Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшего возраста
материал по математике (старшая группа)

Филькина Анастасия Владимировна

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым  и дидактическим  играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_dlya_starshego_vozrasta.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

ФНМП

СЧЁТ И КОЛИЧЕСТВО

  1. «Путаница»
  2. «Сделай столько движений, сколько игрушек нарисовано»
  3. «Сколько у тебя в руках»
  4. «Стук – стук»
  5. «Почта»

СОСТАВ ЧИСЛА

  1. «Подбери  столько же игрушек по одной»
  2. «Назови следующее число»
  3. «Между какими числами находится число?»
  4. «Назови большее /меньшее/ число»

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЁТ

  1.  «Которую игрушку спрятали?»

ФОРМА

  1.   «Кто найдёт?»
  2.  «Гаражи»
  3.   «Поручения»
  4.  «Сложи человека из геометрических фигур»

ИЗМЕРЕНИЕ

  1. «Расставь по порядку»
  2. «В какую коробку?»

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

  1. «Сделай так»
  2. «Путешествие Незнайки»
  3. «Найди место для игрушки»

ОРИНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

  1.   «Придумай предложение на слово,

которое обозначает время»

  1.   «Мои сутки»
  2. «Дни недели – равняйся!»

СЧЁТ И КОЛИЧЕСТВО

ЦЕЛЬ: формировать понятие о числе, учить устанавливать отношения между смежными числами, сопоставляя их по количеству. Знать, что число не зависит от качеств конкретных множеств. Считать с помощью зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

1. «Путаница»

Цель: упражнять в установлении числа предметов /изображений/, сравнивая их по количеству.

Материал: большие числовые карточки и картинки, на которых нарисованы предметы в разном количестве.

Ход игры: детям предлагается с помощью счёта проверить, будет ли  равным количество предметов на картинках и кружочков на карточке. Дети должны сосчитать предметы, найти карточку с таким же количеством кружочков и сопоставить их.

  1. «Сделай столько движений, сколько игрушек нарисовано»

Цель: упражнять в счёте с помощью зрительного и слухового анализаторов.

Материал: карточки размером 20*15 см с изображением нескольких предметов /2 барабана, 4 флажка, 3 мяча, 5 колокольчиков/,соответствующие  игрушки.

Правило: сосчитать количество предметов на карточке, выполнить соответствующее количество движений, извлечь количество звуков/.

Ход игры: детям показывают карточки, и предлагается назвать изображённые игрушки. На столе стоят игрушки: барабан, мяч,  колокольчик, флажок.

Вызванный ребёнок берёт карточку, считает количество предметов, называет – «3 мяча»,  находит соответствующую игрушку, и выполняет такое же количество действий / подбросить мяч 3 раза…/.

  1. «Сколько у тебя в руках»

Цель: упражнять в счёте с помощью различных анализаторов. Сравнивать заданное число с количеством предметов.

Материал: мелкие однородные предметы /шары, каштаны, камешки…/.

Цель: 1 вариант: дети выходят по очереди, поворачиваются спиной к в-лю, который вкладывает в руки ребёнка за спину предметы. Ребёнок должен ощупать предметы, сосчитать и ответить: «У меня 3 шарика».  Можно вызвать сразу несколько детей.

2 вариант: в-ль раздаёт детям таким же способом предметы, затем называет число. Ребёнок,  у которого такое количество предметов в руках, показывает всем и называет результат.

3 вариант: для соотношения предлагается выставлять флажки, по количеству которых, дети определяют у себя количество полученных предметов.

  1. «Стук – стук»

Цель: упражнять в счёте с помощью различных анализаторов; соотносить

Материал: деревянный молоточек, счётные палочки на каждого ребёнка, карточки с изображением разных предметов от 1 до 5, ширма.

Ход игры: 1 вариант: в-ль предлагает детям сосчитать количество издаваемых звуков и выложить столько же счётных палочек. Спрашивает, сколько палочек выложил тот или иной ребёнок и почему.

2 вариант: в-ль показывает карточку с определённым количеством предметов, а дети должны столько раз хлопнуть в ладоши.

  1. «Почта»

Цель: упражнять в счёте предметов и изображений в пределах 1 – 5 /1 – 10/.

Материал: «почтовая сумка», несколько «писем» - карточек с изображением предметов от 1 до 5 /10/, адресованные детям.

Ход игры: «Почтальон» приносит в группу письма». В-ль достаёт конверт с именем какого-нибудь ребёнка. Названный ребёнок, выходит, достаёт из конверта «письмо» - карточку с каким-то количеством предметов, считает их и называет результат. Можно выставить данную карточку под соответствующей цифрой.

СОСТАВ ЧИСЛА

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о том, что число состоит из единиц. Упражнять в составлении чисел, присчитывая по одному.  Устанавливать отношения между числами: каждое последующее больше предыдущего, на 1; определять между какими числами находится заданное число, какие числа смежные с данным числом. Сравнивать смежные числа в пределах 10.

  1. «Подбери  столько же игрушек по одной»

Цель: упражнять в образовании числа способом прибавления по одному; составлении однородных множеств.

