессе восприятия ребенком объектов и явлений окружающей действительности.

•Совершенствовать у детей умение интерпретировать эмоциональные состояния: весёлый, грустный, злой, удивленный и др.

•Создать условия для проявления инициативы в импровизации и продуктивной деятельности.

•Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками (организация совместных игр-импровизаций с участием детей, родителей, сотрудников).

Для правильной организации игр - импровизаций учитываю следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение игр-импровизаций во все виды организации образовательной деятельности, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе импровизацию в движениях, в мимике, в интонационной речи, в пластике, в музыкально-двигательной импровизации.

В игре-импровизации используются такие формы организации:

- Совместная игровая деятельность взрослых и детей

- Самостоятельная детская деятельность в игре-импровизации

- Игры-импровизации на праздниках, развлечениях

- Мини-игры импровизации в ООД

Приемы развития игр-импровизаций:

1. Чистоговорки, стихи, потешки, попевки и прибаутки

2. Беседа

3. Постановка вопроса

4. Импровизация диалога в стихах

5. Упражнения на развитие дикции.

Классификация игр - импровизаций:

Мимические импровизации представляют воспроизведение ребёнком того или иного настроения при активной работе лицевых мышц. Условием включения детей в мимические импровизации является их умение ориентироваться в различных эмоциональных состояниях, умение регулировать и управлять ими. К играм, которые учат детей различать эмоциональные состояния и управлять ими, относятся следующие: «Кубик настроения», «Наши настроения», «Эмоциональная угадайка», «Весело-грустно», «Дружные настроения», «Чудо-голова» и «Говорящее лицо».

Пластические импровизации - это совокупность выразительных движений тела человека, охватывающая те изменения в походке, осанке и жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Большое значение в пластических импровизациях имеют жесты (особенно, движения рук, осанка, поза, походка. Среди них: «Волшебные руки», «Заколдованные шаги», «Что мы делаем?», «Кто я есть?».

Музыкально-двигательные являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Среди них игры: «Семечко», «Волшебное гнёздышко», «Музыкальный портрет», «Киндер-сюрприз».

Интонационно-речевые развивают умение сопереживать, адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека, и выразительную сторону речи. Они предполагают передачу голосом эмоциональных переживаний героя (грусть, радость, тревога и т. д.) и различного рода интонаций (требование, вопрос, жалоба и т. д.). К ним относятся игры: «Перепревращения», «Театр слова».

Темброво-имитационные представляют собой озвучивание стихотворных и сценических образов на детских музыкальных инструментах. Импровизация заключается в разнообразных звуковых имитациях образов (ветер, ручей, гроза, снег и т. д.). При этом дети свободны в выборе инструментов (ориентируясь на их тембры) и средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, ритм, приёмы игры и т. д.). Темброво-имитационные импровизации получили название «Театр музыкального звука».

В результате игр - импровизаций дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. В процессе игры – импровизации обогатился эмоциональный опыт. Дети более открыто стали проявлять инициативу в импровизации и продуктивной деятельности.

Уважаемые коллеги, вы прослушали теоретическую часть.

Я представлю вашему вниманию игры-импровизации и упражнения, которые можно будет включать во все виды деятельности. Такие включения могут заранее планироваться или импровизироваться.

II.              Основной этап (практическая часть)

Для того, чтобы вы включились в работу, я начну с разминки – «Вопрос-ответ». Предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть. Упражнение используется для психологической настройки на работу, на сплочение группы. Участники встают в круг, водящий бросает мяч участнику, задавая вопрос, на который тот должен ответить тем, что первое пришло ему в голову.

   1. Дидактическое упражнение «Вопрос-ответ» (2 мин)

1. Зачем ты вешаешь шторы?

2. Зачем ты рисуешь квадратики?

3. Для чего ты собираешь яблоки?

4. Зачем ты занимаешься актерским мастерством?

5. Для чего ты фотографируешь слона?

6. Зачем ты смотришь телевизор?

7. Какое у тебя настроение?

8. Для чего ты варишь кашу?

9. Что ты ждешь от сегодняшнего дня?

10. Зачем ты катаешься на лыжах?.

Замечательно, продолжим импровизировать.

2.Следующая игра – речевая импровизация.

Предлагаю упражнение на развитие дикции. Повторяйте за мной все вместе четко, дружно и громко. Приготовились! Начали!

2. Дидактическое упражнение (2 мин)

Ну-ка повторяйте: да-да-да

И не отставайте: да-да-да

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: да-да-да

Повторяйте за мной все вместе тихо и грустно. Приготовились! Начали!

 

Ну-ка повторяйте: ла-ла-ла.

И не отставайте: ла-ла-ла.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ла-ла-ла

Повторяйте за мной все вместе четко и требовательно. Приготовились! Начали!

 

Ну-ка повторяйте: ба-ба-ба.

И не отставайте: ба-ба-ба.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ба-ба-ба.

Упражнение используется для развития дикции, правильного произношения звуков, развития интонационной выразительности речи

3. Следующая игра называется «Театр музыкального звука»

Вам придется импровизировать (темброво-имитационные импровизации) образы: ветер, дождь, гроза, речей, снег; используя музыкальные инструменты, шумовые предметы.

