Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
методическая разработка по математике (младшая, средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

"Путешествие в Фигурград"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования  в студиях и объединениях «Развивающие игры», комплексное занятие по применению знаний и способов деятельности. Проект комплексного занятия состоит из следующих разделов:

  1. Объяснительная записка.
  2. Методические советы на подготовительный период.
  3. Материально-техническое обеспечение.
  4. План занятия.
  5. Содержание учебного занятия.
  6. Методические советы по проведению занятия.
  7. Методические советы на период подведения итогов.
  8. Литература
  9. Приложения:
  10. Приложение № 1  Варианты игр на взаимодействие, снятие эмоционального напряжения. участников занятия.
  11. Приложение № 2  «Путешествие в Фигуроград» (презентация в программе Power Point).

 

 

1. Объяснительная записка.

 

Игра  является основным, ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре происходит его личностное и интеллектуальное развитие. Интеллектуальное развитие это сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью. Использование развивающих игр позволяет учение делать интересным занятием, порождают интерес  к приобретению новых знаний, умений  и навыков. Кроме того, игра является мощным фактором развития коммуникативных способностей, т.к. в игре ребенок учиться общаться, соблюдать правила, уважать сверстников, радоваться их успехам, не огорчаться при собственных неудачах. 

Использование мультимедийного оборудования  обеспечивает:

  • полноту  восприятия информации - излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений; 
  • повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов; 
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения. 

 

Возраст детей: 5-6 лет.

 

База для проведения мероприятия:  ОУ ДОД, детский сад и т.д. 

 

Место проведения: аудитория.

 

Актуальность данной методической разработки состоит в том, что, мультимедийная презентация занятия помогает представить развивающий материал как систему ярких опорных образов, выстроенный в алгоритмическом порядке, и способствующие  интеллектуально - познавательной деятельности дошкольников, обогащение опыта восприятия.

 

Цель данной методической разработки:  создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности.

 

2.        Методические советы на подготовительный период.

 

Это занятие должно быть составляющей серии занятий  с использованием мультимедийного оборудования, что даст возможность детям активно  и продуктивно выполнять предложенные задания, не отвлекаясь на новизну оборудования.

Показ слайдов и комментарии педагога должны быть синхронизированы Презентация должна дополнять, иллюстрировать речь педагога,  при этом она не должна становиться главной частью занятия. 

Развивающие  пособия, используемые на занятии должны быть хорошо знакомы детям по предварительным играм («Сложи узор», «Геометрическая мозайка»).

Мультимедийное оборудование должно быть расположено так, чтобы была возможность детям стоя  работать при показе определенных слайдов. Возможно использование интерактивной доски при демонстрации презентации, что дает возможность к большему диалогу и взаимодействию с воспитанниками.

Расположение рабочих столов должно быть ленточным способом в два ряда друг против друга. Расположение столов относительно экрана должно быть на расстоянии 2,5 – 3 метров от экрана, под углом 450.

 

3. Материально-техническое обеспечение.

 

Наглядные пособия.

Презентация  «Путешествие в Фигуроград», с заданиями, которые используются  в  содержании занятия.

 

Раздаточный материал ( для каждого участника занятия)

Развивающая игра «Сложи узор».

Набор геометрических фигур.

Индивидуальные бланки заданий.

Наборы цветных карандашей.

 

Технические средства.

Ноутбук.

Мультимедийный проектор.

Магнитофон.

 

Оборудование.

Экран для просмотра презентации.

Столы и стулья, подобранные  в соответствии с ростом детей.

Стол для педагога.

4. План занятия.

Организационный момент. (1-2 минуты)

Вводная часть. (2-3 минуты).

Основная часть занятия, сопровождаемая показом презентации (20-25 минут)

Динамическая пауза ( 5 минут)

Подведение итогов занятия ( 2-3 минуты)

Общая продолжительность занятия  - 30-35 минут.

 

Цель занятия: закрепление знаний по основным геометрическим фигурам и цветам;

 

Задачи:

  • развивать интеллектуальные операции ( анализ, сравнение, обобщение, классификация) и логическое мышления( поиск закономерностей)
  • совершенствовать умение узнавать геометрические формы, опираясь на ряд признаков, 
  • развивать творческие способности, воображение, способности к моделированию.
  • формировать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, навыки самоконтроля

 

 

 

5. Содержание учебного занятия.