Материал: 5 разных игрушек, предметов, объединённых одним родовым понятием, например:  посуда -  1 тарелка, 1 кастрюля…

Ход игры: в-ль показывает детям выставленные в хаотичном порядке предметы, предлагает разделить их на группы так, чтобы каждого предмета в группе было по 1, и каждую группу можно было бы назвать одним словом /посуда, цветы, мебель…/.  В-ль выполняет образец действия, обговаривая свои действия и результат: 1ромашка, 1 роза, 1 василёк, 1 пион, 1 гвоздика – всего пять. Это цветы.

Далее дети по очереди выполняют задание, поясняя сои действия.

  1. «Назови следующее число»

Цель: упражнять в счёте прямом, обратном и в разброс.

Материал: мяч.

Ход игры: в-ль бросает ребёнку мяч и называет число. Ребёнок должен назвать следующее. Так же называют числа в обратном порядке, а затем  в разброс.

  1. «Между какими числами находится число?»

Цель: упражнять в определении числа в натуральном ряду.

Материал: демонстрационные карточки для счёта с цифрами, кружочками.

Ход игры: 1 вариант: В-ль показывает карточки с цифрами, и предлагает им подумать, между какими числами находится число 2. Затем дети определяют,  какое число находится между числами 3 и 5 и т.д.

2 вариант: в-ль показывает карточку с каким-то количеством кружочков, а дети должны назвать данное число и смежные с ним числа.

  1. «Назови большее /меньшее/ число»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел.

Материал: наборы счётных карточек с изображением кружочков / от 1 до 5/.

Ход игры: 1.  В-ль выставляет карточку с одним кружочком, дети называют, сколько кружочков /1/.

 Далее в-ль выставляет справа карточку с двумя кругами. Дети считают, сравнивают, что больше 1 или 2 круга.

Выставляют карточку с тремя кругами, а с одним убирают – дети считают и определяют, что 3 круга больше чем 2 круга.

Таким же образом сравниваются остальные карточки.

2. В-ль выставляет карточку с одним кругом, а дети называют следующее число и говорят: - 3 больше чем 2 на 1.

3. В-ль выставляет карточки в разброс, а дети называют последующее число.

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЁТ

ЦЕЛЬ: упражнять детей в порядковом счёте в пределах 10. Учить различать количественный и порядковый счёт; отвечать на вопросы: Сколько? Который?

  1.  «Которую игрушку спрятали?»

Цель: тренировать в запоминании последовательности расположения предметов в ряду; упражнять в порядковом счёте.

Материал: различные игрушки.

Ход игры:  На столе друг за другом выставлены несколько игрушек. Дети сосчитывают сколько их. В-ль обращает внимание, что игрушки стоят одна за другой. Предлагает назвать, которая по счёту стоит Матрёшка, и т.д. Какая игрушка стоит на третьем месте и т.д.

 В-ль убирает одну игрушку и спрашивает: - Которой по счёту игрушки не стало? / убирать средние игрушки/. Для усложнения можно убирать по 2 игрушки, но не стоящие рядом.

ФОРМА

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей определять форму предметов, сравнивая их с геометрическими фигурами.

  1.  «Кто найдёт?»

Цель: закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться в сходных и различных признаках.

Материал: геометрические фигуры разных размеров и цветов.

Ход игры: 1- в-ль показывает г/фигуру и просит найти к ней пару. Дети называют её форму и цвет.  

2 – показать такую же фигуру, но другого размера и цвета.

  1.  «Гаражи»

Цель: упражнять детей в нахождении и соотнесении одинаковых фигур, действовать по сигналу.

Материал: геометрические фигуры разного размера и цвета.

Ход игры: дети получают г/фигуру, они машины. В разных местах располагают фигуры больших размеров – гаражи. Машины ездят по комнате. По сигналу машины должны заехать в свой гараж.

  1.  «Поручения»

Цель: закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться в сходных и различных признаках.

Материал: г/фигуры разного размера и цвета.

Ход игры: геометрические фигуры разложены в разных местах комнаты. В-ль чертит в воздухе контур фигуры, дети должны найти такую фигуру и принести /показать/, назвать форму, цвет, размер.

        

  1. «Сложи человека из геометрических фигур»

      Цель: закреплять названия частей тела человека, место их размещения; развивать умение подбирать такие геометрические фигуры, которые необходимы для изображения данной части тела.

      Материал: наборы геометрических фигур для каждого ребенка.

     Ход игры:

     Воспитатель предлагает детям представить, что они на прогулке встретили какого-то человека. Этого человека нужно изобразить с помощью геометрических фигур. После того, как выложили фигуру человека, дети должны отгадать, кого они изобразили (мальчика, девочку, мужчину, женщину).

ИЗМЕРЕНИЕ

ЦЕЛЬ: учить сопоставлять и упорядочивать предметы по результату одного измерения. Знать, что место, которое занимает предмет, изменяется в зависимости от того, какое измерение величины сравнивается.

  1.  «Расставь по порядку»

Цель: закрепить понятие, что результат измерения зависит от заданных параметров измерения.

