Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
статья по математике (младшая группа)

Крылова Ирина Ивановна

В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича  «Сказочные лабиринты игры», способы реализации данной технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylova.statya.konferentsiya_2021.doc.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

И.И. Крылова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11»,

г. Бийск, Россия

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича

«Сказочные лабиринты игры»

         Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича  «Сказочные лабиринты игры», способы реализации данной технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

         Ключевые слова: технология «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, «Фиолетовый лес», развивающие игры, игровые средства, игровая ситуация, развивающая среда.

 Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, элементарных математических представлений является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач. Обучение детей ФЭМП в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

 По ФГОС ДО содержание  программы должно обеспечивать познавательное развитие личности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации [7, п. 2.6]. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы представлены целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста по разделам: количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве и ориентировка во времени.

 Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

 Практика работы убеждает в необходимости использования интересного дидактического материала, подтверждает повышение эффективности работы при использовании занимательной математики.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Задача педагога - сделать ООД по ФЭМП занимательной и необыкновенной, превратить её в игру и творчество.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. Анализируя, основную образовательную программу МБОУ «Гимназия №11» составленную с учётом общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, было отмечено, что имеются  рекомендации по работе с технологией В.В. Воскобивича в части раздела ФЭМП, но что именно это не указано.

  В связи с этим возникает необходимость внедрения эффективной психолого-педагогической технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в части формирования элементарных математических представлений.

   Идея применять игровую технологию В.В. Воскобовича  в  педагогическом процессе пришла с посещения  форума «Педагоги России» в 2018 году в городе Барнауле.  Привлекли красивые, яркие игры, пособия: необычный «Фиолетовый лес», «Коврограф «Ларчик». Обзорный семинар  «Игровая технология интеллектуально-творческого развития «Сказочный лабиринты игры», на котором  Вячеслав Вадимович Воскобович познакомил  с данной технологией, пособиями, методической литературой ещё больше заинтересовал, захотелось погрузиться в сказочные лабиринты игры и «прожить» их вместе с детьми.

  Главной особенностью технологии является, то,  что она содержит целый комплекс развивающих игр («Волшебная восьмёрка», «Геоконт», «Игровизор», «Визор», «Двухцветный квадрат», «Четырёхцветный квадрат»), которые логично, легко и эффективно включаются в привычный педагогический процесс. Все игры сопровождаются сказочными образами.

  Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» психологически комфортна, мобильна, многофункциональна, увлекательна для детей, что  соответствует требованиям ФГОС ДО, и позволяет интегрировать пять образовательных областей развития ребенка. Дети, которые занимаются по данной технологии, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, могут долго концентрировать внимание.

Развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три блока: универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач; предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету (например, ФЭМП); конструктивный блок – в этот блок входят конструкторы – головоломки.

 Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени. К каждой игре разработано большое количество разных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Также немаловажно, что эта технология с «открытым кодом», т.е. ассортимент игр, материалы для их изготовления постоянно увеличиваются, совершенствуются, изменяются.

  Блоки игр: предметный (ФЭМП, развитие речи); универсальный («Фиолетовый лес» с приложением, коврографы с приложением, игровизоры; конструктивный: «Геоконт», игровой квадрат (двух или четырёхцветный), прозрачный квадрат, чудо-конструкторы, эталонные конструкторы, знаковые конструкторы; методический (технология) и герой этой области ФГОСик.

Игровые средства технологии: образные («Фиолетовый лес», сказки, персонажи); фронтальные («Мини коврограф Ларчик», «Геоконт, кораблики «Буль – Буль», «Плюх – плюх»); дополнительные средства (магнитная доска, электронная доска); графические средства (игровизоры, визоры, трафареты, плакаты); творческие (альбомы фигурок, узоры).

