Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Шерер Надежда Викторовна

Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детейДидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sr.gr_.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка»,

г. Бердск

Методическая разработка

Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе

«Путешествие в страну геометрических фигур»

Разработала и провела:

воспитатель I кв.категории

Шерер Н.В.

2021 г.

Актуальность:

Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время.

Цель - знакомство с геометрической фигурой – прямоугольник.

Задачи:

- обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

- познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его, квадратом;

- закрепить ориентировку на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу).

- учить делать простейшие выводы;

- воспитывать умение четко выполнять инструкции педагога.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Предметно-развивающая среда:

Демонстрационный материал: сундучок, модули разной формы, фигуры геометрических человечков. Картинки для проведения физминутки. Коврики из геометрических фигур.

Раздаточный материал: плоскостные фигуры квадратов и прямоугольников, листы бумаги, прямоугольные полоски четырех цветов, смайлики настроения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».        

Предварительная работа: Проведение дидактических игр с геометрическими фигурами, плоскостное конструирование из геометрических фигур.

Ход НОД:

1 часть. Вводная часть. Орг. момент.

Воспитатель:  Внимание, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Воспитатель:  В этой стране геометрические фигуры везде-везде. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур. Итак, отправляемся. Ножкой топнем - в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся, глаза закроем - скажем «АХ» - и окажемся в гостях.

2 часть. Основная часть.

Воспитатель:  Вот мы и в стране геометрических фигур. Ребята, посмотрите, что это под деревом лежит? (Сундучок). Дети присаживаются на ковер. 

Воспитатель:  Что же лежит в волшебном сундучке? (Открывают сундучок, а там лежат картинки-загадки).

Воспитатель:  Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины, 2013-03-17 203922

Вам представиться я рад, а зовут меня…

Познакомьтесь - это квадратный человек. А почему он называется так? Что еще есть у квадратного человечка? На какие предметы похож квадрат?

Воспитатель:  Найди домик для квадратного человечка. Дети находят домик (из модулей), в котором живет квадрат.

Воспитатель:  Почему в этом домике живет квадрат?  

Воспитатель:  Следующая загадка.

Прикатилось колесо, ведь похожее оно,

Как наглядная натура,  лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг? Ну, конечно, это …  

Воспитатель: Познакомьтесь, это круглый человечек. (Далее круг разбирается так же как квадрат)

Воспитатель:  И последняя загадка.

Три вершины тут видны, три угла, три стороны,

- Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? -… (Воспитатель показывает треугольного человечка). 2013-03-17 203922

Воспитатель:  Познакомьтесь, это треугольный человечек.

(Далее треугольник разбирается так же как квадрат и круг.)

Воспитатель:  Как можно назвать, одним словом эти фигуры? (Геометрические фигуры). Ребята, а сейчас послушайте историю, которая произошла с геометрическими фигурами.

Воспитатель:  «Сидел как-то квадрат, и смотрел на солнышко. Вдруг видит, бежит к нему треугольник и кричит: «Беда! Беда!» Испугался квадрат, спрашивает: «Что случилось?». Треугольник отдышался и говорит: «Круг катился по дорожке и в яму упал, выбраться не может». Побежали фигуры круг спасать. Подошли к яме, а круг уже из нее выбрался и разговаривает с кем-то неизвестным (выставляется круг и прямоугольник)«Как же ты выбрался?» - спрашивают его фигуры. «А мне новый друг помог. Знакомьтесь, это прямоугольник», - отвечает круг. «Как он мог тебе помочь, он же сам маленький?» «Я могу стать большим, смотри». Перевернулся прямоугольник на другую сторону и стал высоким. (Воспитатель переворачивает фигуру). Удивились друзья и спрашивают, как смог он вдруг вырасти. Прямоугольник объяснил им, что две стороны у него короткие, а две другие - длинные. А вот и новый житель страны  геометрических фигур - Прямоугольник. Нам нужно построить для него домик. (Дети выбирают из строителя прямоугольники и строят домик прямоугольной формы). Все правильно, молодцы.2013-03-17 203922

Воспитатель:  Молодцы, а теперь проходите на свои места.

