Статья на тему "Формирование элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Колено Елена Геннадьевна

Представляю вашему вниманию статью  на тему "Формирование элементарного экономического образоания детей старшего дошкольного возраста" из опыта моей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья29.72 КБ
Файл Презентация к докладу2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Колено Елена Геннадьевна

Воспитатель

1 категории

Муниципальное  дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №3

Усть-Лабинский район

Формирование элементарного экономического  образования детей старшего дошкольного возраста

           Совершенствование образовательного процесса  в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)  предполагает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, мы считаем актуальность элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста. Экономика и дошкольник на самом деле тесно связаны. Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши,  так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Поэтому мы  разработали  программу на тему: «Экономическое воспитание старших дошкольников в системе непрерывного образования »

В основу нашего опыта положены научно-методические разработки А.Д. Шатовой, Т.П. Епанешникова, О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой и других авторов. Мы разработали модифицированную программу по познавательной деятельности «Экономика в детском саду» для детей 5-7 лет.

Основная цель нашей программы:

- сформировать систему знаний по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

Развитие экономического мышления, умение решать простейшие задачи с экономическим содержанием;

Обогащать словарь экономическими терминами;

Развитие разумных потребностей, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

Программа рассчитана на 2 года обучения и  состоит из четырех блоков, связанных  между собой задачами и содержанием: начинаем с блока  «Труд – продукт (товар)», так как труд – ведущая деятельность человека и основная экономическая категория.

Знакомство с людьми разных профессий – воспитание уважения к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть свое собственное дело, уважения  к труду в целом. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Хорошая, интересная профессия – великое благо, которым следует дорожить.  Результат труда людей – продукт – полезная и нужная вещь, предмет, изделие. Продукты труда – это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут служить много лет. Продукты труда – это богатство людей, богатство страны, чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее благополучие, так как взрослые могут купить все, что необходимо и детям.

                 Второй блок «Деньги, цена (стоимость)» вызывает огромный интерес у детей. Особый интерес связан с появление денег и деньги разных стран.

Разговоры с детьми проводим не столько о «стоимостной стороне» денег, сколько об их культурно-исторической характеристике (художественное оформление, как деньги можно различать, почему каждая страна имеет свои деньги и др.). Исследовали купюры с помощью увеличительного стекла.

Мы предложили детям начать коллекционировать  деньги других стран. Так у нас появился  альбом «Монеты» и альбом  «Деньги других стран».

Дети узнают, почему надо менять деньги в специальных обменных пунктах, если уезжают отдыхать или путешествовать в другую страну.

Ведущая нравственная идея данного блока  - помочь детям понять, что деньги нельзя красть, выпрашивать. Деньги просто так никто никому не дает. Тем, кто трудиться,  не способен, помогают выросшие дети, общество, государство. Родители детям тоже дают деньги на сладости, игрушки, на все, что требуется для игр  и занятий. Надо уважать труд взрослых (родителей, бабушек, дедушек).

В данном блоке мы с детьми изучаем семейный бюджет. Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Из чего складывается бюджет

Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует  свои расходы в зависимости от ее бюджета: что можно купить сейчас, а что  - в следующий раз.

Следующий блок : «Реклама: желания и возможности» .

В этом блоке важно, на наш взгляд, решить главную задачу: объяснить детям, что все купить нельзя, не хватит зарплаты. Этот блок предусматривает три этапа:

-что такое реклама? какой она бывает: буклеты, радиореклама, щитовая, печатная и др.

- кто делает рекламу?

-сочиняем рекламу.

Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Знакомство детей с процессом рекламы на примере «Рекламного агентства», производителя рекламы: кто такой рекламодатель, рекламный агент, что такое рекламное агентство (экскурсия в рекламное агентство); какие профессии необходимы для работы в области рекламы.

На примере чтения  стихотворения  С.В. Михалкова  «Как старик корову продавал», которое очень показательно с точки зрения рекламного воздействия на покупателя, детям раскрывается смысл рекламы: старик даже передумал продавать корову, он сказал «Такая корова нужна самому». «Видите, какую силу может иметь реклама! Рекламу  называют  двигателем торговли, потому что реклама помогает продавцам продавать, а нам – покупать!

