Семинар - практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"
презентация к уроку по математике (старшая группа)
Семинар-практикум для воспитателей старших и подготовительных групп "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 "КАЛЕЙДОСКОП"
Семинар-практикум:
"Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Выполнила:
воспитатель старшей группы
Ю.С. Лопанова
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.
Обучение математике и логике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.
Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Можно выделить следующие задачи логико-математического развития:
1. воспитание интереса к занятиям математикой
2. развитие логико-математических представлений: о геометрических фигурах, о пространстве, о величинах, о времени, о числах
3. развитие логических способов познания: обследование, сравнение, группировка, классификация, анализ и синтез, трансформация и трансфигурация, экспериментирование, моделирование.
Таким образом, можно дать определение логико – математической игре как игре, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Современные логико-математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, представлены следующими группами:
- занятия;
- логические таблицы;
- занимательные вопросы;
- веселые задачи в стихах, задачи шутки;
- словесные логические игры;
- игры-головоломки;
- загадки с математическим содержанием;
- дидактические игры.
Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, загадки, задачки – шутки, кроссворды, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи – смекалки, «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Вьентамская игра», «Пентамино» - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи на увеличение, уменьшение, сравнение; игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера - отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.
Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих предметов, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же?», «Назови одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали», «Продолжи», «Следопыт» - направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.
Шуточные задачи по математике:
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
- Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 минуты)
- На столе лежало яблоко. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
Предлагается выйти двум воспитателям. Встаньте лицом к зрителям, а перед вами на стол кладу приз, который достается тому, кто окажется самым внимательным».
Расскажу сейчас рассказ,
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери!
«На слове «три» брать приз. Ну, тогда я продолжаю свой рассказ».
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых….две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
И жди команду: «Раз, два,….марш!»
Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней очи,
А про себя их повтори,
Разок, другой, но лучше….пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять???
Игра с геометрическими фигурами. Цель: изучение геометрических фигур, развитие памяти.
Ход игры: двое человек садятся за стол, один выкладывает из представленных геометрических фигур рисунок. Второй по команде смотрит на этот рисунок в течение 10 секунд, далее рисунок закрывается листом бумаги. После того, как рисунок составлен вторым игроком, лист поднимается и проверяется правильность построения рисунка.
Игра "Покажи по-разному" Цель: учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.
Ход игры: Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.
Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т. п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире.
Современный выпускник детского сада: любознательный активный обладающий способностью решать интеллектуальные задачи Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.
Задачи логико-математического развития: воспитание интереса к занятиям математикой развитие логико-математических представлений: о геометрических фигурах, о пространстве, о величинах, о времени, о числах развитие логических способов познания: обследование, сравнение, группировка, классификация, анализ и синтез, трансформация и трансфигурация, экспериментирование, моделирование.
Логико - математическая игра это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Варианты логико-математических игр занятия; логические таблицы; занимательные вопросы; веселые задачи в стихах, задачи шутки; словесные логические игры; игры-головоломки; загадки с математическим содержанием; дидактические игры.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие детей младшего школьного возраста.
Одной из главных характеристик познавательного развития детей на стадии конкретных операций, согласно Ж. Пиаже, является появление представления о сохранении, формирование которого происходит в связи ...
« Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей старшего дошкольного возраста»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...
Семинар-практикум "Детская йога как нетрадиционный способ оздоровления детей старшего дошкольного возраста "
Задачи: 1. Способствовать укреплению мышц, развитию гибкости, умению расслабляться, правильно дышать, снимать усталость.2. Формировать правильную осанку3. Развивать психические процессы /внимание, сос...
Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста
Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста...
Презентация по теме «Летние виды спорта» для детей старшего школьного возраста
Знакомство детей с летними видами спорта....
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...
Дидактические игры для развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...