Материал: четыре цилиндра высотой 20, 15, 10, 5 см; диаметром 8, 12, 6, 10 см. Четыре четырёхгранные призмы: высотой 16, 12, 8, 4 см.; длиной 10, 5, 15, 20 см; шириной 2, 4, 8, 6 см.

Ход игры: 1. в-ль показывает детям цилиндры, указывая на их разную высоту,  и предлагает ребёнку расставить их в ряд по высоте – от самого низкого до самого высокого.   Затем цилиндры расставляют от самого тонкого до самого толстого. Дети должны найти среди них самый высокий.

2. игра проводится аналогично с призмами.

  1. «В какую коробку?»

Цель: упражнять в определении и соотнесении  предметов по размеру.

Материал: 5 коробок,  постепенно уменьшающихся в размере. Наборы игрушек: 5матрёшек, 5 колец от пирамидки, 5 шариков, 5 кубиков, 5 медвежат. Размеры игрушек так же с постепенным уменьшением.

Ход игры: дети делятся на 5 групп, садятся вокруг стола /ковра/, на котором разложены все игрушки вперемешку.

Детям дают коробки, они определяют у кого коробка самая большая, меньше…и т.д. затем дети по очереди выбирают себе игрушки, сравнивают, выставляя в ряд, укладывают в свою коробку.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ЦЕЛЬ: учить определять словом положение предмета относительно себя, относительно другого предмета, определять своё положение среди других предметов.

  1.  «Сделай так»

Цель: учить запоминать образец, повторять его конструкцию самостоятельно.

Материал: детали строительного материала.

Ход игры: в-ль предлагает детям рассмотреть строительный материал, назвать его. В-ль создаёт постройку, называя свои действия, накрывает изделие салфеткой; вызванный ребёнок должен  повторить сооружение самостоятельно, поясняя свои действия. Затем обе постройки сравниваются.

  1.  «Путешествие Незнайки»

      Цель: упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, сосредоточенность, глазомер.

      Материал: листы бумаги и карандаши для каждого ребенка.

     Ход игры:

     Воспитатель предлагает детям вместе с Незнайкой отправиться в путешествие. Для того, чтобы не от стать и не заблудиться, нужно бать внимательным.

     Воспитатель: путешествуем от точки – это наш детский сад (две клеточки вправо, одна вниз, три вправо, две вверх, четыре вправо, одна вниз, две вправо, две вверх, две вправо). Там расположен домик.

  1.  «Найди место для игрушки»

      Цель: закреплять умение ориентироваться в групповой комнате; развивать внимательность, память, сосредоточенность; учить складывать игрушки на места.

      Материал: знакомые игрушки, "волшебный мешочек".

      Ход игры:

      Ребенок достает из мешочка игрушку, называет ее и указывает на то место, где она находилась и должна быть, несет ее на это место.

ОРИНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

ЦЕЛЬ: формировать представление о времени, частях суток, времён года, понимать и употреблять слова, которые обозначают время.

  1.  «Придумай предложение на слово,

которое обозначает время»»

Цель: определять местоположение предметов в пространстве.

Материал: красный, зелёный круг светофора, рули, вожжи, жезл регулировщика.

Ход игры: в-ль называет слово, которое обозначает время /поздно, рано, вечер, день, на рассвете, сумерки, полдень, полночь, ночью/. Указанный ребёнок придумывает предложение: «Мы рано проснулись», «Я поздно пришёл домой»

21.  «Мои сутки»

      Цель: закреплять названия частей суток и действия, которые связаны с этой или другой частью суток.

      Материал: два комплекта рисунков частей суток, фишки.

     Ход игры:

     Дети делятся на две команды, по сигналу им нужно разложить картинки с изображением частей суток по порядку.

     Воспитатель: Утром я … (ребенок должен назвать какое-нибудь действие).

  • Днем я …
  • Ночью я …
  • Вечером я …

За каждый правильный ответ ребенку дается фишка. Чья команда соберет больше фишек, та и победила.

22. «Дни недели – равняйся!»

      Цель: закреплять знания о последовательности дней недели; учить помечать их соответствующим цветом; развивать смекалку, ловкость.

      Материал: наборы кружочков на 2-3 группы.

     Ход игры:

    Дети каждой группы берут по одному цветному кружочку, за сигналом выстраиваются по порядку. Побеждает та команда, которая ни разу не ошиблась.

-Понедельник (зеленый).

-Вторник (оранжевый).

-Середа (желтый).

-Четверг (красный).

-Пятница (синий).

-Суббота (розовый).

-Воскресенье (белый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы детского сада.

Дидактические игры  развивают логику, мышление,ориентировку в пространстве....

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей возрастной группе

«Подбери игрушку»Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запомина- нии его учить находить равное количество игрушек.Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать ст...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет»

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников.Раздел «Количество и счет»  «Посчитай»Цель: показать образование чисел.Ход игры. Воспитатель выставляет на наборном пол...

Картотека дидактических игр по ФЭМП (средне-старший возраст)

Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка  применять имеющиеся...

картотека дидактических игр по ФЭМП для старшего дошкольного возраста

картотека дидактических игр по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...