Конспект НОД ФЭМП. Образовательная область согласно ФГОС ДО: познавательное развитие. «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Утробина Наталья Владимировна

Занятие по математике для детей 4-5 лет. Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний обучающихся.Форма организации - групповая.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми средней группы «Путешествие на Северный полюс»

Образовательная область согласно ФГОС ДО: познавательное развитие.

Форма организации: групповая.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, диалог, повторение, разъяснение;

Наглядные: , раздаточный материал (игры В. В. Воскобовича: кораблик «Плюх-Плюх»);

Игровые: игра – путешествие, сюрпризный момент (льдинки), физминутка.

Цель: Развитие познавательных способностей и математических представлений детей на основе развивающей игры В.В.Воскобовича, активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи:

Развивающие:

- развивать у детей интерес к познанию окружающего мира.

-развивать воображение.

Образовательные:

-Упражнять в счете предметов в пределах 5.

-Закреплять умение сравнивать две группы предметов в пределах 5.

-Соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

 -Продолжать знакомить с понятием высокий - низкий.

-Закреплять названия основных цветов и их оттенков.

 -Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

-Закреплять понятия/ слева, справа вверх, вниз/.

- обогащать и активизировать словарь детей словами: Северное сияние,  мачта

Воспитательные:

- Воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде (в трудной ситуации).

- воспитывать самостоятельность, активность, любознательность;

- желание познавать окружающий мир, природу.

Предварительная работа: знакомство с животными Севера.

Пособия и материалы: разрезные картинки с изображением животных Севера, разрезанные на части геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), кораблик "Плюх-Плюх", карточки для самостоятельной работы "Соотнеси предмет с геометрической фигурой", ленты разного цвета, разной ширины, демонстрационный материал (пингвины, льдины) по 5 шт., разноцветные льдинки.

ХОД НОД.

- Ребята, приглашаю Вас встать в круг и поприветствовать друг друга.

1. Доброе утро! Улыбнись скорей!              (Разводим руки в стороны).

И сегодня весь день   (легкие приседания с поворотом в стороны – «пружинка»)

Будет веселее.                                                (Поднимаем руки вверх.)

2. Мы погладим лобик, носик и щечки!      (Движения по тексту)

Будем мы красивыми                     (наклоны головы к правому и левому плечу.)

Как в саду цветочки!

3. Разотрем ладошки сильнее, сильнее!      (Движения по тексту)

А теперь похлопаем смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будем все здоровы!       (Разводят руки в стороны)

1. Создание проблемной ситуации

-Ребята, я сегодня проветривала группу, открыла окно, и все мои картинки разлетелись, поможете мне их собрать.

- Посмотрите, кого вы видите на картинках, назовите. (Морж, Белый медведь, Олень, Песец).

- Ребята, а где живут все эти животные? (На Севере, там, где холодно)

-Предлагаю Вам сегодня отправиться на Север, туда где живут эти животные.

- На чем же мы можем туда добраться? Ведь это так далеко?  (предположения детей).

-Предлагаю Вам сегодня отправиться в путешествие на корабле.

Отважный кораблик

Плывет по волнам,

Детишки – матросы,

А я – капитан!

Матросы, забыв

Про усталость и скуку,

В пути изучают

Морскую науку.

-Дорогие матросы, скорее занимайте места. Чтоб наш корабль поплыл, нам надо сначала его рассмотреть.

2. Путешествие на корабле "Плюх-Плюх"

-Сколько мачт на нашем корабле? (5) Давайте сосчитаем? (один, два, три, четыре, пять)

-Одинаковые ли мачты у наших корабликов? (нет. Есть высокая, есть пониже, есть средняя, есть еще ниже и есть самая низкая)

-А что вы видите на мачтах? (флажки)

-Сколько флажков на мачтах? (много)

-Какого цвета флажки на мачтах (красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого)

-Сколько флажков на самой низкой мачте? (один) Какого цвета этот флажок?(синего)

- На самой высокой мачте сколько флажков? (пять). Назовите их цвет?

-Плывет наш кораблик с разноцветными флажками по холодному океану. Плывет быстро- быстро, легко скользит по волнам.

3. Зрительная гимнастика.

- Посмотрите, мы с вами тесно сидим на корабле и не можем повернуться, мы можем все только рассматривать глазами. Посмотрим только глазками вверх, а теперь вниз, посмотрим вправо, влево, а теперь посмотрим по кругу.

4. Работа с геометрическими фигурами

-Вот мы с вами и приплыли, посмотрите, наш корабль, так плыл, так пробивал себе путь, что даже льдины растрескались, раскололись  .

- Они даже стали похожи на геометрические фигуры? Вот эта льдина на какую геометрическую фигуру стала похожа? А эта льдина? (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

-Ребята, а какую из этих льдин я смогу покатить? (круглую). А другие почему не смогу? (будут мешать уголки).

