Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Татьяна Викторовна Кокурина

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровизацию в музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_masster-klass_kokurina_t.v._ds_13.docx31.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик

«Развитие детской инициативы и самостоятельности детей

 в различных видах деятельности»

Кокурина Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с №13 «Звёздочка»

Тема: «Импровизация, как форма развития детской инициативы и самостоятельности».

  1. Приветствие участникам Мастер-класса, вводное слово

Чтобы сделаться смелей,

Нужно стать повеселей.

Чтобы стать повеселей,

Надо сделаться смелей.

В. Берестов

Здравствуйте! Хочу свой мастер-класс посвятить теме импровизации, поскольку считаю, что именно эта деятельность, как никакая другая, передает творческую индивидуальность исполнителя. Вы со мной согласны?

Существует мнение, что импровизация свойственна только одаренным людям. Так ли это, и в каком возрасте доступна эта деятельность? Давайте порассуждаем. (Ответы участников).

 К старшему возрасту у всех детей есть достаточно опыта в наблюдениях за повадками животных, птиц, насекомых и поведением людей. Поэтому импровизировать  здесь и сейчас уже представляется вполне возможным. Ребята уже приобрели навыки подражания, звуковоспроизведения, элементарные навыки игры на инструментах, им есть из чего создавать роли, передавать настроение, рассказывать о чувствах. Они сами могут придумать мизансцены, простые музыкальные мелодии, ритмические рисунки. Правильное чувствование роли рождает точные интонации. Движение и жест согласуются.

Где и когда появились первые проявления импровизации? (Ответы участников)

Истоки импровизации идут из семейного устного фольклора (сочинительство, напевность и музыкальность исполнения). Имея в основе народные истоки, импровизация предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение.

Цель мастер-класса: Распространение педагогического опыта по организации и проведению импровизированного театра с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей: ритмических, музыкальных, пластических;
  • Передать и освоить форму «Сказка-импровизация», способствующую развитию музыкальных, творческих и коммуникативных способностей у детей.

Разминка.

 Вопросы участникам МК:

Дайте определение слова импровизация:

  • Импровизация – (франц. improvisation, итал. Improvvisazione, от лат. Improvises – внезапный, неожиданный), создание художественного произведения непосредственно в процессе исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др.
  • Устроить наскоро, без предварительных приготовлений, экспромтом.
  • Способность к творческой деятельности без предварительных приготовлений (неожиданно, внезапно).
  • Что такое мизансцена?

МИЗАНСЦЕНЫ, ж. (фр. miseenscиne) (театр.). Размещение декораций, предметов и действующих лиц на сценической площадке соответственно разным моментам композиции спектакля и исполняемого произведения.

  • Что такое подражание?

ПОДРАЖАНИЕ — осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения, общения и т. д.

Подражание может выполнять функции механизма повышения ответственности, личной организованности, самодисциплины. Под влиянием подражания формируются как простейшие навыки, так и нравственные и другие качества человека, и ребенка в частности.

Условия необходимые для импровизации литературного произведения:

- Знание  литературного материала, на основе которого строится занятие-импровизация.

- Владение элементарным актерским мастерством.

- Элементарные навыки игры на инструментах.

  1. Погружение в практику:

На примере сказки «Репка» мы с вами попробуем несколько видов импровизационной деятельности. Первая импровизация – музыкальная. Мы с вами создадим оркестр. Но для этого я попрошу желающих поучаствовать подойти ко мне, определиться с ролью и выбрать музыкальный инструмент, наиболее подходящий, по вашему мнению,  для характерного озвучивания  вашего персонажа.

(Предлагается на выбор набор инструментов: ложки, бубны, трещотки, свистульки, ксилофон, кастаньеты и т.д.) 

Ещё нам необходимо пригласить автора, который будет читать текст  сказки.

Как вы уже догадались, вместо слов персонажей, которых в сказке совсем нет, мы будем музыкальными инструментами импровизировать человеческую речь и звуки животных, героев сказки. Я буду исполнять на инструменте русскую народную мелодию на каждый выход героя. Вы, выходя, импровизируете свою музыкально-ритмическую роль. На словах «тянут-потянут» - исполняете свою импровизацию вместе. Таким образом, к концу сказки у нас должен сложиться импровизированный оркестр.

  А теперь поаплодируем нашим музыкантам, они блестяще справились со своей задачей.

