Отчёт по самообразованию на тему "Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольника".
статья (младшая группа)

формировать у детей интерес к математике с помощью заданий. игр. Способствовать у детей внимание и сообразительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольника». За 2020-2021 учебный год.

Воспитатель Кобзарь Н.Ф.

Дидактические игры в развитие элементарных математических представлений у дошкольника.

Цель:  Формировать у детей интерес  к математике, с помощью       заданий и игр, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности.

Задачи:

1. Формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и счете, о величине и  форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени.

2. Освоение способов количественного сопоставления – установление взаимно однозначного соответствия, сравнения результатов счета и измерение.

3. Активизировать умственную деятельность, закреплять полученные знания и умения в  самостоятельной и познавательной деятельности.

4. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, зрительную память.

    Для развития математической активности и достижения высоких результатов по математике, я использую не только различные методы и приёмы, но и различные средства обучения. Ведущее место среди них отвожу дидактическим играм и упражнениям. Из опыта работы сделала вывод, что у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее чем слова, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игровых действий. Д/игры и упражнения подбираю соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу « от простого к сложному». Если ребёнок  чувствует в игре затруднения, я стараюсь помочь ему наводящими вопросами. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать и делать выводы.  Например : Д/и «Магазин ковров» или «Узор на ковре» в младшем возрасте нужно назвать геометрические фигуры по углам ковра и в центре, в старшем возрасте узор усложняется.

    Игру я разбираю по её структуре – это, дидактическая задача, содержание, правила и игровое действие. Слежу за тем, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения, и в тоже время не превращали игру в занятия или упражнения. Мы стали работать с детьми над  такими определениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, а также начали использовать слова определяющие время суток: утро, день, вечер, ночь. Учимся с детьми выполнять задания типа: встань так чтобы впереди от тебя был шкаф, а сзади стол и т.д. При помощи таких игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положения того или иного предмета по отношению к другому.

    Для того,  чтобы заинтересовать детей и результат был лучше, я использую в дидактической игре сказочного героя. Например: Д/и игра «Найди игрушку» я говорю детям: - « Ночью, когда в группе никого не было,  к нам прилетела пчёлка Майя, и принесла в подарок игрушку. Майя  любит шутить, поэтому она спрятала игрушку, а в письме написала, как можно её найти.»

    Я распечатываю  конверт, и вместе с детьми мы выполняем это задание. Например:  «Надо встать перед столом и пройти три шага вперёд, затем повернуть направо и пройти ещё три шага и т.д.» Дети вместе с воспитателем выполняют задание и  находят игрушку.

   Я изготовила дидактические игры и дидактические упражнения способствующие развитию пространственных ориентировок: « Найди похожую », « Расскажи про свой узор», « Путешествие по комнате», и многие другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали лучше справляться со своими заданиями.

    Увлекшись игрой дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включатся в игру с желанием.

   Как показывает многочисленная практика, дети лучше усваивают любой материал, играя. Важно определяя правила игры, ставить детям такие условия, при которых бы они  получали радость от знаний. При проведении дидактических игр, помню, что нельзя переутомлять детей, что дидактические игры и упражнения, должны  создавать у детей хорошее настроение и вызывать радость. Эта радость является залогом успешного развития и имеет большое значение для дошкольного воспитания.

   Как писала Н.К. Крупская ( Игра для детей учёба, игра для них труд, игра для них серьёзное воспитание, игра – способ познания окружающего мира.)  С помощью игр я передаю  не только определённые знания и представления, но и учу детей играть. Одновременно являюсь учителем и участником игры. Благодаря наличию игровых действий часто применяю на занятиях дидактические игры, игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», « Три медведя», «Колобок» …. Стихи детских поэтов С. Михалков «Котята»…, С. Маршак «Весёлый счет» …,  считалки и потешки, тем самым делаю обучение более занимательным и интересным.

 Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: « Помоги колобку найти дорогу к домику», « Соедини точки», « Цветные вкладыши», « Кто быстрее», «Собери снеговика», «Что лишнее», «Укрась платочек», « Большой маленький», «Один  много» …..

   Изготовила папку передвижку для родителей  « Дидактические игры с детьми  в детском саду и дома».

   Консультации для родителей « Игры для детей на изучение формы, цвета и величины», « Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Играем вместе с детьми».

    Приступая к работе по данной теме я использовала литературу: А.Н.Давидчук, Л.Г.Селихова « Дидактическая игра – средства развития дошкольников 3-7 лет», М.А. Задорожная « Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников», Н.М.Захаревич « Математика для дошколят у детей  3-4 лет».

Перспективы на 2021 – 2022 учебный год.

1. Продолжить  работу по теме: « Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольника.» ( согласно возрастной группе).

2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр и упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

Самообразование "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Самообразование «Использование развивающих игр при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников»...

Дидактические игры в развитие элементарных математических представлений у дошкольника.

Интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающег...

Самообразование по теме : «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр».

Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»....

Игры на развитие элементарных математических представлений у дошкольников .

Если вводить простейшую математику в наши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко....