Конспект занятие по окружающему миру " Причинно-следственная связь" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рожкова Елена Александровна

Формирование целостной картины мира, через элементарные причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy.docx183.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Причина и следствие»

Цель: научить детей устанавливать причину и следствие событий, явлений

Задачи:

Образовательная: формирование целостной картины мира через элементарные причинно-следственные связи, через экологическое и нравственное воспитание, стремления к размышлению и поиску

Развивающая: развивать интересы детей, логическое мышление, познавательного интереса, установление причинно-следственных связей, развитие думающей личности;

Воспитательная: создание условий для воспитания нравственных качеств детей.

Раздаточный материал: картинки, карточки,

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие.

«Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева-друг и справа-друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Игра на внимание «День и ночь».

Правила игры. 
Когда воспитатель говорит «День!», дети могут выполнять любые движения, когда «Ночь!» — должны замереть. Воспитатель  называет команды в произвольном порядке.

2.Постановка проблемной ситуации.

Воспитатель  читает сказку:

Жили-были в стране Явлений мама Причина и ее дочь Следствие. Если бы не было Причины, то не было и Следствия. Мама и дочь были всегда неразлучны. Куда мама, туда и дочь следом. О чем дочь не спросит: «Почему?»- мама всегда знает и всегда объяснит. А дочка умница: как мама скажет, так она всегда и сделает. Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране Явлений и не может быть иначе. У каждого Явления есть Причина, и у каждой Причины есть Следствие.

- Какой вопрос чаще всего задаете вы и дочь в сказке Следствие?

- Правильно: отчего и почему.

Тема нашего занятия причина и следствие

- Что такое причина, что такое следствие? Зачем нам нужно уметь это определять: На эти и другие вопросы мы найдём ответ на нашем занятии.

3.Беседа о причине и следствии

Все события, явления, действия происходят не сами по себе, а чем-то обусловлены, то есть имеют причину.

Причина – это процесс взаимодействия.

Следствие – это его конечный результат.

Например, пожар был следствием небрежного обращения с огнём. Если нагреть воду — она превратится в пар. Нагревание воды — причина, превращение в пар — следствие.

Поиск причины — это ответ на вопрос «Почему?».

Вывод: мы познакомились с научными понятиями.

4. Игра «Установи причину и следствие»

Цель: научить детей устанавливать причину и следствие.

Цветы.

Забыли дети про цветы

И их не поливали.

А к концу недели

Все цветы завяли.

- Почему завяли цветы?

- Что дети должны были делать, чтобы цветы не завыли? Назовите причину и следствие.

Авария.

Перебегал дорогу мальчик

Не там, где светофор стоит.

Машины ехали так быстро,

Что не смогли затормозить.

Попал тот мальчик под машину.

Найди аварии причину.

- Почему мальчик попал под машину? Почему машина не смогла затормозить? Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину? Назовите причину и следствие

     Пожар.

Мальчик дома развлекался,

Спички чиркал, любовался.

Вот одна упала на пол,

Не заметил её он.

И сгорел от этой спички

Деревянный старый дом.

- Почему сгорел дом? Почему нельзя играть со спичками?

Как надо обращаться с огнеопасными предметами? Назовите причину и следствие

Засуха.

Всё лето не было дождя.

Трава вся пожелтела.

Потрескалась кругом земля.

И листья облетели.

- Почему пожелтела трава, и облетели листья? Почему потрескалась земля? Что ещё может случиться в засушливое лето? Назовите причину и следствие

Мама спит

Мама спит, она устала,

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

- Почему девочка не стала играть? Почему она не стала заводить волчка? Назовите причину и следствие

Мороз

На улице такой мороз,

Что щиплет уши он и нос.

На улицу Наташа вышла

Без шапки, шарфа, нараспашку.

А вскоре Ната заболела.

Лежит теперь, хрипит и кашляет.