Для нас, взрослых, очень важно дать детям объективную оценку рекламы, объяснить ее назначение, почему она все-таки нужна людям. То, что она является частью экономики и экономической деятельности детям  не очень пока понятно, и нет смысла  давать им такую информацию. Однако, когда детям  объясняют, как просто, не выходя из дома, приобрести необходимые  материалы  для ремонта, как легко научиться пользоваться  новыми инструментами , обращаться со стиральной машиной, узнать новые блюда и как их готовить  и другую полезную информацию, дети практически знакомятся с предназначением рекламы, ее социальным значением.

          «Полезные  навыки и привычки в быту  - тоже экономика». Данный блок реализуется в ситуациях в повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Сначала ребенок узнает об источнике рукотворного мира .

Так, значение бережного отношения к вещам раскрывается в предложенной ребёнку проблемной ситуации «Встреча в ремонтной мастерской».
«Встретились однажды туфельки и ботиночки в мастерской. «Я здесь бываю часто, каждый месяц, - грустно сообщает туфелька. - У меня то каблучок отлетит, то подошва сотрётся». – «А я сюда прибегаю очень редко. Один раз в год. Мне мастер только стелечки меняет», -гордо сообщает ботиночек. «Это потому, друзья, что хозяева у вас разные, - произнёс мастер. И добавил: - Бережёная вещь два века живёт». Вопрос к детям. Почему так сказал мастер своим клиентам ?»
Воспитание полезных привычек  в детском саду и дома и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря. Так при изготовлении аппликации рациональное использование бумаги. Играя с детьми в игру «Поможем детям украсить зал к празднику», дети учатся экономно распределять лекала на бумаге. Выигрывает тот, кто больше и экономнее разместит  лекало.

.

Сущность предлагаемого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Процесс экономического воспитания реализуется через: игры, комплексно-тематические занятия, вечера досуга. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции.

Первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Для этого мы используем следующие формы работы с родителями:

- Семинары –практикумы  (аукцион товаров, которые дети сделали дома вместе с мамами и папами,  конкурс на открытие собственной фирмы: придумать с родителями фирменный знак, изучить спрос и предложение на рынке, продумать рекламную кампанию, квест «В мире профессий», а также множество консультаций  «Экономическое воспитание дошкольников»; «Зачем ребенку экономика» .

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Банк России «Сборник методических материалов»
  2. Епанешникова Т.П. «Дошкольник в мире экономики», издательство:  «Детство Пресс» 2013 г.
  3. Меньшикова О.И., Кнышова О.И. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», Педагогика – пресс, 1995
  4. Шатова А.Д. «Тропинка в экономику» Методические рекомендации. Издательство Вентана- Граф, 2015 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 Усть-Лабинский район Формирование элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста

Слайд 4

Семейный бюджет

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий аспект экономического образования детей дошкольного возраста в ДОУ

Как будет развиваться экономика в нашем регионе в будущем, напрямую зависит от экономического образования наших воспитанников. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями спос...

Статья "Игра как средство экологического образования детей дошкольного возраста"

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической к...

Моделирование игр по социально – экономическому образованию детей дошкольного возраста

Конспект семинара – практикума «Игры  и упражнения по социально – экономическому образованию детей дошкольного возраста»Цель: Повышать профессиональные компетенции педагог...

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»...

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Научная статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" опубликована в сборнике статей "Экологическая безопасность, здоровье и обра...

Семинар-практикум "Социально-экономическое образование детей дошкольного возраста"

Важность экономической подготовки детей дошкольного возраста обусловлена низкой финансовой грамотностью общества, а также  необходимостью интенсивной просветительской работы по формированию у под...

Задание к итоговой аттестации 1. Разработать один конспект непрерывной образовательной деятельности по одному из направлений экономического образования детей дошкольного возраста в соответствии с заявленной структурой.

За основу выбора направлений   определены   две программы:1) Программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье». Омск, БОУДПО «ИРООО»,...