Конспект открытого занятия по математике с использованием блоков Дьенеша "Путешествие в Солнечную страну"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Данное занятие разработанно для детей средней группы детского сада и направленно на закрепление навыков при работе с блоками Дьенеша, упражнении  в умении классифицировать логические блоки по трём признакам: цвету, форме и размеру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_blokam_denesha.docx336.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в Средней «А» группе

Тема: «Путешествие в Солнечную страну».

Проблема: «Поможем спасти солнце».

Игровая мотивация: «Оказать помощь жителям Солнечной страны, попавшим в беду».

Цель:

1. Повторить название геометрических фигур, величины и цвета предметов.

2. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размеру.

3. Развивать логическое мышление внимание, наблюдательность, память.

 

Задачи:

1. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом  и дальнейшим действием;

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;

3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.

Развивающая среда: логические блоки Дьенеша (объёмные), письма (сделанные в виде разных геометрических фигур), цветы, макет замка и улья, схемы, солнце, туча, медвежонок (игрушка), корзиночка, солнечные зайчики (медальки шоколадные)

Ход занятия.

1. Моделирование игровой ситуации.

Воспитатель: Ребята, я вижу, вы красивые и нарядные, скажите, а настроение у вас сегодня хорошее?

- Я знаю ребят, которые живут в сказочной стране, у них тоже всегда хорошее, весёлое настроение. И они нам написали письмо.

Но сегодня в наш детской сад пришло так много писем, что какое из этих писем для нашей группы, я не знаю.

Но у нас есть подсказка, которая поможет нам найти это письмо. Оно должно выглядеть так (показываю детям карточку-подсказку к блокам Дьенеша, на которой закодирован прямоугольник, синего цвета, большой по размеру).

Подсказка:

hello_html_m66f0356f.pnghello_html_b5eab0b.pnghello_html_m3c19cc96.png

(прямоугольник, синего цвета, большого размера).

- И так давайте проговорим, как должно выглядеть наше письмо?

Дети:  Прямоугольник, синий, большой.

Воспитатель: А теперь давайте подойдём к столу и найдём наше письмо.

-Почему вы считаете, что это письмо для нас. Объясните свой выбор.

Дети объясняют: Наше письмо выглядит как, большой прямоугольник синего цвета. А у нас на столе такой лежит один, значит это наше письмо.

Воспитатель: Молодцы, ребята, нашли письмо. Давайте я его прочитаю.

Зачитывается письмо:

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам жители сказочной Солнечной страны. Живут здесь веселые, трудолюбивые ребята. Девочки красивые, да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые. Есть у нас в Солнечной стране чудеса. Первое чудо – это солнце, которое появляется на небе после каждого доброго дела, доброго слова. Второе – это солнечные зайчики. Они появляются у ребят, когда те делают что-то хорошее, правильно отвечают, отгадывают загадки».

2. Введение в проблему.

Но случилась в Солнечной стране беда: погасло чудо-солнце. Не стало его, злая, сердитая туча спрятала солнце и не выпускает. Девочки заплакали, а мальчики стали их утешать «Не плачьте. Мы напишем письмо ребятам в детский сад, и они нам помогут спасти солнце».

- Ребята, мальчики и девочки из сказочной страны просят нас о помощи? Как вы думаете, сможем ли мы им помочь спасти солнце? (Сможем).

- А как мы сможем это сделать? (Нам нужно найти тучку и сделать для неё что-то хорошее, чем-то порадовать её, чтобы она захотела вернуть солнце в солнечный город).

- Ребята, чтобы попасть в Солнечную страну, нам надо поехать на поезде.

-Я вам раздам билеты, а вы должны найти свой вагон. Сколько точек на билете, с таким номером  и будет ваш вагон.

Детям раздаются билеты и они, считая точки, называют номер вагона и садятся в свой вагон.

Поехали (музыка «Весёлый паровозик»)

 

3. Поэтапное решение проблемы.

«Ворота с замком»

             hello_html_476f7714.pnghello_html_m3c7ff812.pnghello_html_5f651e2.pnghello_html_m45fdd487.png

- Ребята, вот мы и оказались у ворот Солнечной страны. Но, посмотрите, здесь висит замок, что же нам нужно сделать?

Дети: Нам нужно открыть замок.

Воспитатель: «Сколько здесь ключей?»

Дети: «Три».

Воспитатель: «Замок откроется, если мы угадаем, какая из трёх фигура лишняя, это и будет правильный ключ».

(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что лишняя фигура -это «треугольник», так как все другие фигуры - «квадраты»).

Воспитатель: «Как вы думаете, какая фигура лишняя?»

Дети: «Треугольник».

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети:

- Молодцы, ребята мы сумели открыть замок. И теперь мы можем двигаться дальше.

«На полянке» (набор блоков, разноцветные цветы, макет улья)

- Ребята, посмотрите, мы с вами вышли на поляну, на которой много цветов. Здесь пчёлы собирают урожай мёда. Но посмотрите, здесь очень много цветов, пчёлы не успевают собрать весь урожай, давайте поможем собрать пчёлам урожай, и может быть, они нам подскажут, где нам искать тучу, которая прячет солнце. Дети собирают урожай мёда (блоки) и несут его в улей.