Игры В.В. Воскобовича, построены на основе сказки – «Сказочные лабиринты игры». Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Каждая игра имеет свою область и своего героя.  Например, математические корзинки – это зверята – Цифрята и Нолик – Магнолик. С Геоконтом и квадратом Воскобовича знакомят Малыш Гео и ворон Метр, а корабликом Брызг – Брызг командует капитан – Гусь Океанкин  и лягушата – матросы: Озёркин, Речкин, Морейкин.

  «Фиолетовый лес» - это развивающая сенсорная среда, в которой сам лес делится на несколько сказочных мест, описанных в одноименных сказках. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.

    Фокусник   Филимон Коттерфильд – известный фокусник из Города говорящих попугаев. Он в интересной игровой форме знакомит детей  с навыками счета, развивает логическое и пространственное мышление, фантазию, мелкую моторику и сенсорику. Филимон Коттерфильд сопровождает следующие развивающие игры Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Шнур-затейник», «Игровизор». В своей работе применяем образные средства – «Забавные цифры», пространственные карточки «Лев – Павлин – Пони – Лань».

        Комплект «Играем в математику»:  сказочная область Королевство Муравия, персонаж «Королева Мурана» и муравьи - Мурашики («математические корзинки 5, 10» - персонажи «Цифроцирк»; «Счетовозик» - персонаж МагНолик; кораблики «Плюх – Плюх» и «Брызг – Брызг»). Работая со «Счетовозиком» предлагаю ситуацию: ёжик проезжал по улице и не мог определить, кто за каким окошком  находится, используя предметный манипулятор – шнурок выныриваем в окошке 1, огибаем окошко два, ныряем в окошко 4.

На протяжении двух лет использовала в работе  игровые ситуации для детей старшего дошкольного возраста: «Морейкин спасает кораблик от рифов» - закреплять количественный и порядковый счёт в пределах пяти. Плывёт кораблик «По морям, по волнам нынче здесь, завтра там». Наступила ночь, луна спряталась за тучи, начался шторм. Что же делать? Как указать путь нашему кораблику? Давайте поможем Морейкину спасти кораблик! Мы зажжём маяки! На первом ближнем маяке зажжём 4 красных огонька (дети выкладывают), на втором маяке зажжем 3 жёлтых огонька, на третьем 1 белый огонёк. Сколько красных огоньков мы зажгли на первом маяке?; «Как Гусь и лягушата поругались» - закрепить понятия: высокий, средний, низкий. Сегодня капитан Гусь предложил лягушатам провести генеральную уборку на кораблике, а сам отправился покупать продукты для дальнего плавания. Но лягушата не могли распределить работу и поругались. Давайте поможем лягушатам навести порядок на корабле и порадовать капитана Гуся. Постирать паруса, развесить по цвету: на высокую мачту – красные, на самую маленькую – белые, на среднюю – зелёные, остальными флажками украсить палубу, одеть их на шнурок.

Организуя работу по данной теме, разработала перспективный план внедрения игровых ситуаций с детьми младшей группы, которые реализуется   в совместной деятельности и как часть  ООД по ФЭМП. Например,  в совместной деятельности утренний отрезок времени  предлагается детям игра «Фонарики» для закрепления понятий круг, квадрат, большой – маленький), также предлагается ребятам сделать большой круглый домик и зажечь в нём маленький круглый фонарик; как часть ООД по ФЭМП теме «Большой – маленький», работая в Фиолетовом лесу, предлагается ребятам помочь ёжикам утеплить норки: большой ёжик – большими листиками будет утеплять норку, а маленький – маленькими; индивидуальная работа «Спрячь птичку», предлагается ребёнку спрятать птичку на дерево, под дерево – формирование пространственных представлений, также играя с корабликом «Плюх – Плюх» надеть на пальчики много зеленых флажков и один красный – закрепление понятий «много – один».

       Для удобства работы с дидактическими играми по данной технологии составлена картотека на младшую возрастную группу по ФЭМП.  