1.Организационное начало занятия. .

 

-Один, два три, четыре, пять

Начинаю я считать.

В круг скорее становитесь

И друг другу улыбнитесь.

 

-Здравствуйте, скажем, мы вместе друг другу.

И крепко пожмем стоящему рядом мы руку.

 

2.Вводная  часть занятия. Подготовка к активной деятельности.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в замечательный город Фигуроград.

- Как вы думаете  почему этот город так называется, и кто его жители?

- Действительно, это  необычный город, в нем живут геометрические фигуры. 

- А какие геометрические фигуры вы знаете?

 

3.Основная часть занятия. Активная деятельность детей. Показ презентации.

 

1слайд.  На слайде изображение мальчика и девочки, название занятия «Путешествие в Фигуроград».

 

-Вместе с нами будут путешествовать веселые человечки: Треуголочка и Прямоугольничек. 

- Вы догадались, почему их так зовут?

- Чтобы попасть в удивительный город Фигуроград, мы с вами будем использовать некоторые виды транспорта.

 

 2 слайд.   На слайде изображение автобуса, который состоит из геометрических фигур.

- Итак, наше путешествие начнется на автобусе. Автобус необычный, волшебный Чтобы автобус смог начать движение, необходимо выполнить задание. 

- Задание появится на волшебном облачке. Будьте внимательны.

 Клик мыши. Появление облачка с задание.

 Педагог зачитывает задание: «Найди все прямоугольники и сосчитай их количество»

- Ребята, все зависит от вашей внимательности, если будет названо правильное количество прямоугольников, автобус  изменить цвет деталей и начнет движение. 

Кто готов ответить?

Наведением «ладошки» педагог нажимает на те прямоугольники, который называют дети. При этом  называемые детали изменяют цвет.

- Молодцы, все прямоугольники найдены, и мы может начать наше путешествие.

 

Слайд 3.  Автобус  с измененным цветом частей. По клику мыши исчезает облако, вращается солнце и автобус уезжает вправо.

 

Слайд 4.  Изображение парохода, состоящего из геометрических фигур.

- Как вы думаете, а пароход волшебный?

- И не только пароход, но и облачко, которое принесет нам новое задание.

 Клик мыши. Появление облачка с заданием.

Педагог зачитывает задание : «Определи количество квадратов, треугольников, кругов».

- Начнем подсчет с квадратов. Будьте внимательны, постарайтесь не пропустить ни одного квадрата.

По реакции детей педагог понимает. Что дети готовы отвечать. Как в предыдущем задании наведением «ладошки» педагог ведет подсчет квадратов, треугольников и кругов.

 

Слайд 5.  Изображение парохода с изменённым цветом частей. По клику мыши облако растворяется. Солнце вращается. Пароход уплывает вправо.

 

- Ребята, а вы заметили. В каком направлении мы все время движемся?

 

Слайд 6. Изображение ворот с дорожкой из геометрических фигур. На воротах замок.

- Итак, мы у ворот Фигурограда.  Но посмотрите и здесь нас ждут испытания. Стражник- робот  нам предлагает выполнить следующее задание, чтобы  волшебный замок открылся: «Посмотреть как чередуются геометрические фигуры и дольше продолжить дорожку».

Педагог предлагает после выполнения задания всеми детьми  одному из детей перечислить последовательность  чередующихся геометрических фигур. Одновременно с правильным ответом кликом мыши  вызывается изображение фигуры. 

- Все фигуры стоят на своих местах. Теперь посмотрим откроет ли стражник ворота  в Фигуроград.

Клик мыши, при котором замок «растворяется»

- Молодцы! Вы справились и с этим заданием.

- Фигуроград , город новый и  в нем постоянно строятся дома для новых жителей.  

- Строительство новых домов уже почти завершено, остался только вставить  окна.  И строители   просят нас им в этом помочь – вы согласны?

 

 Слайд 7. Изображение домов с крышами разных цветов слева, разные по форме и цвету  формы окон справа. Перепутанные дорожки показывают пути , по которым необходимо переместить окна в дома.