- Молодцы, мы помогли пчёлам собрать мёд в соты, но посмотрите, в улье должен быть идеальный порядок! Здесь находятся соты и в разных сотах - свой мёд! В этих сотах мёд разделён по форме.

- Какие формы у нас есть? (Квадраты, треугольники, круги, прямоугольники)

- Посмотрите на подсказки (карточки с изображением форм).

Как мы будем их разбирать? (Квадраты к квадратам, круги к кругам….)

Молодцы, ребята! Нам нужно двигаться дальше. И поможет нам вот эта  тропинка. Давайте выложим на неё волшебные камешки и тогда мы сможем идти дальше.  

Педагог показывает схемы (3-4), а дети ищут нужные блоки и выкладывают на тропинку (ленту)

 

Молодцы! Пойдём дальше!  (Картинка с озером  и 5-ю рыбками)

Вот мы и пришли к озеру. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Как они плавают? Давайте покажем…

Пальчиковая  гимнастика «Рыбки»:

(сложить пальчики «горсткой» и выполнять движения по тексту):

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся – разожмутся

То зароются в песке!

А чтобы пойти дальше, нам надо расположить рыбок по порядку.

Сколько рыбок плавает в озере?

Работа за столами:

(на каждого ребёнка полоска бумаги голубого цвета и по пять рыбок с цифрами 1-5)

Тима, сколько рыбок у нас плавает?

Под какой цифрой плывёт первая рыбка?

А последняя?

Катя, посчитай своих рыбок.

Молодцы, ребята. Всё правильно сделали!

Пойдём дальше!

Ребята, вот мы и пришли в лес, посмотрите, как здесь красиво. Давайте с вами немного поиграем.

Физкультминутка

Мы по лесу  погуляем,

И немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнём.

Чудеса у нас на свете,

Стали карликами дети,

А теперь все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно все похлопаем,

А потом потопаем.

Хорошо мы поиграли?

И ни сколько не устали.

Посадить медвежонка с корзиночкой

«Угостим медвежонка»

-Посмотрите ребята, кто это здесь сидит?

Дети: Медвежонок!

Давайте угостим его печеньем? Мишка, а какое печенье ты любишь?

( поднос с блоками и корзиночка для печенья, схемы  печенья – круг, красный, маленький; квадрат, жёлтый, большой)

(Дети находят печенье согласно схемам и складывают в корзинку Мишке)

Ребята, за нашу доброту  Медвежонок  нас благодарит и он подсказал  мне, что туча прячет солнце за лесом, поэтому нам с вами нужно идти дальше. Пойдем.

- А вот мы и нашли тучу. Посмотрите на неё, скажите какая она? (Сердитая, злая, хмурая).

- Ребята, что мы можем сделать, чтобы тучка стала доброй, и захотела освободить солнышко? (Можем сделать для нее что-то хорошее, спеть песню, рассказать стишок).

- Давайте, мы сделаем  для тучки  весёлый разноцветный дождь, может быть, тучка порадуется и отпустит наше солнышко.

Работа за столами (у каждого ребёнка – набор блоков Дьенеша)

Давайте пройдём  за столы.

У вас лежат разноцветные  ленточки и мы сейчас с вами будем делать дождик – выкладывать фигуры сверху вниз. Будьте внимательны!

 - Найдите круг синий маленький

 - Найдите треугольник жёлтый маленький

 - Найдите квадрат красный маленький

 - Найдите круг синий большой.

- Ребята, посмотрите, туча от нашего дождя стала весёлой, лёгкой, доброй  и решила отпустить солнце. Теперь в Солнечную страну снова вернутся чудеса!

 Итог.

- Ребята, смогли мы помочь жителям Солнечной страны?

- Как мы это сделали? (Мы открывали замки, убирали в улье, считали рыбок, угощали медвежонка, делали разноцветный дождик).

- За своё спасение солнце нам всем дарит своих солнечных зайчиков, чтобы вы всегда оставались такими же добрыми, весёлыми и смелыми.

 (сюрпризный момент - шоколадные медали в виде солнечных зайчиков)

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

- Садимся в свои  вагончики и поехали!  

Поехали (музыка «Весёлый паровозик») –возвращение в детский сад.

 - Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Мы обязательно ещё не раз побываем с вами в Солнечной стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Конспект  итогового  занятия  по  математике  с  использовнием  блоков  Дьенеша  и  палочек  Кюизенера....

Конспект интегрированного занятия по математике с использованием блоков Дьенеша в средней группе.

Продолжать развивать умение работать с блоками Дьенеша, учить «читать» условные обозначения и соотносить их с реальными предметами. Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник,...

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе

Игоровое занятие по математике с исользованием Блоков Дьенеша. Дети помогают Медведю из мультика вернуть Машу, которую украли волки....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша...

Конспект открытого занятия по математике с использованием материалов Марии Монтессори в организованной среде старшей группы «В поисках волшебного ключика»

Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления.Развивать логическое мышление.Закрепить название геометрических фигур,цвета, величины.Воспитывать умение добиваться...

Конспект открытого занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие по островам математики"

Занятие с использованием технологии ТРИЗ с палочкаи Кьзера и блоками Дьенеша...