      Следующая импровизированная работа будет актёрской. Приглашаю на импровизированную сцену следующих желающих попробовать себя в роли актёра-импровизатора. Сказка всё та же «Репка». Для более глубокого погружения в роль, я предложу каждому исполнителю  по атрибуту. Например: Деду – шапку, Бабке – кастрюлю с половником, Внучке – сумочку с зеркальцем, Жучке – хвост, Кошке – клубочек ниток,  Мышке – яблоко. Ваша задача заключается в следующем: необходимо обыграть предмет, который у вас есть, и использовать его в  пристройке к своему партнёру для построения мизансцены.

Далее автор читает сказку, актеры играют импровизированный спектакль, а руководитель мастер-класса импровизирует музыкальное оформление к сказке.  

Текст сказки:

- Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

  1. Самостоятельная работа.

Я предлагаю вам разделиться на несколько групп и поиграть в  подвижные игры с элементами музыкальной импровизации.

Цель: закрепить знания и навыки, полученные ранее.

Русская народная игра «пчелки летают»

Играющие дети - «пчелки» летают по поляне, напевая (вокальная импровизация):

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум. Зум, зум,

Зум, зум, зум!

«Ласточка» сидит в гнезде и слушает песенку. Под звуки барабана она вылетает, а «пчелки» прячутся. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Можно озвучить пчелок тембрами маракасов и колокольчиков.

Русская народная игра «Птицелов»

Играющие встают в круг, в центре которого «птицелов» с завязанными глазами. Они выбирают себе роли птиц, голосам которых могут подражать. Под звуки бубна птицы начинают кружиться вокруг «птицелова» (их кружение можно озвучить детскими музыкальными инструментами: маракасами, цимбалками, колокольчиками). Дети поют песенку (вокальная импровизация), в конце которой подражают голосу своей птицы:

В лесу, лесочке,

На зелёном дубочке,

Птички весело поют…

Затем поет «птицелов» (импровизация)

Птицелов идет,

Вас в неволю возьмет…

Под звуки трещотки играющие останавливаются на месте, а «птицелов» начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает голосу своей птицы. «Птицелов» должен угадать название птицы и имя игрока.

Играющий становится водящим.

ПРАВИЛА ИГРЫ: птицы не должны прятаться за предметами обязаны останавливаться точно под звуки трещотки.

  1. Показ задания каждой группой.
  2. Подведение и обсуждение итогов:

Подведём итоги. Импровизация – это творчество.

  • Творчество вызывает проявление фантазии, воображение;
  • Вызывает желание сделать что-то новое или что-то по-своему.

Импровизация в танце, музыке, игре на инструментах предполагает  признание одинаковой значимости заранее оформленных замыслов,  опыта и сиюминутных импульсов посредством движений, речи, музицирования.

Главной задачей для педагога в работе импровизационным методом будет – психоэмоционально подготовить ребенка к импровизации. Сформировать желание, арсенал приемов и действий, которые будут использоваться ребенком во время импровизации.

Главное  условие – это психологический комфорт, позволяющий спонтанно выразить свои чувства, эмоции. Снять «зажатость» ребенка. Педагог восхищается первыми его самостоятельными проявлениями. Анализируя импровизацию как мощное терапевтическое средство А. Гришон утверждает: «Импровизация – возможность быть любым».

- Может ли импровизированный театр, использоваться как форма организации развлечения для детей старшего дошкольного возраста? Почему?

И в заключении хотелось бы добавить: «Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность».

Список литературы:        

1. Арисменди, А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание/А.Л. Арисменди. – М., 1994.

2. Ветлугина,  Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугтна. – М., 1968.

3. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников/ Н.Г. Кононова. – М., 1982

4. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах/ М., 1990.

5. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе/ М., 2000.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду Издание второе, исправленное и дополненное/ под редакцией Н. А. Ветлугиной. – М., 1982

7. Скопинцева, О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий/О. А. Скопинцева; под ред. Г. 8. В. Стюхина. -  Волгоград: Учитель, 2011. – 111с.

9. Царенко,  Л. От потешек к Пушкинскому балу/ ЛИНКА-ПРЕСС – М., 1999.

10. Цыпина, Г. М. психология музыкальной деятельности: теория и практика/ Г.М. Цыпина. – М., 2003