 

- Ребята, посмотрите, слева показана улица с новыми выстроенными домами.  Эти дома похожи или отличаются? Назовите отличия.

- Посмотрите внимательно все ли части домов изображены?

- Вы правы, не хватает окон. Они расположены справа.

- А что вы можете сказать про окна?

- Посмотрите, дорожки, по которым нужно пройти к каждому дому, чтобы поставить окно – перепутаны. 

- Каждому из вас предстоит внимательно проследить взглядом, можно пробежаться по дорожке и пальчиком от геометрической фигуры к домику и нарисовать  нужное окно в каждом доме.

Педагог предлагает детям выполнить аналогичное задание  за рабочими столами. 

После выполнения задания всеми детьми педагог опрашивает трех детей, каждый из которых называет цвет и форму  одного из домов по выбору. 

Педагог наведением «ладошки» на названую геометрическую фигуру показывает правильность выполнения задания кликом мыши .

 

 

Слайд 8.  Изображение геометрического узора.

 

-Ребята, посмотрите, какой замечательный узор. Из таких узоров жители Фигурограда  начали выкладывать дорожку в аллее, по которой любят гулять. Аллея длинная и я думаю, вы не откажите в помощи достроить эту дорожку?

-Задание следующее: запомнить узор и выложить его по памяти, т.е. так как вы его запомнили.

 Педагог дает еще несколько 30 секунд на запоминание.

 Педагог предлагает  складывать узор в коробочках.

Кликом мыши узор «растворяется»

После выполнения задания педагог  кликом мыши вызывает 9 слайд для проверки  правильности выполнения задания.

 

Слайд 9. Изображение узора.

-Ребята, проверьте, всем ли удалось правильно сложить узор. Если кто-то ошибся, есть возможность исправить  расположение кубиков.

- А теперь каждый принесет свой узор. Чтобы мы могли выложить длинную дорожку.

Дети вместе с педагогом  выкладывают дорожку, составляя  плотно коробочки, в которых выкладывался узор. Получается длинная дорожка из узоров.

- Потрудится каждый смог.

  Замечательный итог.

  По дорожке мы пойдем

  Дружно песню запоем.

- Молодцы , ребята,

- Ребята, а как вы думаете, как могут выглядеть  жители города Фигурограда?

- Давайте пофантазируем, попробуйте  из геометрических фигур   выложить фигурки  жителей Фигурограда. 

 Дети, используя наборы геометрических фигур,  составляют образы.

 После выполнения задания педагог предлагает обойти столы и рассмотреть какие жители Фигурограда получились у детей.. 

4.Выполнение динамической паузы. 5 минут.

 

Педагог предлагает выполнить веселую гимнастику.

С 10 по 15 слайд изображение фигурок детей и разным положением рук, ног.

Смена слайдов происходит автоматически.

С 16 по 21 слайд изображение происходит автоматически , но с более быстрой скоростью.

 Для проведения динамической паузы включается ритмичная веселая музыка.

 

Слайд 22.Изображение здания с надписью «Школа»,  веселые человечки, идущие по направлению к школе.

- В Фигурограде есть замечательная школа. В школе   на занятиях  ребята выполняют разные задания с геометрическими фигурами. А вы хотите выполнить эти задания? 

 Клик мыши – происходит движение человечков, заходящих в здание школы.

- Чтобы выполнить задания,  нам с вами необходимо вспомнить, чем геометрические фигуры могут отличаться друг от друга.

- Вы хорошо знаете , чем фигуры могут отличаться друг от друга, поэтому можно смело приступать к выполнению первого задания.

 

Слайд 22.  На экране текст задания и геометрические фигуры (овалы, треугольники, квадраты), отличающиеся по величине, цвету, размеру.

- Задание, очень сложное, поэтому нужно быть очень внимательными.

 -Посмотрите внимательно на геометрические фигуры, подумайте,  как их можно объединить между собой, в какие группы?

Педагог наведением «ладошки» и кликом мыши показывает показывает названные фигуры – фигуры начинают  вращаться и еще раз подчеркивает тот признак, которые назвали дети.

