Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через дидактические игры
статья по математике (средняя группа)

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через дидактические игры»

Каравайчик О.В.

Воспитатель ГБДОУ №6 Красносельского района Санкт-Петербурга

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В средней группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младшей группе. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны - дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Все дидактические игры разделили на группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на развитие логического мышления.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

 1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

 2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

 3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

 4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

 5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Не смотря на многообразие математических игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Дидактические игры делятся на:

-игры с предметами

-настольно-печатные игры

-словесные игры.

Для работы с детьми, используют такие игры с предметами: «Найди такую же пирамидку», «Длинное – короткое», «Большое – маленькое», «Широкое – узкое», «Составь предмет», «Три медведя», «Игры с семенами», «Подбери игрушку», «Сложи из палочек», и т.д. Игры с предметами дают возможность решать различные задачи.  Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, используют «Собери листочки», «Сначала и потом», «Весёлый клоун», «Сосчитай», «Дни недели», «Вчера сегодня, завтра», «Времена года», «Поставь цифру на своё место», «Продолжи цепочку», «Спрячь зайку», «Составь квадрат», «Разложи правильно», «Зашьём юбочку», «Собери большие и маленькие цветы», «Собери по образцу», «Выложи домики  по порядку», «Собери цветочки», «Собери животных», «Подбери ключик» и т.д.  Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без  опоры на наглядность. В  работе с детьми используют  словесные игры: «Назови скорее», «Кто знает – пусть дальше считает», «Кто больше назовёт», «Посчитай и ответь», «Какой сегодня день», «Куда бросим мяч?», «Назови пропущенное слово», «Весёлые математические задачки», «Загадки о геометрических фигурах» и т.д.

Широкое использование математических дидактических игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Играя с детьми в непосредственной обстановке ребенок усваивает многие математические понятия, поддерживается интерес к изучению математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы через дидактическую игру, используя блоки Дьенеша.

Формирование любознательности, познавательной мотивации у дошкольников посредствам дидактических игр (Блоки Дьенеша)...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

«Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет через дидактические игры»

Использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников....

Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через дидактические игры

От того, насколько качественно и своевременно будут подготовлены дети дошкольного возраста к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения....

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в соответствии с ФГОС ДО

  Создание условий для развития математических представлений у дошкольников в системе дидактических игр....

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности у дошкольников. Дидактические игры и их использование хорошо помогают восприятию материала, и ребенок принимает более активное участи...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представленияЗадачи:Øповысить свою  профессиональную компетентность в данной области;Øпродолжать созда...