Технология элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста
консультация по математике (старшая группа)

Детский сад 127 Магнитогорска
Технология элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Епанешникова Татьяна Павловна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дошкольник познает мир экономики

СЛАЙД 1

Социально-личностное развитие ребенка предполагает включение его в мир экономической культуры.

Родители дошкольников, осознавая все глубже, что детский сад – это начальное звено в системе непрерывного образования,  предъявляют в настоящее время более высокие требования к содержательной стороне работы дошкольного учреждения. Они ждут от педагога помощи в социализации, приобщении их ребенка к социальному миру, пронизанному экономическими отношениями.

Педагогические исследования в области экономического образования в основном затрагивают начальное, среднее и высшее звено, а младший школьный возраст рассматривается как пропедевтический.

Мы не совсем согласны с таким положением дела и считаем старший дошкольный возраст наиболее сензитивным периодом для осуществления элементарного экономического образования, развития экономического мышления, формирования значимых качеств личности.

СЛАЙД 2

Мы предлагаем следующее определение категориального понятия «экономическое образование».

Экономическое образование на ступени дошкольного возраста - это вооружение детей экономическими знаниями, умениями оперировать экономическими понятиями, развитие начал экономического мышления и становление ценностных ориентации личности.

Под экономическими знаниями мы понимаем результат целенаправленного усвоения экономических фактов, понятий, законов науки, в которых отражены закономерности развития природы и общества (в данном случае в области экономики).

СЛАЙД 3

Цель нашей работы - осуществление экономического образования детей седьмого года жизни на основе специально разработанной технологии.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

•        научить детей понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения;

•        воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

•        научить осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт – деньги»;

•        сделать авторитетными  и значимыми качества человека - хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, жалость;

•        формировать с детства способы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Технология разработана по трем направлениям, соответствующим трем блокам деятельности:

1.        Непосредственная образовательная деятельность.

2.        Совместная деятельность воспитателей и детей.

3.        Самостоятельная деятельность детей.

СЛАЙД 4

Мы составили программу «Дошкольник познает мир экономики» из 4 модулей , распределив изучение модулей по месяцам следующим образом:

1.        «Труд - продукт»  - IX, X

2.        «Деньги, цена» - XI, XII, I

3.        «Реклама: желания и возможности» - II

4.        «Полезные навыки и привычки в быту» - III, IV, V.

Целесообразно использовать интегративно-комплексный подход в проведении занятий. В процессе интегрированных занятий новые образовательные задачи, в том числе экономические решаются через математическую, художественную и другие виды детской деятельности

СЛАЙД 5-9

через моделирование,  решение проблемных задач, ситуаций, вопросов экономического характера.

Большое количество запланированных экскурсий вызвано тем, что дети имеют поверхностные, часто ошибочные представления об экономической стороне жизни общества и поэтому слабо задействуют свой житейский опыт в разных видах деятельности.

Однако одной системы занятий недостаточно. Экономическое направление должно присутствовать во всех режимных моментах, во всех видах детской деятельности, в общении воспитателя с детьми, в его поступках.

СЛАЙД 10-12

На протяжении всего учебного года воспитатель знакомит детей с дидактическими настольными и словесными играми экономического содержания, подбирая для каждого из четырех модулей программы соответствующие игры.

Успешно используются сюжетно-дидактические игры экономического содержания: «Фабрика игрушек». «Аукцион», «Банк», «Рынок», «Рекламное агентство», «Строительство дома» и др. в них моделируются реальные жизненные ситуации. А традиционные сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Парикмахерская», «Почта», «Магазин» и др. – обогащаются экономическим содержанием и необходимой атрибутикой, что значительно стимулирует участие в них детей.


СЛАЙД 13-17

Путь познания сложных экономических понятий, явлений и их усвоение оживляют, логические и арифметические задачи экономического содержания, задачи шутки, проблемные ситуации, кроссворды и ребусы. Они используются как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Эффективной формой практического усвоения экономических знаний и их актуализации являются досуги экономического содержания. Это своего рода праздники – яркие, необычные, с конкурсами, викторинами, шутками, разыгрыванием экономических ситуаций  и сказок: «Ярмарка», «Аукцион», «лотерея», интеллектуальные игры: «Что? Где? Почем?», «Экономический КВН», «Умники и умницы», игры- соревнования «Безотходное производство», «Доставка товаров», «Привлекательная упаковка», «Поле чудес», и др.

СЛАЙД 18-19

Для воспитания экономически значимых качеств личности широко используются произведения народного фольклора: сказки, пословицы, поговорки, в которых аккумулируется вековой экономический опыт народа, литературные сказки и рассказы с экономическим содержанием.

СЛАЙД 20

Важным педагогическим условием является создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Мы условно разбили ее на зоны: информационная, занимательно – экономическая и деятельностно-игровая. В информационную зону входят произведения художественной литературы с экономическим содержанием, иллюстрации, картины о профессиях, альбомы, подборки рекламных листов и брошюр, подборка статей о спонсорах и благотворительности.

Занимательно-экономическую зону составляют ребусы, кроссворды, занимательные экономические задачи, модели, о которых говорилось выше.

Деятельностно-игровая зона обогащается дидактическими играми и оборудованием к сюжетно – дидактическим играм с экономическим содержанием и сюжетно-ролевым играм.

СЛАЙД 21

Семья является начальной школой реальной экономики для детей, поэтому экономическое образование должно быть основано на установлении взаимодействия с семьей.

Для этого проводятся тематические родительские собрания, беседы и консультации: «Формируем отношение к деньгами», «Золотые заповеди экономики» и др., призванные оказать педагогическую помощь родителям в решении задач экономического воспитания  детей, познакомить их со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в условия семьи. Также рекомендуем просмотры занятий игр детей, привлечение родителей к участию в занятиях о профессиях и семейном бюджете, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике.

Все это ведет к расширению детской компетентности в социально – экономической стороне  жизнедеятельности общества.

СЛАЙД 22

Опыт работы представлен в двух книгах, первая из них: «Содержание и технология элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста» раскрывает содержание работы по всем трем направлениям деятельности.

Вторая «Дошкольник в мире экономики» посвящена непосредственной образовательной деятельности, содержит конспекты занятий и дидактический материал. Эти книги окажут вам помощь в реализации образовательного проекта ТЕМП. Особенно первый модуль программы «Труд-продукт» решает задачи проекта ТЕМП.

Помимо сборников материал был представлен на педагогических выставках в 2004 и в 2010 гг.

В перспективе предполагается реализация программы со старшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Консультация для воспитателей: «Современная технология экологического образования детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей, развитие экологического созна...

Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспиты...

Статья на тему "Формирование элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста"

Представляю вашему вниманию статью  на тему "Формирование элементарного экономического образоания детей старшего дошкольного возраста" из опыта моей работы...

Формирование элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста

Краткий обзор моей деятельности по фрмированию финансовой грамотности в ДОУ...