 -Правильно,  фигуры можно объединить  по величине. Сейчас вращаются фигуры какие по величине фигуры? (маленькие). А сейчас вращаются фигуры …. (средние), Осталось покружиться каким по величине фигурам?

 

Слайд 23. Изображение  дорожек с группами фигур.

 

- Здесь изображены две дорожки,  в  каждой дорожке  фигуры расположены по небольшим группам. Каждая группа фигур находится в своем домике – клеточке. Посмотрите внимательно и    найдите, в какой по счету клеточке  находится группа фигур, которая  отличаются от других групп. Объясните почему?

Педагог наведением «ладошки»  и кликом мыши показывает названные группы фигур, которые  начинают  вращаться.

Вы готовы выполнить еще одно задание?

 

Слайд 24. Изображение текста – задания и трех фигур: треугольника, круга и квадрата.

Детям предлагается сесть за рабочие столы.

 У нас с вами есть три цвета: красный, желтый, синий и три фигуры – треугольник, круг и квадрат. 

Послушайте внимательно задание.

Педагог спокойно прочитывает задание. Через несколько секунд еще раз повторяет и предлагает раскрасить аналогичные фигуры  на своих листочках.

 

5.Подведение итогов. 

 

Слайд 25.  Изображение человечков, дерева с геометрическими фигурами, отмеченными цифрами.

 

- Наше путешествие в Фигуроград закончилось. Скажите, понравилось ли вам наше путешествие? 

- Как вы думаете,  любят жители свой город? Почему?

- Интересно жить в Фигурограде?

- Что вам особенно понравилось во время путешествия?

- Молодцы , ребята. Вы тоже оказались внимательными путешественниками и во многом помогли жителям Фигурограда.

 -Но нам  пора возвращаться. Давайте попрощаемся  с Фигуроградом. Посмотрите, какое удивительное дерево.  А что в нем  необычно?

Дети рассматривают дерево с изображенными на кроне листочками в виде геометрических фигурю

-И прощаться мы с вами будем необычно – давайте по очереди назовем все изображенные фигуры, и если вы правильно называете фигуру, то она исчезает. 

Наведением ладошки педагог указывает  на названную фигуру, если  ответ правильный, фигура исчезает по клику мыши.

 

6. Методические советы по проведению занятия.

При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более «сильную» позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.

Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.

При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.

Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

 

7.Методические советы на период подведения итогов.

Заключительный , рефлексивно – аналитический анализ результатов занятия должен быть направлен на побуждение детей  к самоанализу  и самооценке деятельности , помощь в осознании  мотивов  собственных действий, формированию положительной самооценке.

 

8. Список литературы.

 

Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Текст. / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. — СПб.: Издательство «Речь», 2005. 

М. Габова "Знакомим с геометрическими фигурами" журнал "Дошкольное воспитание" №9/2000.

Буйлова Л.Н «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей» Теория и опыт. – М.  2002

Буйлова Л.Н. Учебное занятие  в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001

Соловьева Л.А. Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. 

 

 

Приложение 1

        Вариант 1.«Пожелания».Каждый участник группы (по кругу) встает и

произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

 

        Вариант 2.«Танцевальный».Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т.д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплемент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеть!», «Какой замечательный сегодня день!» и др.

 

        Вариант 3 «Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Знайкины уголки»

Программные задачи:Образовательные:- актуализировать и закрепить представления детей о трех геометрических фигурах (круг, квадрат и треугольник);- познакомить детей с циркулемРазвивающие:- развивать в...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Знакомство с цифрой 7»

Познакомить детей с образованием числа 7 и учить их считать до 7.-Упражнять в соотнесении предметов по форме с геметрическими образцами.-Упражнять в воспроизведении определенного количества движений п...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений с применением технологии ТРИЗ

Использование современных технологий( в часности ТРИЗ) для формирования математических способностей, развития логики, лидерских качеств)...

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математи...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы "Число и цифра 7"

Число и цифра «7» Цель: Закрепить представление о числе и цифре «7»Задачи:• Формировать представления о составе числа 7 из двух меньших чисел;• У...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Данное занятие по формированию элементарных математических представлений разработано для детей старшей группы с целью закрепления математических знаний, умений и навыков...

Методическая разработка - Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе на тему "Геометрические фигуры Круг. Квадрат. Треугольник"...