Познавательная деятельность по формированию элементарных математических представления в старшей группе по теме: «Число 0. Цифра 0».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Неженец Анна Владимировна

Познавательная деятельность по формированию элементарных математических представления  в старшей группе

по теме: «Число 0. Цифра 0».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_0._tsifra_0.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Познавательная деятельность по формированию элементарных математических представления  в старшей группе

по теме: «Число 0. Цифра 0».

Подготовила: воспитатель

ст. Ленинградская

Тема: «Число 0. Цифра 0».

Цель:

1) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля

3) Тренировать умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.

4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал:

Письмо.

Картинка с изображением жителя страны «Математики» - Квадрата (грустный для начала занятия и веселый для конца).

Карточка с цифрой 0.

Корзинка  с дыркой.

Звукозапись релаксационной музыки «Пение птиц».

Раздаточный материал:

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по кол-ву детей).

Карточка с домиками с разным количеством точек и по у домику на каждого ребенка без точек.

Карточки для работы карандашом (для написания пробной цифры и соединения цифр и столиков).

Ход образовательной ситуации:

1.        Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, сегодня к нам в сад принесли письмо, на котором написана наша группа. Интересно от кого оно. Давайте откроем и прочтем.

«Здравствуйте, ребята. Пишет вам житель страны «Математики» - Квадрат. Я совсем недавно поселился в этой стране и еще не знаю всех её жителей, а король, который правит этой страной, попросил меня переписать все население, живущее на моей улице и подписать домики в соответствии с количеством жителей. Я так растерялся, что боюсь, что не справлюсь с задачей. Помогите мне, пожалуйста!»

- Хотите отправиться в волшебную страну «Математики» и помочь Квадрату? (да)

-Сможете? (да)

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9.

- Чтобы попасть в эту страну надо закрыть глаза и сказать волшебные слова «Крибле, крабле, бумс!»

- Ребята, посмотрите, кто нас встречает.

Это же Квадрат. А вот и та самая улица, где необходимо сделать перепись населения и подписать домики.

Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с домиками с разным количеством точек и карточки с цифрами от 1 до 9.

- Как вы будете подписывать домики? (пересчитаем жителей и на крыше поставим соответствующую количеству жителей цифру). Дети выполняют задание. Воспитатель следит, и если кто – то затрудняется - проводит индивидуальную работу.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

- Ребята, посмотрите, а тут еще один неподписанный домик. (Выкладываю перед каждым карточку с домиком без точек)

-А сколько жителей в этом домике? (Ни сколько, ни одного)

- Если нет ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю.

- Сколько жителей в этом домике? (ноль)

- Подпишите этот домик, как и предыдущие.

Возникает затруднение.

- Смогли ли вы указать количество жителей?

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю)

- Значит, что нам надо узнать? (надо узнать, как писать число 0)

4. открытие нового знания.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать? (спросить у того кто знает или придумать самому и проверить себя)

Дети предлагают придумать самостоятельно.

- Ребята, придумывать цифру очень не простое дело, поэтому Квадрат предлагает нам погулять по его саду и поесть малины. Давайте возьмем корзинку, соберем ягоды, а после полакомимся ей.

Физминутка.

Дети под звуки пения птиц и шелеста листвы ходят по ковру и имитируют сбор малины.

- Я думаю, вы собрали много малины, давайте переложим её в большую корзинку.  Ну а теперь можно идти и кушать. Пойдемте к столу.

- Ой, ребята, вы малину собирали, собирали, а корзинка-то у нас пустая оказалась. Как такое могло случиться?! Ах, вот в чем дело, в корзинке дырка!  Сколько мы принесли малины в дырявой корзинке? (ноль)

- Ребята, а покажите пальчиками, какая может быть дырка. Пусть это и станет обозначением числа ноль.

- Передохнули? А теперь давайте попробуем записать цифру. (дети пробуют записать)

- У вас получилось? А теперь давайте проверим себя. Вывешиваю карточку с цифрой 0. Похоже? (да)

- А теперь возьмите с этого стола карточку с цифрой 0 и подпишите оставшийся домик.

- Что обозначает эта цифра? (ноль, ни одного)

Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что Квадрат благодарит их за помощь и приглашает на пир.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Пир горой»

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.

- Ребята, Квадрат познакомился с жителями его улицы и их тоже пригласил в гости. Догадайтесь, за каким столом сесть каждой семье, чтобы всем хватило угощений.

- Вот и закончилось наше путешествие в страну «Математики». Давайте попрощаемся с её жителями и вернемся в детский сад. Закройте глазки и произнесите «Крибле, крабле, бумс!»
6. Осмысление.

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Кому и чем сегодня помогли? (Квадрату, смогли подписать домики в  соответствии с количеством их жителей, рассадили их за столы)

- Какие новые знания помогли нам это сделать? (у нас все получилось, потому что мы узнали, как записывается число 0)

Воспитатель хвалит детей и благодарит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе "Число и цифра 7"

Конспект составлен с учетом требований ФГОС. В нем представлены такие методы и приемы, как создание проблемных ситуаций, постановка задач самими детьми, игровая мотивация дает возможность в форме игро...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе "Число и цифра 7" Взаимодействие с учителями МАО СОШ№5 г. Когалым

Конспект составлен с учетом требований ФГОС. В нем представленны такие методы и приемы, как создание проблемных ситуаций, постановка задач сами детьми, игровая мотивация дает, возможность форме игровы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Счет до пяти. Число 5. Цифра 5.»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Счет до пяти. Число 5. Цифра 5.»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений старшей группы Тема: «Задачки хитрой Лисицы»

Конспект  непосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийстаршей группы Тема: «Задачки хитрой Лисицы»...

Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Тема: «Счет до 8. Число и цифра 8».

Конспект занятия «Формирование элементарных математических представлений», старшая группа Тема: «Счет до 8. Число и цифра 8»....

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы "Число и цифра 7"

Число и цифра «7» Цель: Закрепить представление о числе и цифре «7»Задачи:• Формировать представления о составе числа 7 из двух меньших чисел;• У...

Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»

laquo;Счёт до четырёх. Число и цифра 4»    Цель: формировать элементарные математические представления....