Особую роль  при обучении детей ФЭМП занимает организация развивающей предметно-пространственной среды в группе. РППС «Фиолетовый лес»  полностью соответствует и выполняет требования к среде, сформулированных во ФГОС ДО [7, п.3.3.4]. Позволяет решать множество задач, предусмотренных ФГОС ДО: развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти); развитие способности к анализу, синтезу, сериации, обобщению. Одна стена в группе оформлена развивающей средой «Фиолетовый лес» и «Коврограф Ларчик», которые расположены в свободном доступе на уровне детей. Игры  и пособия хранятся в специально отведённом месте на полке, в шкафу, в специальных прозрачных папках – конвертах, на которых есть изображение игры, по которому ребёнок ориентируется, какую игру он использует. Также есть игры, которые находятся в свободном доступе для самостоятельной деятельности детей.

 На стене расположены персонажи «Фиолетового леса» и «Коврографа Ларчика»: радужные гномы, пчёлка Жужа, ворон Метр, капитан Океанкин и матросы – лягушата. Всё оформлено так, чтобы дети могли погрузиться в сказочную обстановку Фиолетового леса. Все пособия расположены в прозрачных коробках: «Чудо – соты», «Волшебная восьмёрка», «Игровизоры», «Геоконты», «Шнур – малыш», «Двухцветный и четырёхцветный квадрат», «Прозрачные льдинки».

  Постоянно пополняются пособия – заказы оформляются на геоконт.ру или изготавливают педагоги и родители  самостоятельно.

 В рамках данной темы организуем родительские собрания: «РИВ – что это», «Играя – изучаем», мастер-класс «Изготовление двухцветного квадрата В.В. Воскобовича».

Методические разработки конспектов по образовательной деятельности с использованием данной технологии были представлены на конкурсах: городской «Весна Победы» (диплом  1 степени, 2018); всероссийский конкурс методических разработок (диплом 2 степени).

        Выступала в роли слушателя в научно-практическом веб-семинаре «Технология «Сказочные лабиринты игры» в ДОО и школе»; «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по РИВ»; «Новаторские решения в использовании игр Воскобовича для детей дошкольного и младшего школьного возраста»; «Ментальная арифметика и игры Воскобовича для работы с детьми дошкольного возраста»; «Развитие детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»; «Пять «нейро-эффектов изучения ментальной арифметики с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

  В июне 2020 года прослушала базовые курсы тьюторов  «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича» в условиях реализации ФГОС». Изучив теоретический материал, данной технологии для педагогов был проведён обзорный семинар «Игровая технология интеллектуально-творческого развития «Сказочный лабиринты игры», семинар-практикум «Использование технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

   В данный момент прохожу обучения на курсе вебинаров Э.Н. Панфиловой «Математическое развитие детей дошкольного возраста: программа «Развивалка.Ру».

   Развивающие игры В.В. Воскобовича дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. «Коврограф Ларчик» - способствует логико-математическому развитию детей (классификация, сериация, пространственные отношения), с помощью игры «Геоконт» происходит развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять.    

    Таким образом, игры В.В. Воскобовича – необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника, это находка для воспитателей. Данная технология помогает достичь целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства  по основной образовательной программе МБОУ «Гимназия №11» и успешно выпускникам дошкольного отделения поступить в гимназические классы.            

Список литературы:

1. Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» [Текст] / В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2017. – 73 с.;

2. Воскобович, В.В. Развивающие игры [Текст] / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;

3. «Играем в математику. Использование технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры в математическом развитии детей» под. ред. В.В.Воскобовича

4. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;

5. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. - 160 с.: ил.

6. Панфилова Э.Н. «Математическое развитие детей дошкольного возраста: программа «Развивалка.Ру».

7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера

Изучение математического материала посредством палочек Кюизенера. Примерные игры и упражнения с палочками Кюизенера для всех возрастов дошкольных групп....

Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...

Презентация к методической разработке «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...