-Почему Наташа заболела? Как надо одеваться в мороз? Назовите причину и следствие

Пришла весна.

Пришла весна, и птицы прилетели.

Им вновь пора детишек заводить.

Скорее стали гнёзда себе вить,

Чтоб в них яички отложить.

- Почему прилетели птицы с юга? Почему стали вить гнёзда? Назовите причину и следствие

Шла по улице Алёна

     Шла по улице Алёна и бананы уплетала.

Кожура упала наземь, поднимать её не стала.

За Алёной шёл прохожий,

Не заметил кожуру. Наступил

И поскользнулся, и коленку в кровь разбил.

-Почему прохожий разбил коленку? Почему он упал?  Как кожура попала на тротуар?

Какие правила поведения на улице вы знаете? Назовите причину и следствие

Физминутка «Весёлая переменка».

А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и рассчитанным на хорошую координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос.

5. Игра «Почему это произошло»

Цель: научить детей находить причину событий

Продолжите предложение

Утром на земле появились лужи, потому что …

Мальчик попал под машину, потому что …

У девочки заболело горло, потому что …

Мама похвалила сына, потому что …

Лёд на реке растаял, потому что …

Река вышла из берегов, потому что …

Ученик получил двойку, потому что …

Весной птицы вьют гнёзда, потому что …

Птицы улетают на юг, потому что …

Человеку нужна разная обувь, потому что …

Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что …

Мама рассердилась на детей, потому что …

Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что …

Мальчик шёл по улице и упал, потому что …

Настольная лампа не горит, потому что …

В саду яблоки упали на землю, потому что …

В доме нет чистой посуды, потому что …

В квартире запахло газом, потому что …

6. Упражнение «Восстанови последовательность событий»

Цель: закрепить понимание причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.

http://www.childpsy.ru/upload/iblock/57a/ris1.jpg

Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».

http://www.childpsy.ru/upload/iblock/ad9/ris9.jpg

«Маша ест снег» и «У Маши болит горло».

http://www.childpsy.ru/upload/iblock/c20/ris2.jpg

 «Мальчик попал под дождь» и «мальчик мокрый».

http://www.childpsy.ru/upload/iblock/84f/ris3.jpg

«Маша упала» и «Маша плачет».

http://www.childpsy.ru/upload/iblock/2f5/ris4.jpg

«Маше подарили куклу» и «Маша рада».

http://www.childpsy.ru/upload/iblock/1b4/ris10.jpg

 «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».

http://www.childpsy.ru/upload/iblock/e35/ris8.jpg

«Петя едет на велосипеде и смотрит на ворону» и «Петя упал с велосипеда».

Воспитатель  предлагает детям пару картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; дети должны определить, что было сначала, а что — потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую — картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, четко проговаривая: «Что было сначала — на столе появилась лужа, или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должна звучать речевая конструкция, поставив в нужном месте слово «поэтому». Начинать следует, выстраивая картинки в «прямой» последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребенок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению «обратной» последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок».

Рефлексия.

Понравилось ли вам занятие?  Какие задания показались вам наиболее интересными?

Какие вызывали затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).

Конспект занятия: «Воздух невидимка».В старшей группе (наблюдения и опыты).Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать  причинно-следственные связи и де...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в старшей группе «Весна. Подарок для Королевы»

Цель: закрепить знания характерных признаков времени года - весна.Задачи: 1. Образовательные: Продолжить знакомство детей с торцеванием., закрепить знания по технике безопасности с ножницами, закрепит...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...

Конспект занятия по окружающему миру "Кто такие геологи?" старшая группа

Конспект занятия по ранней профориентации "Кто такие геологи?"...

Конспект занятия по окружающему миру + Аппликация для детей старшей группы «Мир животных».

Закреплять представления детей о многообразии животного мира, формировать умение определять класс по признакам, упражнять в описании знакомых представителей животного мира по признакам на основе биоло...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...