Статья - "Современная интегрированная технология математического развития детей дошкольного возраста В.А. Лаптевой "Музыкальная математика"
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье кратко даётся информация о том, что такое интегрированные технологии. Автор знакомит читателей с одной из известных интегрированных технологий – это технологией В.А. Лаптевой «Музыкальная математика», показывает влияние музыки, как средство воспитания, на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_sovremennaya_integrirovannnaya_tehnologiya.docx | 20.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Кинева Надежда Валериевна,
воспитатель
ГБДОУ №12
Петродворцового района
Г. Санкт-Петербург
СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В.А. ЛАПТЕВОЙ «МУЗЫКАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Аннотация: В статье кратко даётся информация о том, что такое интегрированные технологии. Автор знакомит читателей с одной из известных интегрированных технологий – это технологией В.А. Лаптевой «Музыкальная математика», показывает влияние музыки, как средство воспитания, на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Ключевые слова: интегрированные технологии, технология В.А. Лаптевой «Музыкальная математика», музыкально-математические средства, всестороннее развитие детей.
Интегрированные технологии – это технологии, изучающие взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов.
Такие технологии целесообразно проводить в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.
Интегрированные технологи проводят обычно два преподавателя взаимосвязанных предметов или мастер производственного обучения и преподаватель специального предмета.
Интегрированные технологии предусматривают следующие цели:
- Изучение предметов на высоком уровне системности знаний;
- Развитие сотрудничества педагогов;
- Формирование у детей убеждения в связности предметов, в целостности мира.
Современной интегрированной технологией математического развития детей дошкольного возраста является технология В.А. Лаптевой «Музыкальная математика».
Актуализация поиска путей повышения эффективности факторов своевременного развития ребёнка побуждает задуматься над созданием методики, посредством которой интеллектуальные способности детей дошкольного возраста будут выявлены и развиты в возможно более полном объёме. В основу предлагаемой методики положена идея использования художественных средств как фактов общего развития и формирования элементарных математических представлений.
Настоящее обусловило выбор средств для достижения этой цели: математический материал, художественная форма которого весьма привлекательна для дошкольников, поскольку она адекватна доминирующему в этом возрасте типу мышления (наглядно-образному) и составляет основу ведущего вида деятельности (игрового). Средства художественного воспитания в данном случае одновременно являются и средствами познания действительности, ведь они не только стимулируют мыслительную деятельность и позволяют организовать игровые ситуация для её успешного осуществления, но и сами, при условии обладания необходимым и достаточным информационным наполнением, становятся обязательными компонентами развивающей системы.
Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. «Кто это у нас в углу сидит?» - спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой «Углы». Или заплаканному ребёнку говорят: «Не плач – куплю калач. Не реви – куплю целых три», а малыш не только успокаивается, но и знает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчётом элементов разных множеств и сказки, где ситуации с математическим смыслом. Ребёнок растёт и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка, а считалка – это счёт. Вольно или не вольно дошкольник получает знания из области математики, да и из других наук тоже. Математическими понятиями изобилует наша речь: круг, шар, квадрат, площадь, точка, длина, ширина, угол, прямая, кривая и так далее. Эти термины очень рано входят в детский обиход, и к четырём годам у дошкольников уже есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить, систематизировать, подготовить к осознанию на новом уровне интеллектуального развития (в связи с началом формирования словесно-логического мышления) и включить в общую систему обучения и воспитания, то есть сделать частью соответствующим образом организованного образовательного процесса.
Представленная методика предполагает не только и не столько передачу знаний, умений и навыков, сколько возможность учиться получать их самостоятельно. Хотя объём учебного материала и выходит за рамки традиционной программы, он является лишь «информацией к размышлению», которая сама по себе представляет немалый интерес для дошкольника.
Музыкально-математические средства созданной методики одновременно выполняют и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку основываются на возрастных особенностях детей-дошкольников, а также находятся в соответствии с психологическим принципом единства аффекта и интеллекта и представляют собой гармоничное сочетание основ научного знания и художественного творчества.
Музыкально-математический комплекс одновременно способствует и формированию образов, и формированию понятий, а также созданию вторых на основе первых и наоборот.
Музыкальный материал служит и для организации внимания на занятии по математике: услышав музыку, дети внутренне «собираются», припоминают слова уже полюбившейся песенки, готовятся учить новые. Песенки эти не длинные, поэтому ребёнок способен удержать своё внимание на содержании и мелодии до конца разучивания и без особого труда вспомнит их потом самостоятельно или при помощи взрослого.
При создании музыкально-математических средств учитывается не только методическая значимость музыкальной формы, но и её соответствие возрастным особенностям дошкольников.
