Игры на развитие элементарных математических представлений у дошкольников .
консультация по математике (младшая группа)

Белова Людмила Викторовна

Если вводить простейшую математику в наши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие элементарных математических представлений у дошкольников .

Мы поминутно сталкиваемся с математическими действиями: сосчитать, отнять, прибавить, разделить, умножить. Можно сказать, что математика это способ понимать и практически осваивать действительность.                                                                                  Помочь ребенку развить математическое мышление и освоить математические действия еще в дошкольном периоде в силах родителей. К трем годам у детей уже накапливается примитивный математический опыт, они могут различать формы и соотношения части и целого, осваивают понятия «много» и «мало», так как им постоянно приходится разбираться в происходящем вокруг и отвечать на простые вопросы: «Что за предметы?», «Сколько их?». Позднее ребенок узнает, что числа можно складывать и вычитать, получая новое число, учится распознавать соотношение «больше — меньше». Впоследствии знакомится с простейшим умножением. Занятия, проводимые с дошкольником в игровой форме, помогают осознать ребенку, что математика это не только числа и цифры, а решение жизненных ситуаций.

Для начала необходимо научить малыша отвечать на вопрос «сколько» словами много, мало, один, несколько.

Много и один                                                                                                                                     Игра 1. Играя, давайте малышу задания: принести много шариков и один кубик. Принести много кубиков и один шарик. Взять много карандашей и один фломастер. Положить на стол много карандашей и мало фломастеров. Топнуть один раз ногой и хлопнуть несколько раз руками.

Игра 2. Можно играть дома и на улице. Попросите ребенка перечислить предметы окружающей обстановки — которых много или один.

Игра 3. Предложите ребенку рассмотреть картинку, на которой изображены предметы в разном количестве. Пусть ребенок ответит на вопрос, каких предметов несколько, каких много, а какой один.

Игра 4. Дайте ребенку карточки-раскраски, на которых изображены предметы по одному и группой. Пусть раскрасит те, на которых изображен один предмет.

Игра 5. Потренируйтесь с привычными игрушками, пусть ребенок раздаст им что-либо: кукле дать много цветов, а мишке несколько, на куклу Машу надеть много вещей, а на куклу Аню мало, зайчику дать много конфет, а волку одну, и т. д.

Игра 6. Пусть ребенок, убирая игрушки, правильно выполнит ваши задания: на верхнюю полку поставить несколько игрушек, а на нижнюю много, в правый ящик положит много игрушек, а в левый одну и т. д.

Часть и целое

Дайте ребенку начальное представление о том, что такое часть и целое.

Игра 1. Дайте ребенку две конфеты и попросите поделиться с вами. Что он сделал? Сколько конфет у него? А у вас? Поделите пополам яблоко, мандарин и т. д., сопровождая словами: «Тебе половина, и мне половина».

Игра 2. Вспомните известное стихотворение «Мы делили апельсин». Продемонстрируйте его на наглядном примере, разделив его между игрушками:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один!

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для утят,

Эта долька - для бобра.

А для волка — кожура!

Привлекайте ребенка к работе по дому, давая ему простейшие задания по делению на части: разложить вещи для глажения из одной стопки в две, разложить конфеты в вазочки расставить цветы в вазы, насыпать в сахарницу половину пачки сахара и т.д.                          

Игры на определение признаков предмета

Вырабатывайте у ребенка умение определять признаки предметов и ориентироваться в формах и величинах .

Научите его из множества выбирать предметы по признаку.

Найди такой же

Вам понадобится набор шаров разного цвета и размера. Вы можете также использовать воздушные шары разного цвета, надувая их до разных размеров. Смысл игры заключается в том, что ребенок должен отобрать сходные по какому-либо признаку предметы.

1. Из множества шаров одного цвета, но разных по размеру выбрать большие.

2. Из множества шаров разного цвета выбрать красные.

3. Из шаров разного размера и цвета выбрать:

а) все большие;

б) только красные;

в) большие синие шары.

Обсуждайте с ребенком его выбор, пользуясь словами : одинаковый, тоже большой, такой же.

Разложи в коробочки

Вам понадобятся две коробочки разного размера и набор мелких предметов разной формы. Можно использовать довольно известный набор «Чудо-мешочек». Предложите ребенку разложить предметы в разные коробочки: круглые в большую, квадратные в маленькую.

Подбор пар

Предложите ребенку выбрать два одинаковых по размеру кубика, мячика, карандаша, воздушных шара.

Накрываем на стол

Предложите ребенку накрыть на стол, разложив продукты в тарелочки разного размера: яблоки в большую тарелку, мандарины в среднюю, конфеты в маленькую и т. д. Можете также сервировать кукольный стол, используя разную и одинаковую посуду. Обговаривая сервировку стола, используйте слова: такая же, одинаковая, большая, маленькая, средняя, больше, меньше.

Геометрические фигуры

Игра учит различать предметы по цвету и форме

Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

 Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы.  Изучайте круги разного цвета.

 После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.

 Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры...

" Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ"

Презентация личностно-ориентированного подхода для формирования  математических представлений у дошкольников с ОВЗ...

Дидактические игры в развитие элементарных математических представлений у дошкольника.

Интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающег...

Отчёт по самообразованию на тему "Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольника".

формировать у детей интерес к математике с помощью заданий. игр. Способствовать у детей внимание и сообразительность....

ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста...

"Математический сундучок" (дидактические игры на развитие элементарных математических представлений)

Актуальность:  с  каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. Дети  с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образовании. Если для родителей нормально р...