Воспитатель:  У вас на тарелочках лежат разные геометрические фигуры, возьмите квадрат. Посчитайте сколько углов у квадрата? А сколько сторон? У квадрата все стороны одинаковые? Положите квадрат на стол перед собой и возьмите из тарелочки прямоугольник. Чем прямоугольник похож на квадрат? Давайте посчитаем. А сколько сторон у прямоугольника? Значит и у квадрата и у прямоугольника 4 угла и 4 стороны. Этим они похожи. А чем отличаются квадрат и прямоугольник? Посмотрите внимательно у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника одинаковые стороны?

Воспитатель:  У прямоугольника 2 стороны короткие, а 2 длинные. Возьмите прямоугольник и положите его на столе перед собой на длинную сторону (показ на доске). Прямоугольник стал высоким. Прямоугольник может быть высоким и узким, низким и широким, потому что 2 его стороны короткие, а 2 длинные. Покажите короткие стороны прямоугольника, покажите длинные стороны прямоугольника. Положите все фигуры в тарелочку и встаньте в круг на ковре.

Воспитатель:  Нас ждет Физкультминутка «Сосчитай и сделай».

Сколько треугольников в елочке зеленой,

Столько ты выполни наклонов. (3)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,

Столько приседаний выполни скорей. (4)

Сколько покажу кругов, столько сделаем прыжков. (1)

На полке сколько круглых ваз, в ладоши хлопни столько раз. (5)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,

Столько поворотов выполни сейчас. (2)

На носочки встанем, потолок достанем, и тихонько сядем.

Сидя за столом. Перед каждым ребенком лист бумаги и круг. 

Воспитатель:  Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которую очень любит круг.

Д/и «Куда летит мяч?» Воспитатель загадывает загадку:

Стукнешь о стенку - а я отскочу.

Бросишь на землю - а я подскочу.

Я из ладони в ладони лечу - смирно лежать не хочу…..

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом.

- Это мяч (Показывает круг). А это поле (показывает лист бумаги). Мяч летает по полю. Водите пальчиком мяч по всему «полю» (листу). Положите мяч на середину поля. Где лежит мяч? А теперь мяч полетел (вниз, вверх, вправо, влево). Где остановился мяч? (внизу, вверху и т. д.).

Д/и «Разные коврики».

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, посмотрите, какие лежат красивые коврики из геометрических фигур. Подарите их жителям геометрической страны. Ребята, а у прямоугольного человечка нет коврика, что же делать? Я предлагаю сделать вот такой коврик. (Показать образец, рассмотреть и запомнить его).

А теперь сделайте такой же коврик, и мы его подарим прямоугольному человечку. (Дети выполняют задание по памяти, сравнивают с образцом и кладут коврик около прямоугольного домика).

Воспитатель:  Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и произнесите слова – «Вокруг себя повернись и в группе очутись». Вот мы и в группе, но я думаю, что мы еще не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.

3 часть. Заключительная часть. Итог.

Воспитатель:  Скажите, с какой геометрической фигурой мы познакомились сегодня на занятии? Что больше всего понравилось? В какую игру вам хотелось поиграть еще раз? Вы меня очень порадовали, все молодцы!

Рефлексия:

- Молодцы, ребята, вы все старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Мне с вами было интересно. Кому понравилось наше занятие, возьмите веселый смайлик, кому было не очень интересно - грустный смайлик.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «В стране геометрических фигур»

Конспект содержит игровой материал, соответствующий программе по ФЭМП у детей второй младшей группы....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказочную страну знаний»

Непрерывно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как кажда...

Сценарий открытой непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказочную страну Математики»

Сценарий открытой непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказочную страну Математики» З...

Методическая разработка по Формированию Элементарных Математических Представлений в средней группе «Путешествие к королеве Математики»

Задачи:• Формировать представление о геометрических фигурах, о цифрах и счете в пределах 5.• Закреплять умение располагать вагоны от самого длинного до самого короткого, отгадывать загадки п...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Путешествие в страну Лево и Право"

Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Путешествие в страну Лево и Право"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель:- Организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление знаний о геометрических фигурах, умения находить и опознавать геометрические фигуры, обосновывать свой выбор.-Способс...