В связи с тем, что диапазон воспроизведения музыкальной мелодии детьми дошкольного возраста весьма узок, в «математических песнях» он должен оставаться таковым, чтобы у детей не возникало трудностей в процессе пропевания, что неизбежно вызвало бы и затруднения в усвоении математического материала. Кроме того, тональность мелодии должна быть «удобной» и для исполнения на используемом в учебном процессе музыкальном инструменте.
Следует отметить ещё один немаловажный для нормального протекания художественного воспитания факт. Как писал в своих философских трудах Г. Спенсер, «музыка есть только идеализация естественного языка душевных движений, поэтому музыка может быть хороша или дурна, смотря по тому, насколько она соответствует законам этого естественного языка». Следовательно, используя музыкальные произведения в учебном процессе, необходимо учитывать не только то, хороши ли они сами по себе, но и соответствие музыкальной формы тому содержанию, которое педагог в неё закладывает, ведь мелодия в данном случае не самоцель, а средство передачи учебного материала. Поэтому, подбирая (или создавая) мелодию, необходимо стремиться к тому, чтобы она, во-первых, составляла гармоничное единство с вербальной (и другой) информацией и, во-вторых, была желанна для воспроизведения учащимися с точки зрения их возрастных (и индивидуальных) особенностей, а также подходила и для педагога с точки зрения его методических взглядов.
К таким песенкам - попевкам должны предъявляться определенные требования. Нельзя допускать, чтобы безграмотность попала в фундамент знаний ребёнка. Песенки должны быть ёмкими, лаконичными, броскими, чтобы привлечь внимание дошкольника и запомниться ему, стать частью знаний и не наскучить. Как пишет музыковед О. Томпакова, ребёнок от музыки ожидает «образов ярких и динамичных, впечатлений сильных, но не занимающих его внимание длительно».
Используемый музыкальный материал предполагает «подключение» к нему обучаемых не в качестве пассивных слушателей, но в качестве активных участников – исполнителей музыкальных произведений (каковыми дети себя и ощущают в моменты исполнения «математических песен»). Одновременно дошкольники оказываются и участниками мыслительной деятельности, поскольку, разучивая музыкальный материал, они получают и фактическую информацию, которая реально представляет собой математические правила, алгоритмы, посредством знакомства с которыми осуществляется не только информационное наполнение сознания, но и организуется мыслительная деятельность. С достаточной степенью непроизвольностью (что весьма важно в дошкольном возрасте) дети приходят к пониманию взаимосвязей, основанных на общности признаков, зависимостей, которые устанавливаются в соответствии со свойствами, присущими рассматриваемым объектам. У дошкольников складывается СИСТЕМА знаний, но при всём этом они твёрдо уверены, что «просто поют песни». Естественно, занятия не строятся на одних только музыкальных фрагментах, но данный художественный материал является системообразующим компонентом учебного процесса.
Таким образом, музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Во-первых, она делает занятие необычным, более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребёнка. Такое построение учебного процесса даёт возможность каждому ребёнку найти приемлемую для себя форму восприятия информации. Причём на одном занятии обучаемый может уделить больше внимания теоретическому объяснению материала, а на другом – «отдаться во власть» музыкальному строю и с удовольствием петь «математические песни», заодно повторяя правила, определения и таким образом усваивая одни и те же зависимости на различном материале.
Во-вторых, как выражение художественного творчества музыка насыщена образами, являющимися основой наглядно-образного мышления, доминирующего на данном возрастном этапе; и форма подачи материала во многом способствует непроизвольному и ассоциативному запоминанию, в ходе которого происходит усвоение новой информации, необходимой для своевременного формирования мыслительных процессов.
В-третьих, музыка во взаимосвязи с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счёт целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и аффективных компонентов в человеческой психике. Процесс умственного воспитания одновременно показывается процессом эстетического воспитания, происходящим не параллельно с первым, а как единое и неделимое образование. Кроме того, именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно ребёнку.
В-четвёртых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребёнка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие, - своему «интеллектуальному багажу».
В-пятых, избранная основа проведения математических занятий даёт возможность проведения музыкальных «физкультминуток», которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лаптева В.А. Математика… Это песня, которая всегда с тобой // Начальная школа +: до и после. – 2002. - № 7.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.: ил.
3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
4. Никитина Н. Считаем на пальчиках. Учимся правильно считать.
5. Соловьёва Е.В. Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений // Ребёнок в детском сад. – 2002. - №1. – С. 45-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста.»
В статье говорится как играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей, приведен перечень дидактических игр....
Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста.
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют ...
Консультация для педагогов «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов с презентацией...
Доклад «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста»
Современные требования к математическому развитию детей - это развитие познавательных интересов; интеллектуального развития; развитие исследовательской деятельности ребенка; развит...
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...
Методические рекомендации для педагогов "Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...
«Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста»
laquo;Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста»...