 4.Следующая игра называется «Театральная разминка»

3. Игра «Театральная разминка» (3 мин)

Раз, два, три, четыре, пять

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, иль на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

Жесты и, конечно, мимика.

Что такое мимика, друзья? (Выражение лица.)

Верно, ну, а жесты? (Это движения)

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас.)

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(«иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да»).

Подошла к концу разминка.

Постарались все сейчас

И за это благодарю я вас!

Игра учит распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику, жесты, движения, голос. Способствует обогащению эмоциональной сферы.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Ваши эмоции меня потрясли.

В следующей игре участвуют все присутствующие,

попрошу всех встать.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами.

5.Следующая игра у нас будет проходить с бусами.

5. Игры с бусами:

Упражнение «Бусы и шкатулочка» (2 мин)

Жили-были бусы в шкатулочке. (ладошки обоих рук складываются).

Шкатулочка была закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят. (потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно поднять бусы вверх.)

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь. (Медленно и аккуратно сложить в ладонь, а другой прикрыть сверху.)

6. Упражнение «Узоры» (2 мин)

Они так долго лежали в шкатулке. Лежали и скучали.

(бусы лежат на ладони).

Но вот, однажды, нечаянно их кто-то уронил

(бусы бросить на пол).Хочу такой сайт

Бусы упали на пол и совсем загрустили… В это время к ним кто-то подошёл и ласково сказал: «Ах, какой прекрасный узор получился! Похож на цветок или морское животное!». Бусы обрадовались, что они стали такими необычными.

А теперь, мы с вами тоже посмотрим, в какие узоры превратились наши бусы. На что похоже? На цветок (Как называется твой цветок? Где растет? Как пахнет) Это упражнение на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, желательно длинные.)

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами.

Благодарю всех за активное участие!

Главная задача педагога не заставить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками. Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Нужно помнить, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Сухомлинский

III.          Заключительная часть

С целью определения эффективности проведенного мною мастер-класса, возьмите, пожалуйста, маски. Белая маска будет означать ваш положительный ответ, а черная - отрицательный.

Мне очень приятно, что мой мастер-класс вам понравился!

Благодарю всех за участие!

Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть видов игр-импровизаций, надеюсь вам было интересно, и в дальнейшем вы будете применять представленный опыт в своей деятельности

Отзыв

на мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»

Искаковой Марины Тангатаровны старшего воспитателя МКДОУ д/с «Шолпан»

Цель: Расширение кругозора участников мастер – класса и ознакомление с импровизацией в игре, как одним из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

• Познакомить педагогов с понятием «игра-импровизация»;

• Познакомить с видами игр – импровизаций;

• Создать условия для взаимодействия участников мастер-класс между собой при проведении практических заданий.

• Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование импровизации в игре в практической деятельности.

   Проблема развития детской инициативы и самостоятельности остается одной из актуальных проблем нашего времени, так как живое общение с детьми занимает телевидение, телефоны, компьютеры. Эта тема для меня ново и мне очень интересно было ознакомиться с видами игр-импровизаций, расширять свой кругозор на эту тематику. Для себя сделала вывод: ежедневно включить игры-импровизаций во все виды организации образовательной деятельности, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Спасибо Марине Тангатаровне за познавательную, эмоциональную превосходную игру, играть в ней было одно удовольствие.

Воспитатель МКДОУ д/с «Шолпан» ______________/ Асанова А.А./

Отзыв

на мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»

Искаковой Марины Тангатаровны старшего воспитателя МКДОУ д/с «Шолпан»

Цель: Расширение кругозора участников мастер – класса и ознакомление с импровизацией в игре, как одним из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

• Познакомить педагогов с понятием «игра-импровизация»;

• Познакомить с видами игр – импровизаций;

• Создать условия для взаимодействия участников мастер-класс между собой при проведении практических заданий.

• Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование импровизации в игре в практической деятельности.

   Сама игра-импровизация — это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, что так актуальна для детей дошкольного возраста, которая направлена на развитие воображения у детей. Не только дети, но и мы, педагоги с удовольствием поиграли в эти игры. Особенно, мне понравилась темброво-имитационные игра, где на разных шумовых инструментах озвучивали разнообразные образы , т.е. шум ветра, ручей, грозу, ветер и т.п.

Спасибо Марине Тангатаровне за полезную информацию, обязательно использую в своей работе.

Воспитатель МКДОУ д/с «Шолпан» ______________/ Нартупова У.О../


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...

Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности

Оптимизация форм организации  работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности...

Развитие детской инициативы и самостоятельности в играх с театральными куклами.

quot; Научить ребенка -это создать ему условия для создания полного овладениия своими собственными способностями"....

Мастер-класс " Импровизация, как форма развития детской инициативы и самостоятельности"

Мастер-класс " Импровизация, как  форма  развития детской инициативы и самостоятельности"...

Педагогический опыт по теме: Развитие детской инициативы и самостоятельности посредством игры с неоформленным материалом.

  Проблема формирования у детей инициативности и самостоятельности  была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольн...

Создание центра сюжетно-ролевой игры, как средства развития детской инициативы и самостоятельности

Приобщение родителей к созданию центра сюжетно-ролевой игры, как социальных партнёров, посредством изготовления чехлов, атрибутов, ширм. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоят...