Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через дидактические игры
статья по математике (средняя группа)

Помазова Валентина  Юрьевна, воспитатель

От того, насколько качественно и своевременно будут подготовлены дети дошкольного возраста к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pomazovoy_v.yu_.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений

у детей 4-5 лет через дидактические игры»

статья опубликована

https://mir-pedagoga.ru/index.php?option=com_diplom&view=publication&id=221354

Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

От того, насколько качественно и своевременно будут подготовлены дети дошкольного возраста к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика является, одним из основных предметов в школе обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, мышления, связной речи, воображения, эмоций и формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель совместной образовательной деятельности (СОД) по математики – дать детям дошкольного возраста ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека.

В средней возрастной группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младшей группе. Обучение математике детей 4-5 лет немыслимо без использования дидактических игр. Их использование помогает восприятию материала и где дети являются активными участниками образовательного процесса.

Игра – естественный способ гармоничного развития детей и ведущий вид образовательной деятельности в детском саду. Только в игровой деятельности дети дошкольного возраста легко раскрывают свои творческие способности, осваивают новые знания, умения и навыки (ЗУН), развивают наблюдательность, воображение, фантазию, мышление, память, учатся размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывать неоценимый опыт общения. У детей 4-5 лет развиваются познавательно - исследовательские способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются нравственно - эстетические отношения к окружающему миру.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование элементарных математических представлений, столь необходимых для познания ближайшего окружающего мира. Все полученные знания, умения и умения закрепляются в дидактических (развивающих) играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей 4-5 лет знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур и форм, направлений. В игровой деятельности есть возможность формировать новые знания, умения и знакомить детей 4 – 5 лет разными способами действий. Каждая дидактическая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей 4-5 лет. Систематическая работа с детьми дошкольного возраста совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию детей дошкольного возраста в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Игры расширяют представление об окружающем мире, обучают детей 4-5 лет наблюдать, выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Целью моего исследования было изучение проблемы использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Для ее достижения я проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрела и проанализировала особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет, провела исследование по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр. Хочется отметить, что использование в совместной организованной деятельности (СОД) дидактических игр, направлено на: развитие познавательно – исследовательских способностей; формирование элементарных математических представлений; расширение познавательного кругозора детей 4-5 лет; способствует гармоничному развитию личности; повышение качества подготовленности детей к следующей ступени образования – обучение в школе.

Дидактическая игра позволяет детям дошкольного возраста более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности, активнее использовать математические знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Чтобы дошкольник успешно адаптировался и учился в полную силу своих способностей в образовательных организациях (школе), педагогам необходимо постараться вызвать у детей желание к учебе, к знаниям, помочь детям поверить в себя, и в свои способности.

Мастерство педагогов дошкольных образовательных организаций побуждать, развивать познавательные интересы детей дошкольного возраста в образовательном процессе состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.

Роль педагогов дошкольных образовательных организаций в образовательном процессе – поддержание познавательно-исследовательского интереса детей и регулирование игровой деятельности. Обучая детей дошкольного возраста с использованием игровых методов и приемов, педагоги стремятся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к обучению. Применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы

Асмолов А.Г. «Психология личности».- М.: Просвещение 1990г

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2000.

Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.

Ерофеева Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.

Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.

«Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л.: 1990г. стр.47-62.

Каразану В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дош- кольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

Колесникова Е.В. Математика для детей дошкольного возраста: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. иперераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки).

Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г.

Корнеева Г.А., Мусеибова, Т.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». - М.,2000.

Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.

Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.

Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.: 1990г. стр.24-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой Александры Александровны на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой А. А. на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру"....

Консультация для родителей Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей 5-6 лет через развивающие игры».

laquo;Формированиеэлементарных математических представлений    детей 5-6 лет через развивающие игры»....

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

«Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

В.А. Сухомлинский:«Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для н...

Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру 2020г

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру...

Доклад к презентации на тему: «Формирование элементарных математических представлений, познавательной мотивации, познавательных действий через дидактические игры у детей с ТНР»

Данный доклад может быть использован при создании презентации для родителей детей 5-6 лет при ознакомлении родителей с дидактическими играми по ФЭМП....