Деловая игра по финансовой грамотности с обучающимися старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Калинина Милана Алексеевна

Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_semeynyy_byudzhet.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра по финансовой грамотности с обучающимися старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»

Автор: Калинина Милана Алексеевна.

Цель: Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

- Формировать знания и умения планирования расходов семьи, ведения домашней бухгалтерии, учить системному анализу несложных экономических расчетов. - Развивать навыки диалогической речи обучающихся при ответах на вопросы.
-  Развивать навыки коммуникативного поведения при принятии коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.

- Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам, ответственность перед другими членами семьи за принятое решение. 

1. Организационный момент.

Ребята, чтобы узнать, чему будет посвящено занятие, предлагаю расшифровать тему. Для этого необходимо решить примеры: «Приложение 1» (РАСШИФРОВКА ТЕМЫ)

Молодцы ребята. Вы справились с этим заданием. Итак, что такое бюджет? (план семьи) Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка».  Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или лица на определённый срок.

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, с какой целью составляется семейный бюджет? На какой период? (Чаще всего он составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.)

Основная задача  при составлении бюджета – правильно распределить ожидаемые доходы на будущий период по различным статьям. 

- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? (доходы и расходы.)

- Как они связаны между собой? (Зависят друг от друга)

- Что от чего зависит? (Расходы зависят от наших доходов)

- И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы. Равновесие должно быть)

- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Нужно разумно тратить и правильно распределять)

Наше сегодняшнее занятие будет проходить в форме деловой игры «Семейный бюджет». Для ее проведения вы разделились на команды-семьи. Вам выделяется семейная копилка, куда вы будете складывать заработанные деньги. Каждой команде будут предлагаться различные задания и от того, насколько правильно вы будете выполнять, как дружно вы будете работать, зависит итог игры. За правильные ответы ваша семья будет получать деньги.

Сейчас теоретические знания будем применять на практике.Ваша задача, придумать:

  1. Фамилию семьи.
  2. Распределить роли. Возраст.
  3. Кем работает или место учебы. Увлечения.

Глава семьи должен представить свою семью.

(Воспитатель раздает реквизит согласно роли. (Бабушке –очки, платок, папе – галстук, маме – фартук, ребенок дет сада – игрушка,  старший брат – студенческий билет, кепка, дедушка – борода, палочка)

2. Основная часть.

Итак! Предлагаю перейти к ЗАДАНИЮ №1 «Подсчитать доходы своей семьи» (приложение№2)

Молодцы ребята, хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов. 

ЗАДАНИЕ №2. Распределить расходы и доходы. (приложение №3)

- Перед вами находится список доходов и расходов семьи. 

Уважаемые семьи, посовещайтесь и распределите их на 2 группы.

Так что же относится к доходам и расходам? 

Варианты статей дохода: премия, заработная плата, выигрыш в лотерею, продажа овощей со своего приусадебного участка, пенсия, вам подарили денежный подарок, пособие на детей, наследство, стипендия.

Варианты статей расхода: продукты, квартплата, билет в кино, оплата телефона, покупка промышленных товаров, оплата электроэнергии, транспортные расходы, платные медицинские услуги, налоги.

Молодцы! С этим заданием вы справились, и я предлагаю ЗАДАНИЕ №3. Распределить расходы семьи (приложение №3)

Перед вами таблица с видами расходов. Распределите монеты  в соответствующие графы следующие расходы: КАРТОЧКА с заданием.

Вы большие молодцы! Отлично справились! Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам сдать экзамен. (приложение №4)

3.Рефлексия.

А теперь необходимо посчитать бюджет семей. Вскрываем свои копилки. Сколько денег удалось вам сегодня заработать?

В заключении хочу дать совет: правильно распределяйте свой бюджет, будьте экономны, не расточительны, умейте овладевать своими чувствами: «хочу», но «не могу», не надо, подождет.

- Я предлагаю нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи. 

- Мы поработали слаженно, дружно, успешно – желтая карточка - кошелек. 

- У нас не всегда была слаженная работа в семье – синяя карточка – кошелек. 

- К сожалению, нам не удалось поработать дружно – красная карточка – кошелек. 

- Почему вы подняли именно эту карточку? (ответы детей)

Приложение №1

Буква №1 

5+6+8= 

Буква № 9 

0+1+1= 

Буква №2 

1+2+3= 

Буква № 10 

10+15+10= 

Буква №3 

4+4+6=

Буква № 11 

2+2+1= 

Буква №4 

4+1+1= 

Буква № 12 

4+0+4= 

Буква №5 

1+5+5= 

Буква № 13 

2+1+3= 

Буква №6 

5+5+5= 

                   Буква №14

                     8+2+10=

Буква №7

7+7+5=

                 

Буква №8

6+4+1=

 

Ответ: 

№1 

№2 

№3 

№4 

№5 

№6 

№7

№8

                  

№9 

№10 

№11 

№12 

№13 

 №14

 

 

   

 

 

   

 

 

 

 

   

  

 

 

Приложение №2

Задание №1. Посчитать доходы семьи.

