План самообразования 2018- 2021 г.
материал по математике

Козлова Яна Валерьевна

«Формирование математических способностей у детей младшего, среднего возраста по средствам дидактических игр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2018-2021.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №160» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План 

по самообразованию  

на тему  

 «Формирование математических способностей  по средствам дидактических игр у дошкольников»

 

 

 

 

Воспитатель:

Козлова Я. В.

2018- 2021 год

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель самообразованиясоздание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

       Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

       Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

     Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

       1. Изучение литературы по теме.

       В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. :Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

 «Детский сад. Всё для воспитателя».

     

       2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей о дошкольного возраста (в течение года).

        3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

   4. Работа с детьми.

Работа с детьми 2018- 2019 г.

Сроки

Содержание работы

Использование д/и

Сентябрь

Октябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлений.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»:

«Сделаем кукле бусы»

«Цветная вода»

Ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

Дидактическая игра«Найди пару»

Декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних»предметов.

Дидактическая игра:«Что лишнее

Январь

Знакомство с понятиями «один», «много»

Дидактическая игра по развитию количественных представлений:

«В лес за грибами»

Февраль

Сравнение групп предметов по количеству: столько же, больше, меньше

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов:

«Жучки на листиках»

«Бабочки и цветы»

Март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине; «длиннее- короче шире- уже, выше- ниже»

Дидактические игры:

«Подбери дорожки к домикам»

«Починим коврик»

«Мостики для зайчат»

Апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Дидактические игры:

«Геометрическоелото»

«Разложи фигурки по домикам»

«Катится- не катится»

«Найди пару по форме»

Май

Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева- справа, вверху- внизу, за- перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение в пространстве:

«Возьми игрушку»

«Магазин игрушек»

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством:

«Следопыты»

«Строители»


Работа с детьми 2019- 2020 г.


Сроки

Содержание работы

Использование д/и

Сентябрь

Октябрь

Изучение литературы по теме; Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи – круглые, эти все красные, эти все большие и т. д.);

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»«Сделаем кукле бусы»«Цветные палочки».

Ноябрь

Учить составлять группыиз однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;

Создание лэпбука «Веселая математика» 

Дидактические игры «Найди пару»«Разложи по коробочкам»«Что лишнее?»«Чтоизменилось?»

Декабрь

 Учить сравнивать дверавные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками»«Жучки на листиках»

Январь

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов кменьшей по количеству группе или убавления одного предмета избольшей группы.

Дидактическая игра по развитию количественных представлений:  «Малина для медвежат»

Февраль

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик» «Цветные кубики».

Март

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольников;

Дидактические игры «Найди предмет», «Подбери фигуру»«Какие бывают фигуры»

Апрель

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади позади, справа – слева;

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку»

Май

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер;

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты» 

Работа с детьми 2020- 2021г.

Сроки

Содержание работы

Использование д/и

Сентябрь

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
  2. Подбор развивающих и дидактических игр.

Чтение детской литературы: «Веселый счет»; математические сказки «В стране математике в пластилиновом районе»

Октябрь

  1. Развивать мышление, воображение, творчество;
  2. Закрепления знаний о геометрических фигурах при помощи загадок;
  3. Пополнение дидактической игрой группу;
  4. Закрепление цвета.

Дидактические игры «Не ошибись» (квадрат – синим цветом; круг

красным). «Составь предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него).

Ноябрь

  1. Совершенствовать навыки счета в пределах 5;
  2. Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета;

  1. Дидактическая игры«Правильный счет».

Декабрь

Совершенствование умения считать в пределах 6;

Закрепление навыков порядкового счета.

Дидактическая игра «Бабочки и цветы».

Январь

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади

Дидактическая игра «Угости зайчат»

Февраль

  1. Упражнять считать в пределах 7;
  2. Развитие способности к логическим действиям и операциям; умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;
  1. Игры с использование блока Дьенеша «Логический поезд».

Дидактическая игра «Угостим белочек грибочками»

Март

  1. Совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры. Учитьсоставлять из различных геометрических фигур общую картину;
  2. Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине фигур). Счет в пределах 8;

  1. Игровое упражнение составление из геометрических фигур. Дидактические игры
  2. «Соберем бусы».

Апрель

  1. Развитие умение сравнивать предметы по одному – четырем свойствам, понимание слов: «разные», «одинаковые»;
  2. Развитие представлений о геометрических фигурах

  1. Дидактические игры  
  2. Лото «Геометрические фигуры».

Май

Развивать умение подбирать одинаковые по цвету и форме. Упражнять в счете в пределах 10 и различии цветовой гаммы;

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

 5. Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Ноябрь

4. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Апрель

 6. Отчет воспитателя о проделанной работе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План на 2018-2021 год

План воспитателя...

План самообразования 2018-2023

Самообразование воспитателя по обучению татарскому языку...

План самообразования 2018-2022 гг.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через художественно-эстетическую деятельность.Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.)....

План самообразования 2018-2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка»      План самообразования2018-2019Воспитателя группы №3 «Теремок...

План самообразования 2018-2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка»    План самообразования2018-2019Воспитателя группы №7 «Вишенка»Евдоки...