Семинар - практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"
презентация к уроку по математике (старшая группа)

Лопанова Юлия Сергеевна

Семинар-практикум для воспитателей старших и подготовительных групп "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 "КАЛЕЙДОСКОП"

Семинар-практикум:

"Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Выполнила:

воспитатель старшей группы

Ю.С. Лопанова

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.

Обучение математике и логике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
        Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Логико-математические игры  и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.        

Можно выделить следующие задачи логико-математического развития:

1. воспитание интереса к занятиям математикой

2. развитие логико-математических представлений: о геометрических фигурах, о пространстве, о величинах, о времени, о числах

3. развитие логических способов познания: обследование, сравнение, группировка, классификация, анализ и синтез, трансформация и трансфигурация, экспериментирование, моделирование.

Таким образом, можно дать определение логико – математической игре как игре, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Современные логико-математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, представлены следующими группами:

  • занятия;
  • логические таблицы;
  • занимательные вопросы;
  • веселые задачи в стихах, задачи шутки;
  • словесные логические игры;
  • игры-головоломки;
  • загадки с математическим содержанием;
  • дидактические игры.

Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, загадки, задачки – шутки, кроссворды, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи – смекалки, «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Вьентамская игра», «Пентамино» -  интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи на увеличение, уменьшение, сравнение; игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера - отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих предметов, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение  противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же?», «Назови одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали», «Продолжи», «Следопыт» - направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.

Шуточные задачи по математике:

  1. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
  2. Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
  3. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 минуты)
  4. На столе лежало яблоко. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

Предлагается выйти двум воспитателям. Встаньте лицом к зрителям, а перед вами на стол кладу приз, который достается тому, кто окажется самым внимательным».

Расскажу сейчас рассказ,

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери!

«На слове «три» брать приз. Ну, тогда я продолжаю свой рассказ».

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых….две.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

И жди команду: «Раз, два,….марш!»

 Когда стихи запомнить хочешь

 Их не зубри до поздней очи,

А про себя их повтори,

Разок, другой, но лучше….пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,

Когда была возможность взять???

        Игра с геометрическими фигурами. Цель: изучение геометрических фигур, развитие памяти.

        Ход игры: двое человек садятся за стол, один выкладывает из представленных геометрических фигур рисунок. Второй по команде смотрит на этот рисунок в течение 10 секунд, далее рисунок закрывается листом бумаги. После того, как рисунок составлен вторым игроком, лист поднимается и проверяется правильность построения рисунка.

Игра "Покажи по-разному" Цель: учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.

Ход игры: Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т. п.


  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 59 «Калейдоскоп» Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста Выполнил: Воспитатель Лопанова Ю.С .

Слайд 2

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире.

Слайд 3

Современный выпускник детского сада: любознательный активный обладающий способностью решать интеллектуальные задачи Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.

Слайд 4

Задачи логико-математического развития: воспитание интереса к занятиям математикой развитие логико-математических представлений: о геометрических фигурах, о пространстве, о величинах, о времени, о числах развитие логических способов познания: обследование, сравнение, группировка, классификация, анализ и синтез, трансформация и трансфигурация, экспериментирование, моделирование.

Слайд 5

Логико - математическая игра это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Слайд 6

Варианты логико-математических игр занятия; логические таблицы; занимательные вопросы; веселые задачи в стихах, задачи шутки; словесные логические игры; игры-головоломки; загадки с математическим содержанием; дидактические игры.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей младшего школьного возраста.

Одной из главных характеристик познавательного развития детей на стадии конкретных операций, согласно Ж. Пиаже, является появление представления о сохранении, формирование которого происходит в связи ...

« Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей старшего дошкольного возраста»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

Семинар-практикум "Детская йога как нетрадиционный способ оздоровления детей старшего дошкольного возраста "

Задачи: 1. Способствовать укреплению мышц, развитию гибкости, умению расслабляться, правильно дышать, снимать усталость.2. Формировать правильную осанку3. Развивать психические процессы /внимание, сос...

Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста

Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...

Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...