Доход семьи в марте месяце составляет:

Зарплата папы  - 5 руб.

Зарплата мамы - 3 руб.

Пенсия бабушки - 2руб.

Пенсия дедушки  - 4руб.

 

Итог:

Задание №1. Посчитать доходы семьи.

Доход семьи в марте месяце составляет:

Зарплата папы  - 4 руб.

Зарплата мамы - 2 руб.

Пенсия бабушки - 1руб.

Пособие на ребенка  - 4руб.

 

Итог:

Задание №1. Посчитать доходы семьи.

Доход семьи в марте месяце составляет:

Зарплата папы  - 6 руб.

Зарплата мамы - 4 руб.

Стипендия сына - 2руб.

Пенсия дедушки  - 5руб.

 

Итог:

Задание №1. Посчитать доходы семьи.

Доход семьи в марте месяце составляет:

Зарплата папы  - 5 руб.

Зарплата мамы - 3 руб.

Пенсия бабушки - 2руб.

Выигрыш в лотерею  - 7руб.

 

Итог:

Приложение №3

Задание №2. Распределите на 2 группы доходы и расходы.

Варианты статей дохода: премия, заработная плата, выигрыш в лотерею, продажа овощей с огорода, пенсия, вам подарили денежный подарок, пособие на детей, наследство, стипендия.

Варианты статей расхода: продукты, квартплата, билет в кино, оплата телефона, покупка промышленных товаров, оплата электроэнергии, транспортные расходы, платные медицинские услуги, налоги.

Задание №3. Посчитайте расходы семьи за месяц.

Питание - 2 руб.
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 4 руб.
Прочие нужды / лекарства, игрушки, кино / - 2 руб.
Затраты на одежду – 2 руб.
Транспортные расходы – 1руб

 Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход ____, а расходов______?

Задание №3. Посчитайте расходы семьи за месяц.

Питание - 3 руб.
Квартплата, свет, телефон -
3 руб.

Заплатили за ремонт холодильника - 1руб.
Купили подарок бабушке-
2 руб. 
Затраты на одежду – 1руб.
Транспортные расходы –
1 руб.

Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход ____, а расход _____?

Задание №3. Посчитайте расходы семьи за месяц.

Питание - 4 руб.
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 3 руб.
Прочие нужды / лекарства, игрушки, кино / - 2 руб.
Оплата за дет.сад – 1 руб.
Транспортные расходы – 2руб

 Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход ____, а расходов______?

Задание №3. Посчитайте расходы семьи за месяц.

Питание - 4 руб.
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 4 руб.
Поездка к бабушке на юбилей - 5 руб.

Прочие нужды/ лекарство/канцелярия в школу детям - 2руб.
Затраты на одежду – 2 руб.
Транспортные расходы – 1руб

 Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход ____, а расходов______?

Приложение №4

Экзамен.

Задание - тест. 

1) Из чего складывается бюджет: 

  • из заработной платы, пенсии и стипендии; 
  •  из доходов и расходов; 
  •  из денег. 

2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это: 

  •  расходы; 
  •  проценты; 
  •  доходы. 

3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:  

  •  баранки 
  •  пенсия 
  •  стипендия 

4) Деньги, которые тратятся из бюджета это: 

  •  доходы; 
  •  расходы; 
  •  прибыль. 

5) Лучшим считается бюджет, в котором: 

  • доходы больше расходов 
  • доходы равны расходам 
  • доходы меньше расходов. 

6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:  

  • доходов; 
  • расходов; 

ПРЕМИЯ

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ

ПРОДАЖА ОВОЩЕЙ С ОГОРОДА

ПЕНСИЯ

ВАМ ПОДАРИЛИ ДЕНЕЖНЫЙ ПОДАРОК

ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ

НАСЛЕДСТВО

СТИПЕНДИЯ

ПРОДУКТЫ

КВАРТПЛАТА

БИЛЕТ В КИНО

ОПЛАТА ТЕЛЕФОНА

ПОКУПКА

ПРОМЫШЛЕННЫХ

ТОВАРОВ

ОПЛАТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ

ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

НАЛОГИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий станционной игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Удачная покупка"

Открытое мероприятие «Удачная покупка»Форма проведения: станционная играУчастники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, музыкальный руководитель, возможно участие волонтеров.Цель ...

Интерактивная дидактическая игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

В результате игровой деятельности формировать у детей положительное отношение к финансовой грамотности, интерес к экономике...

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать всё в действии, иначе результата не будет....

Игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать знания детей об источниках финансового накопления денежных средств; формировать навыки эффективного управления личными деньгами; формировать умение ориентироваться в понятиях «...

Картотека дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр  по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Увлекательная квест-игра поможет детям окунуться в мир финансов.. Главный герой - ворона, которая  поможет детям найти клад. Но для этого надо выполнить много интересных заданий. В ходе выполнени...

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

ФинансыО, Финансы! Сказочное слово!Власть и сила, ум и красота.Все хотят, но мало кто готовы –Жизнь отдать финансовым счетам.Это труд, достойный и поэмы,И сейчас, и бездну лет назад.Строгое реше...