5. Самостоятельная работа с карточками.

-Ребята, чтоб продолжить наше путешествие, нам надо с вами выполнить задание.

- Посмотрите, ребята. здесь на карточке вам нужно найти предметы, похожий по форме на эти геометрические фигуры. и соединить их при помощи линии.

6. Ф/М "Северное Сияние"

-Посмотрите, ребята, что это? (Ленты)

 -Все они одинаковые? (отличаются по цвету)

На севере встречается природное явление Северное сияние - это когда в небе появляются разноцветные сияния, огни. Давайте и мы с вами сделаем северное сияние.

7. Сравнение льдин и пингвинов.

- ребята, пока мы с вами любовались северным сиянием, посмотрите к нам приплыли пингвины. А хватит ли им льдин.

- Посмотрите, сколько приплыло пингвинов (5). Как узнали? (сосчитали)

- А сколько льдин? (4)

-а что больше 5 или 4? (5)

-Как же сделать, чтоб пингвинов и льдин стало поровну?

 

8. Итог занятия

Вот и наше путешествие подошло к концу, где мы с вами сегодня побывали?

чем вам запомнилось путешествие?

9. Возвращение в группу.

 -А нам надо возвращаться в группу. быстро вернуться в группу нам помогут вот эти волшебные льдинки. Возьмите льдинку между ладонями, закройте глаза, покатайте льдинку по кругу.

1,2,3, в группу льдинка нас приведи.

-Откравайте ваши глазки, вот мы с вами и в группе.

Самоанализ занятия

Цель: Развитие познавательных способностей и математических представлений детей на основе развивающей игры В.В.Воскобовича, активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

 Задачи:

Развивающие:

- развивать у детей интерес к познанию окружающего мира.

-развивать воображение.

Образовательные:

-Упражнять в счете предметов в пределах 5.

-Закреплять умение сравнивать две группы предметов в пределах 5.

-Соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

 -Продолжать знакомить с понятием высокий - низкий.

-Закреплять названия основных цветов и их оттенков.

 -Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

-Закреплять понятия/ слева, справа вверх, вниз/.

- обогащать и активизировать словарь детей словами: Северное сияние,  мачта

Воспитательные:

- Воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде (в трудной ситуации).

- воспитывать самостоятельность, активность, любознательность;

- желание познавать окружающий мир, природу.

Демонстрационный материал:

разрезные картинки с изображением животных Севера, разрезанные на части геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), кораблик "Плюх-Плюх", ленты разного цвета, разной ширины, демонстрационный материал (пингвины, льдины) по 5 шт., разноцветные льдинки.

Раздаточный материал:

карточки для самостоятельной работы "Соотнеси предмет с геометрической фигурой"

Методы и приемы

Словесные:  вопросы к детям, уточнение, поощрения

Наглядные: демонстрация предметов, показ способов действия и построения образов. Игровой, метод контроля (анализ выполненных заданий)

Практические: работа с карточками, выполнение действий с предметами, физкультминутка.

Приемы: пояснения, указания, показ, игровой прием, художественное слово, помощь ребенку, поощрение

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие

- познавательное развитие

- социально-коммуникативное развитие

- физическое развитие

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций"Животные Севера", ф/м д/и « Назови фигуру», «высокий - низкий», «Один-много»

Занятие состояло из четырех  взаимосвязанных частей: организационный момент, подготовительный (мотивационный), основной и заключительной части.

Организационный момент и приветствие способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу.

игра "Собери животного" – заинтересовала детей предстоящей деятельностью

Оснавная часть НОД представляла специально организованную и самостоятельную деятельность детей, была направлена на решение поставленных задач. Цели и задачи соответствовали целевым ориентирам ФГОС ДО.

Материал для образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям.

Для активизации детей были использованы следующие методы:

Словесный (беседа, вопросы к детям, словесное поощрение)

Наглядно-демонстрационный – показ наглядных пособий

Практический (работа с карточками)

Приемы – пояснение, показ, рассказывание

Задания подбирались так, чтоб все дети могли на равных участвовать  в работе. Старалась вызвать интерес у детей к деятельности, разнообразить задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания и вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний.

Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Расширяя представление детей по теме, предлагала выполнить детям практическое задание (карточки соотнести геометрическую фигуру с предметом). В течение практической работы у детей наблюдался интерес к заданию.

 Заключительная  часть НОД : усвоение материала детьми, подтвердила успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно.

Данная структура занятия вполне оправдана. Каждый этап занятия направлен на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приемов.

Дети проявляли самостоятельность инициативность. Считаю, что поставленная в начале занятия цель достигнута, задачи выполнены.